Мы бродячие артисты…

Культура

Песню, из которой взяты слова для этого заголовка, можно назвать готовым сюжетом и для всего рассказа об одном из старейших творческих объединений нашего района – народном цирке «Лемико». Почти четверть века им руководит Татьяна Миронова (её общий стаж в цирке 44 года).

Выступление ребят из этой цирковой студии гарантирует зрителям массу положительных эмоций и восторга. Только вот всё реже у белореченцев бывает такая возможность. 

Встретившись с Татьяной Николаевной, интересуюсь, почему «Лемико» не видно, уж не вышла ли она на заслуженный почти десять лет назад отдых?

– Силы, понятно, уже не те: на трапецию не полезу и не прыгну сама, чтобы показать детям, как правильно это делать. Но и совсем без цирка свою жизнь не представляю, – ответила она. – Занимаюсь с детьми (хотя их у меня уже намного меньше), и первые места наш цирк берёт в творческих конкурсах по-прежнему, и на профессиональных аренах достаточно выходцев из белореченской цирковой студии. А вот кочуем чаще не с представлениями, как того хотелось бы, а в поисках помещения для занятий. Это для нас серьёзная проблема. Сейчас в составе городского развлекательного центра стало полегче, но полностью проблема пока не решена.

Да и с выступлениями сложности у юных циркачей тоже есть. Времена, когда разъезжающие по городам и весям артисты свободно устраивали представления на любой площади, канули в Лету. Теперь на платное выступление нужно иметь разрешение, которое получить не просто. 

– Принять участие в концерте, конкурсе нас, конечно, приглашают, только нам нужно ещё и зарабатывать. Цирковое оборудование очень дорогое. Дети хотят и могут зарабатывать сами, но не получается, – делится Татьяна Миронова. – Хотя мы многое делаем сами: шьём костюмы, изготавливаем реквизит, да не всё в наших силах. И разница между самодельным и профессиональным реквизитом огромная. С профессиональным дети быстрее учатся, выходят на высокий уровень мастерства. 

Впрочем, даже при всех сложностях дети получают в студии такие навыки, что могут выступать наравне с профессионалами. 

– С клоунами у цирков чаще всего бывают проблемы, – рассказывает Татьяна Николаевна, – так наших тогда ещё мальчишек звали в цирки-шапито, приезжавшие на гастроли, и они работали. Сейчас они уже взрослые, выступают на большой арене. А недавно Виталий (сын Татьяны Мироновой, профессиональный артист цирка) позвал наших девочек Люсю Шаноян, Вику Половьянову, Женю Белокурову и Маргариту Гетту поучаствовать в номере. Номер с четырьмя жонглёршами получился красивый, но две девушки очень скоро ушли, затем третьей предложили контракт. Место освободилось для наших. Они студентки колледжа, но любовь к цирку остаётся. Девочки согласовали занятия в учебных заведениях так, чтобы можно было выступать. 

Если зрители смеются,  значит празднуем успех

Главной целью цирка во все времена было вызывать яркие эмоции у зрителей. Смех и радость, удивление и восторг – всё это дарит людям цирк. А что он даёт самим артистам, которые с детства готовы терпеть бытовые трудности, работать до седьмого пота ради выхода на арену? Дело в том, что в цирке человек с детства учится преодолевать себя, открывать в себе новые способности, ставить высокие цели и достигать их, почти как в большом спорте. А ещё артист цирка – это не просто исполнитель, он чаще всего является автором номера и его постановщиком. И по многожанровости артистов цирк несравним ни с одним видом искусства. Тут нет дублёров, повторения неудавшихся кадров. Каждый номер выполняется здесь и сейчас, как говорится, вживую. Цирк живой – этим он и ценен от древности и до сих пор. Поэтому главной наградой артиста цирка остаётся такая же живая реакция зрителей. 

Гастролировать «Лемико» приходится по приглашениям организаций, уже хорошо знающих наших циркачей. Это создаёт дополнительные сложности.

– Когда приезжаешь к тем, кто уже нас видел, приходится менять сценарий. Иной раз на всё про всё два дня остаётся. И тогда у меня ни сна, ни отдыха. Но стараемся. Наверное, за это нас и любят, – скромно говорит Татьяна Николаевна. – На днях пригласили нас в детский садик. Мы показали «Волшебную лампу Аладдина» в новой версии. С костюмами мне пришлось колдовать неделю – дети-то выросли. А сценарий вместе с детками мы за один день подработали и всё выучили. Я даже не ожидала, что всё так здорово с минимумом подготовки получится.

У цирка «Лемико» есть свои почитатели, постоянные зрители. Это школы, детские сады района, Белореченская воспитательная колония, где воспитанники меняются, но любовь к цирку не уходит.

– У нас не одно благодарственное письмо от руководства колонии. Начальник колонии, в которой мы недавно опять выступали, рассказал, что к ним приезжали откуда-то циркачи, так ребята потребовали, чтобы пригласили их любимый цирк, то есть наш, – поделилась руководитель народного цирка. – Знаете, я иной раз смотрю на этих взрослых ребят и думаю: если бы в их детстве был цирк, возможно, они бы пошли по другому пути. Они здесь только впервые увидели цирк, не говоря уж о возможности заниматься. А что у многих из них получилось бы, я не сомневаюсь. Нет детей совсем без талантов и способностей.

Мы великие таланты, но понятны и просты

Чтобы не лишать детей возможности реализовать свои таланты, Татьяна Николаевна ни перед чем не останавливается. Нет средств у родителей – она свои небогатые доходы (пенсию и зарплату, когда она есть) подключает. Так, оплачивала такси из города до посёлка Родники, где тогда находилась студия, для девочки, виртуозно игравшей в небольшой постановке по известному мультику «Маша и Медведь». И не только для неё.

– Паша Караханян маленьким был, – вспоминает Татьяна Миронова. – Жил где-то в районе птицефабрики (остановка «Воробушек») и ходил оттуда в Родники пешком. Родители давали ему деньги на маршрутку, а он экономил на пирожок. Я, когда узнавала, что денег на дорогу нет, отправляла его на такси. 

У неё занимаются в основном дети не из зажиточных семей. И Татьяна понимает, что они не всегда досыта едят, поэтому, когда цирк приглашают выступить на каком-либо большом празднике, она обязательно договаривается, чтобы юных артистов покормили. 

Вырастая, воспитанники Татьяны Мироновой не забывают о своей наставнице, которая для многих стала второй мамой, а если точнее – крёстной матерью. Крестников у неё с каждым годом прибавляется.

– Как же иначе? Мы ведь молимся о тех, кто после школы поступает в учебные заведения или сдаёт выпускные экзамены, – объясняет деятельность, выходящую за рамки обязанностей руководителя кружка, Татьяна Миронова. – Так я уверена, что мои дети всегда под защитой. 

За всё, что сделала она и делает для ставших ей родными детей, наградой наставнице становятся достижения бывших воспитанников в профессии. Радует её, что именно из студии начался их путь в творчество. Пусть не все поступили в цирковые училища, приобретённый здесь опыт оказался для всех не лишним. Например, в этом году воспитанницы народного цирка «Лемико» Евгения Белокурова и Виктория Половьянова, Анастасия Фролова, Маргарита Гетта и Никита Чуринов принесли своим ссузам победу. Они получили дипломы лауреатов 1 степени краевого смотра любительского художественного творчества «Салют талантов» среди профессиональных организаций Краснодарского края. Успешно в очередной раз участвовали лемиковцы – Евгения Белокурова, показавшая номер «Игра с тростью», Люся Шаноян, мастерски управляющая хула-хупами, сёстры Виолетта, Маргарита и Полина Палига с номером «Русский сувенир», клоуны Денис Давыдов и Александр Гетта – в третьем межрегиональном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Цветы Предгорья», проходившем в Мостовском районе. Здесь наши циркачи постоянные участники и победители. Первые места занимают они и в традиционном районном фестивале детского творчества «Радуга», посвящённом Дню защиты детей. В этом году в общую копилку наград коллектива внесла свой вклад Маргарита Палига, получившая диплом первой степени. И в целом коллектив народного цирка «Лемико» занял второе место в районе даже не в цирковом, а в театральном конкурсе за прекрасную постановку «Алиса в стране чудес».

Сама Татьяна Миронова, если лично где-то принимает участие, тоже без наград высшей пробы не остаётся, вот и в в прошлом году в конкурсе культработников заняла 1 место.

Татьяна Николаевна постоянно следит за творчеством своих бывших воспитанников. Но, рассказывая о достижениях профессионалов, она называет лишь тех, кто добился успехов в этом году, потому что всех её учеников со всеми их победами сразу вспомнить невозможно. В настоящее время её воспитанники работают в разных странах, выходят на международные арены.

В этом году окончил цирковое училище Виталий Кацера, и его сразу же взяли в «Королевский цирк» Гии Эрадзе. Но главной её гордостью как матери и наставницы, конечно, остаётся сын Виталий, окончивший второе учебное заведение – ГИТИС, имеющий теперь диплом режиссёра. Виталий достиг в жонглировании высочайшего мастерства. В этом году он участвовал в международном фестивале «Золотой Карл», где взял Гран-при и стал вторым в мире жонглёром, который обладает этой наградой. 

Но Виталий Миронов не «зазвездился». Приезжая в Белореченск, встречается с детьми, раскрывает им тайны своего мастерства, поддерживает студийцев материально, привлекая их в свои проекты. Двенадцать профессиональных булав в арсенале «Лемико» – это его подарок. 

– А профессиональные катушки – от Вазгена Шанояна, – делится Татьяна Миронова. – Он тоже работает в цирке, на своих катушках поднимается под облака. Но от земли не отрывается и о нас не забывает. Человек он уже успешный, обеспеченный. Купил новые катушки, а свои нам подарил. 

Недавно Паша Караханян спросил у Татьяны Николаевны, чем помочь. Зарплата у него уже такая, что нам, живущим на периферии, и не снилась. Бывшая наставница же в ответ потребовала купить новый веник вместо того, который он когда-то потерял, работая клоуном в цирке. Это, конечно, шутка.

– Когда они ко мне с таким вопросом обращаются, я обычно прошу их фотографии и видео номеров, – признаётся Татьяна Миронова. – Смотрю выступления и не могу поверить, что это мои мальчишки и девчонки такие вещи творят! 

А для кого-то из лемиковцев полученные навыки послужили толчком для организации предпринимательской деятельности. Ведь цирк – это симбиоз очень разных направлений искусства. Как в той же песне: «Мы певцы и музыканты, акробаты и шуты». В условиях современной жизни человек, умеющий держаться на сцене, увлечь и развлечь массу людей разного возраста, вызвать положительные эмоции, всегда востребован. Пример успешного предпринимателя, получившегося из бывшей воспитанницы цирка, в районе тоже есть. 

Путёвку в жизнь студия дала также Татьяне Кургузовой (учится на третьем курсе московского циркового училища) и Татьяне Степовой, которая окончила с отличием цирковое училище, а затем по направлению «физическая культура» ещё и академию.

Чтобы белореченцы знали об успехах своих земляков, Татьяна Миронова предложила вести на страницах «Огней Кавказа» рубрику и публиковать рассказы о людях, получивших путёвку в жизнь, в профессию здесь, на белореченской земле. Ждём рассказы от инициатора идеи, а также от всех учителей, наставников, тренеров, чьи ученики и воспитанники могут служить примером для белореченской молодёжи. 

Любовь КАЛИНИНА.

На снимке: Люся Шаноян, Виктория Половьянова, Евгения Белокурова и Маргарита Гетта

Оцените автора
Огни Кавказа