Посёлок Заречный — имение купца Завершинского

Культура

Сотрудники городского историко-краеведческого музея побывали у коллег в Белореченской воспитательной колонии (пос. Заречный). Музей истории хоть и занимает всего одну комнату в исправительном учреждении, но в его стенах накоплен достаточно большой информационный пласт, связанный с историей земли белореченской.

Из фондов

Кроме истории самой воспитательной колонии, музей хранит память о населённых пунктах, на землях которых почти 100 лет назад появилось данное учреждение. Благодаря директору школы колонии Оксане Шаповаловой, учителю истории и «хозяйке» музея Елене Колмагоровой фонды городского учреждения пополнились оригиналами и копиями документов, фотографий, воспоминаний, связанных с историей белореченской земли и её жителей. В результате изучения данных материалов была приподнята ещё одна завеса тайн, которые остаются на нашей малой родине.
Основным источником информации стали рукописные тетради с воспоминаниями старожилов, записанные в 1980-е годы Еленой Свентицкой, создателем музея истории боевой и трудовой славы колонии.
По воспоминаниям Матрёны Прокофьевны Труш (родилась в 1902 году на х. Старо-Горбоконеве, где и жила до 1929 года), земли, на которых сегодня располагается посёлок Заречный, до революции принадлежали трём крупным землевладельцам: Завершинскому, Мальянцу, Кириленко. Часть территории, принадлежащей воспитательной колонии, – это усадьба заводчика Мальянца, который был управляющим винокуренным заводом (здание бывшего клуба пос. Заречного). В его владения также входили амбары для хранения зерна, погреба с ёмкостями (баками) разной вместимости для вырабатываемого заводом продукта, водяная мельница, расположенная в овраге рядом с заводом, а также мост через реку Белую. Своих полей у Мальянца не было, поэтому он закупал сырьё для завода (зерно) у местного населения. Жители, в свою очередь, на его мельнице мололи зерно на муку. Отходы от винзавода, называемые бардой, местные покупали у Мальянца и выкармливали ими свой скот. Сразу за оврагом в сторону реки Белой площадь была занята многочисленными землянками, базами для скота. «Здесь стояли так называемые чумаки, в основном с волами, – вспоминает Андрей Иванович Блискавка, 1905 г. р., уроженец х. Старо-Горбоконева. – Они занимались перевозом разных товаров. А волов откармливали бардой».

История белореченских земель

С приходом Советской власти Мальянц эмигрировал за границу. Распоряжением Майкопского округа в здании бывшего завода разместили беспризорных детей. Погреба с винными запасами были ликвидированы, а ёмкости переданы маслозаводам, ставшим государственными. Амбары также разобрали, из их материалов, например, была сделана начальная школа х. Старо-Горбоконева.
За владениями Мальянца начиналось поместье Кириленко. Поля его простирались вплоть до железной дороги. Между владениями Мальянца и Кириленко проходила дорога со Старо-Горбоконева в станицу Белореченскую. В период национализации землю у Кириленко отобрали. На принадлежавших ему владениях в советские годы раскинулись земли совхоза «Южный».
Самым богатым был третий землевладелец – промышленник Иван Завершинский. Сам Иван Васильевич жил в уездном городе Майкопе и считался там богатым горожанином. Ему принадлежали вальцовая механическая мельница «Швейцария», паровой лесопильный и кирпичный заводы, фабрика сухих и приготовленных на масле красок, оптово-розничная мучная торговля, ссыпки зернового хлеба и масленичных культур.
В центре Майкопа на ул. Офицерской (сейчас Краснооктябрьская) располагалась его лавка железно-скобяной торговли. Благодаря статье Дмитрия Крылова «А вы пошли бы к Завершинскому?», опубликованной в газете «Советская Адыгея», мы теперь знаем, чем торговал купец. В лавке можно было приобрести кровельное железо: чёрное, луженое, оцинкованное; сталь для изготовления предметов домашнего обихода и инструментов: ножей, серпов, стамесок; самовары; посуду железную эмалированную, примусы и керогазы спиртовые, керосиновые, бензиновые; утюги: угольные и плиточные. Предлагал Завершинский и другие товары: печи комнатные, огнеупорный кирпич, трубы для водопровода и колодцев, линолеум для настилки полов, толь кровельный, медь листовую и в прутьях, цинк, олово, свинец, гвозди строительные и ухнали – для прикрепления подков к копытам лошадей, болты, гайки, тесьму вожжевую, скребницы и щетки конские, платяные, сапожные, канаты, верёвки, скипидар, керосин, спирт, деготь колесный…
А ещё Иван Васильевич был владельцем гостиницы «Европейская», которая была построена в Майкопе в 1907 году в неоклассическом стиле напротив базарной площади (ныне площадь Ленина). Здание это сохранилось до сих пор. В начале прошлого века в гостинице Завершинского останавливался с родителями будущий известный драматург, сценарист, писатель Евгений Львович Шварц. Тот самый, который создал сценарий к фильму «Золушка», пьесы «Обыкновенное чудо» и «Сказка о потерянном времени». Этот факт был зафиксирован в дневниках
Е. Шварца: «Но вот, наконец, совершается переезд в Майкоп, на родину моей души, в тот самый город, где я вырос таким, как есть. Все, что было потом, развивало или приглушало то, что во мне зародилось в эти майкопские годы. Проехав в карете около ста вёрст, мы попали, наконец, в мой родной, счастливый и несчастный, город. Остановились в гостинице Завершинского против базарной площади».
Иван Завершинский был также гласным (депутатом) Майкопской городской думы. И это ещё далеко не всё! Ему принадлежали мельница на хуторе Назаров, паровой маслобойный завод в ст. Дондуковской, производство бондарной трости для пивоварной и маслобойной посуды из собственных лесных дач в юрте ст. Дагестанской. Он занимался хлебопашеством, травосеянием, скотопромышленностью и коневодством в ст. Гиагинской.

Экономия на территории посёлка Заречного

На белореченской земле Завершинский владел экономией «Ивановка». Экономиями до 1917 года на юге России назывались крупные помещичьи хозяйства, в которых использовались наёмный труд и сельскохозяйственные машины. Предполагаем, что земли частично простирались на территории современного посёлка Южного и соединённого с ним хутора Ивановского. А название, возможно, было дано в честь самого хозяина.
Завершинскому принадлежало имение «Евдокимовка» в юрте ст. Пшехской, которое находилось на территории современного посёлка Заречного. Этот факт подтверждает карта Майкопского округа 1925 года. Имение было названо, по всей видимости, в честь жены промышленника Евдокии. Оно протянулось от леса до хутора Старо-Горбоконева. В имении было несколько кирпичных зданий. Среди складских деревянных помещений выделялись одноэтажный жилой дом (к нему впоследствии была пристроена школа № 61 (ныне школа № 7 пос. Заречного) и двухэтажная постройка, на нижнем этаже которой стояли лошади, а в левой её части размещалась мельница. Ток на мельницу давал движок, который находился рядом с домом. На втором этаже жили пленные: турки, персы, которые работали на помещика. Двухэтажное здание в посёлке сохранилось до сих пор, сегодня это многоквартирный дом. Напротив дома имелось огромное сооружение, в котором содержался скот (лошади, коровы, свиньи), хранились сельскохозяйственные машины и орудия. Имение утопало в садах с сиреневыми зарослями и тополиными аллеями. А вокруг простирались поля, принадлежавшие Завершинскому. Можно представить, какое богатое и красивое было имение «Евдокимовка». Старожилы вспоминали, что вдоль построек была высажена аллея каштанов. Во дворе поместья было много павлинов, а местные ребятишки, чтобы посмотреть на этих диковинных птиц, переправлялись на пароме через реку Белую, забирались на забор и часами любовались на прекрасных пернатых, разведением которых занималась хозяйка.
С приходом советской власти на территории вышеупомянутых поместий была организована артель, которая занималась огородничеством и сельскохозяйственными работами, здесь сеяли просо, пшеницу, подсолнечник. В 1923 году на её базе возник приёмник беспризорных детей, с которого начала свою историю Белореченская воспитательная колония.

Мария ФРОЛОВА, старший научный сотрудник музея города Белореченска.
Фотографии из фондов музея истории Белореченской воспитательной колонии (пос. Заречный).

Оцените автора
Огни Кавказа