Композиция «Прощальная» Олега Шаранданова стала для Анны и Алексея Зеленских знаковой. Её исполнение на московском фестивале авторской песни «Покровский собор», в котором участвовало более 800 артистов со всей страны, принесло белореченскому дуэту звание лауреатов. Корреспонденты «Огней Кавказа» встретились с семьей бардов, поговорили об авторской песне, манере исполнения и фестивалях.
Бардовское течение, возникшее в 50-х годах XX века, по-прежнему привлекает своей искренностью тысячи человек. Оно давно перешагнуло уровень посиделок у костра. И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует.
Анна и Алексей Зеленские – не профессиональные музыканты, в жанре авторской песни они нашли способ выразить и донести свои чувства до слушателя. Сперва сложился дуэт семейный, а потом уже и творческий. Оба супруга умеют играть на гитаре и петь. На протяжении четырёх лет Зеленские развивают свои певческие способности.
– Мы поём несколько песен Олега Шаранданова, творчество этого поэта оказалось нам близко, – рассказывает Анна, – его песни душевные. У нас все в репертуаре такие. Чтобы зажечь зрителя, заставить поверить и влюбиться в песню – текст, музыка и исполнение должны быть искренними.
По словам исполнителей, в музыке у них вкусы совпадают. Репетиций перед участием в конкурсах как таковых, нет. Чета просто поёт каждый день.
Глава семейства рассказал, что первое лауреатство они получили в Усть-Лабинске на городском фестивале. Именно тогда по-настоящему ощутили, что нужно петь, это был своеобразный толчок.
Пара – участники клуба авторской песни «Костёр» (Майкоп). Часто встречается с коллегами по цеху, которые приезжают к Зеленским в гости: поют песни, делятся творчеством, обсуждают услышанное.
По мнению исполнителей, авторской песне можно научиться: сначала накопить багаж «наслушанности», затем происходит заболевание жанром.
Анна пишет свои собственные песни, а также музыку на стихи поэтов-современников. У неё есть опыт сотрудничества со многими отечественными и зарубежными авторами: Анной Мирюк (Краснодар), Александром Керданом (Екатеринбург), Владимиром Ковалёвым (Калуга), Ефимом Ташлицким (Израиль) и другими. Семья из Белореченска исполняет композиции Шухрата Хусаинова, Анатолия Шенберга, Александра Баля и других популярных бардов.
– Фестивали – отличная возможность пообщаться с людьми, которые любят авторскую песню, – рассказывает Анна, – познакомиться с новыми интересными исполнителями или с авторами, чьи песни мы поём. Очень трогательно, когда на конкурсах или фестивалях слышу, что кто-то поёт мою песню. Всегда плачу.
Бардовская музыка – не фоновая, под неё нельзя ужинать или делать домашние дела. По словам Анны, она может спеть и «Чунга Чанга» и композицию из репертуара Любови Успенской, но её выбор – авторская песня, в которой она прочувствовала, прожила, пропустила через себя каждое слово.
Перед выходом к зрителю Зеленские всегда переживают. На сцене волнение улетучивается, песня звучит, а исполнители с помощью голосов под аккомпанемент гитары рассказывают свою историю зрителю.
Исполнение бардовских песен сильно отличается от эстрадных. Нельзя просто «скопировать» манеру создателя произведения.
– У нас получается немного иначе, чем задумывал автор. Вначале несколько раз слушаешь, понимаешь, чем именно тебя зацепило. Потом совместно подбираем мелодию на слух, пробуем спеть, – рассказывает Алексей. – Произведения Олега Шаранданова есть в репертуаре многих исполнителей, у Антона Макарского, например. И у каждого получается немного другая песня потому, что пропускаем её через свою душу.