Синема по-белореченски

Культура

Какой была культурная жизнь станицы Белореченской 100 лет назад? Исследованием занимаются научные сотрудники городского краеведческого музея.

Так, в одном из номеров «Майкопской газеты» за 1912 г. местный корреспондент в станичных хрониках писал: «В станице с 30-тысячным населением «тишь да гладь, да Божья благодать. Карты, вино и «перемывание косточек» заменили всё. Развлечений, дающих отдых уму и сердцу, никаких, за исключением изредка (в год раз) даваемых любителями местных спектаклей». Автор заметки немного завысил цифру: по данным Кубанского календаря в 1913 г., население Белореченской составляло 21 778 человек. В остальном он был прав. Единственным местом, куда публика могла ходить и иметь развлечение после недельных трудов, это был электробиограф.

Синема по-белореченски

Здание Свято-Покровской церкви, фото 2009 г., обработанное

В День российского кино рассказываем о первом белореченском кинотеатре.

Первый станичный синематограф, или, как его тогда называли, электробиограф располагался по улице Красной – центральной улице станицы Белореченской. Этому одноэтажному зданию более 100 лет. В 1997 г. здание было передано в безвозмездное пользование Свято-Покровской церкви, которая и размещается в нём до сих пор.

В 1910 г. «Майкопская газета» (№ 39 от 7 ноября 1910 г.) писала, что «в станице Белореченской местный аптекарь Франц Матвеевич Коссажъ усиленно торопится с оборудованием биографа во вновь устроенном довольно приличном здании. Через месяц обещает приступить к демонстрированию картин».

Синема по-белореченски

Заметка в «Майкопской газете» об открытии электротеатра

В № 67 той же газеты от 9 января 1911 г. извещается, что «в Белореченской 26 декабря (1910 г.) на второй день Рождества Христова состоялось открытие биографа «Пантеонъ», устроенного местным аптекарем Францем Матвеевичем Кассажъ». Имеется и описание самой постройки, в которой биограф разместился: «Здание биографа довольно приличное, по расположению и обстановке ничуть не уступает зданиям городских биографов, освещается электрическими лампочками, при биографе имеется фойе и буфет с прохладительными напитками».

Первый владелец белореченского синематографа Франц Матвеевич Кассажъ (Коссаж, Косаж), немец по национальности, являлся также владельцем аптекарского магазина (здание которого не сохранилось), располагавшегося на пересечении улиц Красной и нынешней Ленина (напротив сегодняшней музыкальной школы). Дальнейшая судьба зажиточного станичника трагична. В 1921 г. Франц Матвеевич был расстрелян, а его домовладение – национализировано (НАРА – фонд Р-49, опись 1, дело 35, лист 6 об).

Синема по-белореченски

Чек театра «Возрождение» ст. Белореченской

В том, что речь в заметке идёт именно о здании по улице Красной, нет никаких сомнений. Здание первого белореченского кинотеатра особенно выделялось среди станичных построек в том числе тем, что обильно освещалось светом электрических лампочек. Данный факт подтверждается воспоминаниями А.П. Семашко (Семиошко), родившегося в станице Белореченской в 1912 г. В своей рукописной книге «Память о Былом» он пишет: «По Красной имеется пустырь, на котором при моей ещё детской памяти стоял большой театр. Помнится, ещё малышом меня Павел (брат автора) приводил на просмотр «живых картин» и выступления цирковых артистов. Перед началом показа публика прохаживалась по ярко освещённому двору. Среди обычной публики выделялись пары из местной аристократии: дамы в нарядных костюмах и шляпах с перьями, а кавалеры во фраках и цилиндрах. Особо мне запомнился фронтон театра, густо облепленный электрическими лампочками. В то время это была новинка. Излучающий свет из фронтона, как бабочек, манил публику к театру. Это зрелище для меня было сказочным и навсегда запомнилось».

Синема по-белореченски

Кинотеатр «Юность», 1990-е гг. Из фондов музея города Белореченка

Большие надежды возлагал аптекарь Косаж на свой биограф, мечтая заработать на новом развлечении миллионы, однако претерпел финансовый крах, и биограф перешёл во владение нескольких кредиторов, которые поработали некоторое время, но, получая убыток, закрыли его, сделав объявление о продаже или сдаче биографа в аренду. Двое деятельных арендаторов друг за другом усердно брались за дело, но и тот, и другой, потерпев убытки, вынуждены были покинуть Белореченскую. Запустел станичный биограф. Уныло и неприветливо в то время выглядело большое станичное здание. Среди белореченцев даже ходила молва, будто в дело вмешалась нечистая сила и что толку теперь от этого биографа не будет. Но тернистый путь белореченского синематографа на этом не закончился.

Всего два года проработал в станице Белореченской электробиограф, демонстрирующий публике с помощью специального аппарата поющие и говорящие картины. К середине 1912 г. он совсем опустел. Осенью того года в Белореченскую приехал господин Чикиров, предложивший свои услуги в качестве нового управляющего биографом. Он был принят на должность и сразу сделал некоторые перестройки, в том числе пристроил сцену для спектаклей («Майкопская газета» от 13 октября 1912 г.). И станичный биограф стал центром культурной жизни Белореченской!

Синема по-белореченски

Кинотеатр имени М. Горького

В разные годы здание синематографа арендовалось разными людьми, и название театра менялось в зависимости от пожеланий новых хозяев.

1913 г. – театр именуется «Мираж» и находится в аренде у Анны Андреевны Куликовой (Куликовской), прибывшей в Белореченскую из г. Таганрога. С ней связана история, опубликованная в одном из номеров «Майкопской газеты». 10 июля 1913 г. в станицу Белореченскую приезжает артист Ф.И. Шостэнко-Чистяков. Вместе с жителем станицы А. Ониковым он пошёл договориться о помещении театра для постановки малорусских пьес с 16 июля в течение трёх дней. Договор состоялся на условиях расхода – прихода средств пополам, даже были заказаны и расклеены по станице афиши. Однако выступление театра не состоялось. Г-жа Куликова передумала исполнять договор, видимо, жалея, что дёшево взяла за театр. Расклеенные же афиши вечером 15 июля её работниками были заклеены. 16 июля на несостоявшийся спектакль приехало много станционных служащих и других лиц, о чём было сообщено белореченскими любителями театра во главе с артистом Шостэнко-Чистяковым в письме в редакцию «Майкопской газеты».

30 октября 1913 г. в «Майкопской газете» опубликовано письмо А. Чеботарёва из Белореченской, свидетельствующее о том, что театральная жизнь в станице всё-таки была: «25 и 26 октября сего года в станице в электротеатре «Мираж» гастролировала с большим успехом труппа артистов Санкт-Петербургского передвижного театра под управлением Екатерины Лин. Незаурядное исполнение артистов пьесы известной писательницы Софьи Белой «Пляска Венеры» в трёх действиях оставило о себе неизгладимое впечатление у станичной публики. Главные роли исполнили Екатерина Лин, Евгения Лин, Юл. Добролюбова. Вторым спектаклем шли пьесы: «Клятва у гроба» (Босоножка) в 4 действиях, автор – Иван Лысенко-Коныч, и злободневное происшествие в одном действии «Зелим Хан» – «артисты были на верху своего призвания». Автор не скрывает восхищения приезжими артистами: «видна хорошая школа, опытность, сила, разносторонность таланта». Труппа дала два спектакля в станице Белореченской. Далее заезжие артисты планировали посетить другие станицы Майкопского отдела: Гиагинскую, Дондуковскую, Михайловскую, Курганную, Лабинскую и Армавир, откуда труппа должна была ехать в Закавказский и Закаспийский края. В завершение своего восторженного письма Чеботарёв пожелал гостям станицы «счастливого пути и полного успеха».

О том, что в самом начале 20-х гг. ХХ в. в станице Белореченской действовал театр под названием «Возрождение» свидетельствуют бумажные чеки (боны) данного театра. Сегодня они хранятся в фондах Эрмитажа, Псковского музея-заповедника, Национального музея Республики Татарстан, Березниковского художественного музея, в коллекции Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника. Денежные знаки номиналом 1, 3, 5, 25 рублей представляют собой прямоугольную ценную бумагу размером 5,2 на 10,2 см., в верхней части которой прописано, что театр «Возрождение» находится в станице Белореченской. В период с 1921 по 1924 гг. в Советской России проводилась новая экономическая политика (НЭП). В этот период не было устойчивого курса рубля и свои «деньги»: ордера, наряды, расписки, боны, дензнаки – выпускали рестораны, кафе, парикмахерские, бани и даже театры.

Синема по-белореченски

Кинотеатр «Юность», 1990-е гг. Из архива газеты «Огни Кавказа»

С установлением в станице Советской власти здание библиографа наряду с другими большими кирпичными зданиями было муниципализировано. В нём разместился клуб коммунистической молодёжи имени героя французской революции Марата, ставший центром культурного и политического просвещения Белореченской. А улица, на которой находилось здание, получила название Клубная (ныне Шалимова). Комсомольцы станицы проводили здесь встречи, собрания членов бюро станичной комсомольской организации, различные мероприятия, концерты, ставили спектакли.

В 30-е гг. ХХ в. зданию первого станичного синематографа возвращено его первоначальное значение – в нём расположился кинотеатр: «Стахановец», «им. М. Горького», «Юность».

Здание первого станичного синематографа, хоть и было построено более века назад и имеет очень богатую историю, не является объектом культурного наследия, подлежащим государственной охране. Ни памятником архитектуры, ни даже памятником истории!

Синема по-белореченски

Свято-Покровская церковь г. Белореченска, современная фотография

Сегодня в здании размещается приход Свято-Покровской церкви — старейшей церкви нашего города.

Научные сотрудники музея города Белореченска Мария Фролова, Татьяна Молчанова.

Оцените автора
Огни Кавказа