Акварель, тушь и простые карандаши позволяют воплощать задуманное. Александра Маковская (на снимке), как и её именитая тёзка – художница-пейзажистка, творившая в XIX-XX веке, выросла в творческой семье. Родители Елена и Виктор Бугаенко – люди рисующие, заметив у маленькой Саши способности, отдали её учиться в художественную школу.
Спустя годы Александра, преподаватель изобразительного искусства по образованию, исследует синтез культурного наследия наших предков с современностью, на полотнах совмещает элементы графики с декоративно-прикладной росписью.
По словам Александры Маковской, профессия художника – для упорных, настойчивых, тех, кто готов до 40-50 лет (до 35 лет художник считается молодым) ждать признания, идти черепашьими шагами к своей цели.
«Ор» и современные натюрморты
В белореченском городском музее недавно открылась персональная выставка художницы под названием «Сказки Саши о том, что идея главенствует над формой». В экспозицию вошли около 30 крупных полотен, скетчи и комиксы. Центральным произведением стал диптих «Страх» (две работы, выполненные в разных техниках, объединенные общей идеей). Он о роли этого чувства в жизни каждого человека. Одних людей страх заставляет прятаться и бездействовать, других же – двигаться вперёд и развиваться.
Полотна стали результатом глубинного изучения отражения страха в русских народных сказках. Художница проводит исследование, как люди видят и могут схематично изобразить чувства и эмоции на бумаге, и полученные образцы использует в работе. Образ «зайчишки-трусишки» – часто повторяющийся мотив в творчестве автора.
Идея и форма, что главнее?
Александра убеждена, что искусство должно отвечать требованиям времени. Она создаёт ёмкие произведения, которые рассказывают большую, глубокую историю за секунду, но содержание каждый воспринимает по-своему, находя отклики внутри себя. Даже люди, которые не понимают современное искусство, картину «Ор» (большое белое полотно, на котором нарисован маленький художник) воспринимают благосклонно.
– Идею приходится вынашивать год, два, пять. Муторно, долго, – поделилась автор тем, как рождаются её картины, – надо много экспериментировать, прежде чем удастся её полноценно воплотить на холсте. Поиск себя – самое подходящее определение для того, чем я начала заниматься ещё во время учёбы в университете. Борюсь с главенством стиля над идеей. Это одна из проблем изобразительного искусства.
Художница часто использует красный цвет, он хорошо подходит для тех тем, которые она выбирает для своих работ. Но убеждена, что простым карандашом порой проще раскрыть идею, чем когда у тебя в арсенале вся палитра. У рисунков есть и тайный смысл, дополнительный посыл, который скрыт в тенях. На него обращает внимание только внимательный зритель.
Годы, сотни набросков… И всё это, чтобы перенести своё видение мира на бумагу.
Дети спят – мама работает
Молодая мама совмещает воспитание сыновей и творчество. «Прелести» родительских будней не сломили девушку, а лишь придали ей сил и подарили множество источников для вдохновения. Дети в минуты покоя или сна становятся моделями для рисования. Этими набросками Александра дорожит больше всего.
– Пробовала работать дома, но с детьми это очень трудно, – рассказывает художница, – муж Даниил разделяет домашние хлопоты, поддерживает мои творческие начинания и эксперименты. Он понимает, насколько важно для меня рисовать. И я ему за это безмерно благодарна.
Сейчас у художницы своя мастерская, в которой она не только пишет картины, но и помогает школьникам постичь изобразительную базу, академическую основу: композицию, построение, тон, цвет, художественную выразительность. На занятия ходят дети от 10 лет (к этому возрасту человек видит как взрослый и «созрел» для обучения рисованию). Ещё Александра занимается с выпускниками, готовит к поступлению в вузы. Есть и взрослая группа. По мнению художницы, научиться рисовать может каждый в любом возрасте.
Александра Маковская рисует современную жизнь, оттачивает свой авторский почерк и преодолевает вызовы, которые встречаются на её пути.
Фото Сергея МАРТЫНОВА.