Наступивший 2015 год в нашей стране объявлен Годом литературы. А кто, как не учитель русского языка и литературы, может по достоинству оценить этот факт!
Корреспонденты «ОК» и обратились за комментариями к одному из ведущих словесников гимназии, выпускнице филфака АГУ Оксане СУРИНОЙ.
– Оксана Владимировна, с какими чувствами Вы встретили указ президента РФ о проведении в стране Года русской литературы?
– Встретила с надеждой и вдохновением. Мне хочется верить, что мероприятия, которые пройдут в Год литературы, пробудят интерес к чтению и книга вновь займет важное место в жизни человека.
– Согласны ли Вы с расхожим мнением о том, что нынешняя молодежь не читает книг?
– Наверное, мы просто недооцениваем нашу молодежь. Если обратиться к зарубежной литературе, то школьники с интересом читают произведения Брэдбери, Сэлинджера, Ремарка, Толкиена, Кинга, Берроуза. С удовольствием читают они и Пушкина, и Тургенева, и Достоевского. Ученики моего 10 «Б» класса, например, прочитавшие на каникулах «Преступление и наказание» Достоевского, с нетерпением ждут, когда же мы приступим к изучению романа. Разве это не подтверждение того, что молодежь читает? Особое отношение у ребят и к лирике: многие гимназисты сами учат стихотворения наизусть, при этом выбирают далеко не маленькие по объему произведения.
– Уже 17 лет Вы трудитесь учителем русского языка и литературы в гимназии. И все эти годы ваши ученики – постоянные победители и участники муниципальных и краевых конкурсов и олимпиад.
– Да, действительно. Только в минувшем году, например, гимназистка Анастасия Зима стала победителем муниципального этапа олимпиады по журналистике, Ксения Дудкина – призером Всероссийской олимпиады по русскому языку «Олимпус» и призером муниципального этапа олимпиады по литературе. В 2013 году Дарья Григоренко победила в муниципальном конкурсе сочинений «Потомки помнят славную Победу» в номинации «Пишет вам боец…», а Дмитрий Филь – в муниципальном этапе олимпиады по литературе. В 2012 году Екатерина Шатохина стала призером муниципального этапа Всероссийского конкурса «Русский медвежонок», Леонид Кулий – призером муниципального этапа олимпиады по литературе.
– Каким образом, на Ваш взгляд, можно пробудить у школьника интерес к чтению, литературе?
– У каждого учителя есть свои профессиональные секреты. Главное – суметь заинтересовать.
– А какие тематические мероприятия пройдут в Год литературы в вашем классе, гимназии?
– Мы планируем провести цикл классных часов на тему «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…», литературную гостиную «Эти годы позабыть нельзя», посвященную 70-летию Победы. Уже в ближайшее время в гимназии среди учащихся 6-7-х классов пройдет литературный конкурс «Живая классика».
– По Вашему мнению, какие книги русских классиков следует прочесть каждому из нас?
– Я посоветовала бы прочитать романы Федора Достоевского «Идиот», Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и цикл публицистических статей Дмитрия Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Потому что эти произведения учат нас следовать дорогой добра, которая, по словам Лихачева, самая приемлемая и единственная для человека.
– А кого из русских классиков предпочитаете лично Вы? Почему?
– Мне очень нравятся произведения Михаила Булгакова и Федора Достоевского, потому что в них можно найти ответы на все вопросы, поставленные жизнью.
– Какие произведения русской литературы произвели на Вас неизгладимое впечатление? А может быть, даже каким-то образом повлияли на жизнь, судьбу?
– Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова стал моей настольной книгой, помогающей в сложных жизненных ситуациях оставаться человеком.