Лизе покорилась немыслимая для многих школьников высота под названием «мировая художественная культура».
А всё потому, что Елизавета обладает солидным багажом знаний, обширнейшим кругозором, невероятной трудоспособностью и целеустремлённостью. Она — одна из двух (!) белореченских старшеклассниц, которые в этом учебном году получили допуск к третьему (региональному) этапу олимпиады по искусству (МХК). Но если быть точной, Лиза третий год подряд становится призёром регионального этапа этой олимпиады.
Искусство онлайн и офлайн
Мировая художественная культура. Что за «зверь»? В курсе школьной программы такого предмета нет. Часть информации школьники получают на уроках истории, музыки и изо, где речь заходит о жизни и творчестве режиссёров, актёров, композиторов, музыкантов и художников с мировым именем.
— В девятом классе, когда я впервые приняла участие в олимпиаде по МХК, задания были из курса школьной программы. Я с ними справилась. И понеслось! — вспоминает Елизавета. — Прошла на региональный этап, стала призёром. И меня пригласили на курс «Интеллектуал» в краевой Центр развития одарённости.
В течение двух лет занятия проходили онлайн. Их вела Оксана Перенижко, преподаватель КубГУ. Лиза с удовольствием занималась и уже будучи десятиклассницей вновь дошла до регионального этапа олимпиады по МХК, стала призёром.
Особенно яркие эмоции и впечатления у школьницы вызывают воспоминания об участии в «Летнем университете старшеклассников» — олимпиадных сборах, которые состоялись в сентябре 2022 года в пос. Лермонтово.
— Две недели мы занимались и отдыхали. Каждый день было три пары искусства. Очень здорово! — с сияющими от радости глазами рассказывает Елизавета, — поэтому хотелось бы в этом году получить приглашение на подготовительные курсы к заключительному туру олимпиады по МХК, пройти испытания на всероссийском уровне.
Елизавета БЕЛЯНСКАЯ:
У меня есть конкретная мечта, но она очень сложная
Культура личности
Но мнение, что только курсы в краевом Центре развития одарённости дали Лизе необходимые знания и уверенность в собственных силах, ошибочно. Огромный вклад в развитие школьницы внесли её родители и учителя.
— Когда мне было шесть лет, мама взяла меня за руку и привела в музыкальную школу на фортепианное отделение, — продолжает Лиза. — Сначала я недоумевала, потом капризничала, а позже втянулась и действительно полюбила музыку.
Сегодня она с благодарностью и теплотой вспоминает годы учёбы (9 лет!) в белореченской музыкальной школе. Особенно душевно рассказывает об уроках Натальи Болотовой, которая занималась с ней около пяти лет. По словам школьницы, Наталья Николаевна делала акцент не на заучивание и штудирование материала, а на эмоции.
— На олимпиаде по мировой художественной культуре мне пригодились знания, полученные на сольфеджио и музыкальной литературе, — утверждает наша героиня.
Равно как пригодились знания, полученные на истории искусств в Детской художественной школе (отделение декоративно-прикладного творчества) и в Центре творчества Белореченска (театральное объединение).
Взаимовыгодное сотрудничество
Во всех начинаниях талантливую ученицу поддерживают педагоги школы №31. Её наставником в олимпиадной деятельности является учитель музыки Олеся Кравченко. Именно она, заметив в Лизе огромный потенциал и способности, предложила три года назад принять участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по МХК. И сегодня Олеся Ивановна внимательно следит за успехами Елизаветы, в любой момент готова оказать помощь.
Большую роль в развитии одиннадцатиклассницы сыграла также Елена Громова, завуч
школы №31, учитель истории и обществознания.
— Когда Елена Геннадьевна стала вести в нашем классе историю, — поясняет Лиза, — я полюбила этот предмет, позже выбрала его для сдачи ЕГЭ. Елена Геннадьевна много даёт нам на уроках и много требует. Но это взаимовыгодное сотрудничество учителя и учеников.
Уже два года Елизавета Белянская учится в социально-педагогическом классе, где ребята углубленно изучают историю, обществознание, право.
— У нас бывает даже день Елены Геннадьевны, — шутит девушка, — когда, например, три её урока из шести. При этом мы очень любим и ценим этого учителя.
Летний университет старше-классников —
отличная база для личностного роста
Сложная мечта
Мы поинтересовались у Лизы, кем же она хочет стать, какую профессию выбрала. Девушка неожиданно ответила:
— У меня есть конкретная мечта, но она очень сложная. Я, конечно, продумываю и другие варианты, чтобы в случае неудачи не упускать год. Но мечтаю я поступить в театральный вуз Москвы, стать актрисой драматического театра и кино.
Вот это замахнулась, — наверняка, подумали сейчас многие читатели. Особенно читательницы. Ведь, скорее всего, каждая вторая школьница когда-то и сама лелеяла в душе эту мечту. Но «вовремя» вмешивались родители либо «торжествовал здравый смысл». И очень сложная мечта (как будто из другой жизни) таяла, как снег.
А Лиза не спасовала, не отказалась, не дрогнула…
— Когда возник вопрос, кем быть, я стала перебирать в голове различные профессии, — объясняет она, — может, врачом, как в сериале «Склифосовский», может, экспертом-криминалистом, как в «Следе», а может, лучше полицейским, как вот этот герой, а может, юристом… И вдруг отчётливо поняла: это же всё сериалы! Это же не профессионалы, а актёры так правдиво играют! И пазл сложился: вот куда мне надо!
В Летнем университете старшеклассников Лизе предложили сыграть роль Злодейки в пародии на одну известную передачу.
— И вот я выхожу на сцену и понимаю: моё! — с восторгом рассказывает девушка. — Это такой адреналин, такая энергия! И моя собственная, и зрителей! Я дарю эмоции им, а они мне возвращают их кратно. Главное — вжиться в образ и понять свой персонаж.
Кстати, на протяжении пяти лет Елизавета Белянская участвует во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика».
Отрадно, что на этом изначально непростом пути к мечте Лизу поддерживает её мама-экономист.
— Мама говорит: «Пробуй!» Мы поедем поступать. Но ещё есть истфак, культурология… В случае неудачи пойду в другой вуз, но буду пытаться поступить в театральный ещё и ещё, — поясняет Лиза, — потому что с первого раза не все проходят по конкурсу. И я к этому готова…
Надёжный тыл — родной дом
Но всё это будет позже. А пока обыкновенная белореченская одиннадцатиклассница Лиза Белянская готовится к ЕГЭ. Ей предстоит пройти испытания по математике, русскому языку, литературе, обществознанию и истории. Лиза каждый день готовится к экзаменам: в школе на уроках и дома, решая самостоятельно тестовые и олимпиадные онлайн-задания.
При этом девушка успевает помогать маме по хозяйству. У Лизы, как у старшего ребёнка в семье, есть домашние обязанности, от которых она не отлынивает. Лиза подметает пол на кухне, разбирает и убирает на место посуду. Каждую пятницу она моет в доме полы. А если надо, то и на приусадебный участок выходит. На всё ей хватает времени.
А всё потому, считает девушка, что в далёком детстве мама отвела её в музыкальную школу, затем параллельно с общеобразовательной появились художественная школа, Центр творчества… Так постепенно выработалась привычка планировать своё свободное время, расставлять приоритеты.
В разговоре как бы между строк Лиза обмолвилась, что, по её мнению, какую бы профессию человек ни выбрал в жизни, очень важно, чтобы у него был надёжный тыл. Дом, куда бы хотелось возвращаться после рабочего дня, где можно отдохнуть, переключиться и, в конце концов, быть самим собой.
Вот такая она, Елизавета Белянская, внешне маленькая и хрупкая, но внутренне очень сильная и не по годам мудрая, любящая жизнь.
Елена ПРИХОДЬКО.
Фото автора.
— Слушай, Базин, у тебя есть мечта?
— У меня мечта пальто купить.
— На, носи и мечтай о чем-то великом…
(Советский трагикомедийный полнометражный фильм
времён перестройки «Курьер», 1986 год).