Правильная еда – залог успешного физического и умственного развития детей

Образование

Школа является жизненно важной средой, используя которую, можно оказывать влияние на формирование у школьников верных навыков и стереотипов в вопросах правильного питания, так как именно в этом возрасте происходит основное развитие ребенка.

Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудом, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и другими неполезными продуктами питания. Обычно это связано с недостаточной информированностью или попустительством со стороны родителей. В результате в школьном возрасте дети приобретают половину своих будущих хронических болезней. 

Но уберечь ребёнка от гастритов и язв можно, если с юных лет приучить его к здоровой пище. Взрослым необходимо понять и донести до детей мысль о том, что рациональное питание – это, прежде всего, забота о себе, своей психике и своем интеллектуальном потенциале, которая поможет на долгие годы сохранить ясность мысли, быстроту реакции, прекрасную память, способность справляться со стрессами и преодолевать любые препятствия. А для этого питание школьника должно быть сбалансированным. И тут важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. 

В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанные с его ростом и развитием, изменением условий внешней среды, повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.

В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать молоко или кисломолочные напитки, творог, сыр, рыба, мясные продукты, яйца.

Самыми ценными являются рыбный и молочный белки, которые лучше всего усваиваются детским организмом. На втором месте по качеству – мясной белок, на третьем – белки растительного происхождения. Ежедневно школьник должен получать 75–90 г белка, из них 40–55 г животного.

Жиры также необходимо включать в суточный рацион школьника. Они содержатся не только в «жирных» продуктах – масле, сметане, сале. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных, так как не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины.

Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать сливочное масло, растительное масло, сметану.

Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна. Поэтому в меню школьника должны входить: хлеб и вафельный хлеб, крупы, картофель, мёд,  сухофрукты, сахар.

Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма. Это морковь, сладкий перец, зеленый лук, щавель, шпинат, зелень, плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи, зелень петрушки и укропа, помидоры, черная и красная смородина, красный болгарский перец, цитрусовые, картофель, печень, яйца, овсяная и гречневая крупы, сыр, капуста, яблоки.

С продуктами питания школьник обязательно должен получать необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.

Одна из главных рекомендаций специалистов: не кормите ребенка насильно! Детский организм способен самостоятельно определить оптимальные потребности в пищевых веществах и калориях.

Кабинет медицинской профилактики МБУЗ «ЦРБ МО Белореченский район». Фото из архива Сергея МАРТЫНОВА

Оцените автора
Огни Кавказа