Рубен Мадельян. Тридцать лет посвятил развитию образования в Белореченском районе

Образование

Делают ли сейчас таких людей, которые живут по традиции комсомольской семьи: «Раньше думай о Родине, а потом о себе»? Вопрос риторический. А вот среди выходцев той семьи, рождённых в прошлом веке, они нередко встречаются. Один из посвятивших большую и лучшую часть своей жизни однажды выбранному делу на благо общества – житель посёлка Южного Рубен Мадельян.

Заслуженный учитель проф-техобразования РФ, кандидат педагогических наук, Почетный работник народного профессионального образования РФ, член-корреспондент Академии профессионального образования…

– Все звания, что в профтех-образовании были, мне дали, – шутит Рубен Сагратович, 33 года возглавлявший ПТУ-81 (ныне Белореченский индустриально-технологический техникум).

– Почему Вы решили стать педагогом? – интересуюсь у него.

– Мечтал о юридическом. Когда стали узнавать, реально поступить можно было только в Калининграде. Послал заявление, получил ответ, что надо иметь два года стажа. Какой же стаж после школы? Брат учился в Майкопе в педагогическом. Мама сказала: «Это рядом, сынок, станешь маленьким учителем». Стал учителем. Большим! Директором учебного заведения, – улыбается Рубен Мадельян.

Окончил он школу в станице Пшехской (9-й и 10-й классы). Туда же вернулся учителем математики и физики. Два года проработал в старших классах. Вспоминает то время с улыбкой. Сам-то был не намного старше своих учеников, но получилось ребят заинтересовать своими предметами, и с дисциплиной проблем не было.

– Я вообще строгий по натуре, так был воспитан, – признаётся Рубен Сагратович. – Учителя плакали, когда стал директором, из-за требовательности. А потом плакали, что ухожу. В 1980 году женился. В декабре меня направили в школу хутора Кубанского директором. Это был очень интересный период. Я был самым молодым директором в районе, в 28 лет! Хотелось добиться успехов. Через два года наша школа заняла первое место по итогам районного соцсоревнования. В 1988 году мне уже присвоили звание «Отличник народного просвещения». Школа по всем показателям вышла на самый высокий уровень. И мне стало скучно. В сельской школе двигаться дальше было некуда. Стал проситься в город.

Дал слово – держи

– Помню, в 1989 году как-то остался в школе после занятий с документами поработать. Уже поздно вечером подъезжает машина секретаря горкома КПСС. Светлана Александровна Хобленко зашла в кабинет и предложила в городе место директора, но не школы, а училища, которое было решено создавать в Белореченске, – вспоминает он. – Это была инициатива руководителя треста «Краснодархимстрой» Аскербия Ереджибовича Нехая. Ему нужны были рабочие строительных специальностей. И он договорился с директором Майкопского ПТУ-17 (профессионально-техническое училище) открыть у нас филиал. Я в горкоме сразу сказал, что через год здесь будет наше, белореченское, училище.

И в июне 1990 года пришёл приказ Министра просвещения РСФСР о создании на базе филиала Майкопского училища Белореченского ПТУ №81. Как молодой директор этого сумел добиться – отдельная история. Но сделали это не власть предер-жащие в то время, а лично Рубен Мадельян, скромный директор филиала ПТУ. От первого дня на этом посту и потом все годы он постоянно искал и использовал любую возможность на благо подведомственного ему учебного заведения, коллектива и учащихся. В тот раз, принимая участие в одном из мероприятий, познакомился с сотрудниками отдела профтехобразования управления народного образования края и пригласил их в гости. Больше всего поразило кураторов питание учащихся. Они не могли поверить, что это не показуха, специально для них устроенная, а норма. Просто Рубен Сагратович считал своим долгом хорошо накормить детей и педагогов, конечно.

База училища тоже была крепкая. Посмотрели представители профтеха на всё и посодействовали учреждению обрести самостоятельность. Это вкратце, на самом деле путь от филиала к училищу был совсем не простым, и директор немало нервов и сил потратил, чтобы его пройти.

Задача – выжить

Но настоящие трудности были впереди. В конце 1990-х все выстроенные десятилетиями системы в стране начали рушиться. Хотя были руководители, которые держались до последнего. Есть даже отдельные примеры по стране патриотично настроенных руководителей, которым целые хозяйства удалось сохранить. Вот и Белореченское ПТУ №81 продолжало развиваться в то время, как вокруг всё рушилось, а на обломках профессионального образования, как грибы после дождя, возникали новые учебные заведения. Чуть ли не в каждом провинциальном городе и даже в сёлах и станицах открывались филиалы университетов. Была возможность и у Рубена Мадельяна возглавить один из таких «университетов».

– А что это даст училищу? – был его первый вопрос на предложение. Он даже согласился на открытие на своей базе филиала университета, но с условием, что будут производиться отчисления на содержание училища и что он сам никаких денег со студентов получать не будет. Он пошёл на это, потому что хотел, чтобы белореченцы могли в вузе учиться дома, понимая, что у большинства семей нет средств содержать студента в другом городе. А когда вник в схему обучения (два года – в Белореченске, два года – в Армавире, а последний год и защита диплома – в Санкт-Петербурге), то махнул рукой на ту затею.

Наверное, некоторым молодым людям тогда училище казалось непрестижным с его «немодными» профессиями. Сегодня же осознаешь, что директор шёл не в ногу со временем, а с опережением, готовя профессиональных рабочих, меняя набор приобретаемых специальностей.

– Откуда Вы знали, что будут востребованы именно такие профессии? – спрашиваю у Рубена Сагратовича.

– Я понимал, что после всех переломных моментов будет всплеск, к которому надо заранее готовиться. Ну и видел развитие района, в каких сферах скоро понадобятся работники, – поделился он.

Что такое новая профессия в учебном заведении? Это другие программы обучения, преподавательские кадры, а главное – наличие соответствующей материально-технической базы.

– Как у Вас получилось не просто выжить, но ещё и развиваться, когда вокруг всё останавливалось? Закрывались предприятия – мебельная фабрика, маслозавод.

– Если сидеть, ничего не делать в ожидании распоряжений сверху – тогда и зачахнешь., – уверен Рубен Сагратович. – У нас в образовании тоже было тяжело с финансированием, но единственный раз в 1994 году за декабрь я выдал людям ползарплаты. Начальник профтеха краевого управления образования Шаров Евгений Михайлович (царство ему небесное!) на совещаниях нам говорил: «Зарабатывайте деньги, земли, участки, у кого есть, – всё оформляйте и используйте». Совещания он проводил коротко и по делу. И я в 1992 году создал в училище хозрасчётный цех по выпуску товаров широкого потребления. Делали деревянные детали для мебельных производств. Заказчиков находил по всей стране. Брали делянки в лесу, чтобы древесину получить. Деревообрабатывающие станки сами собрали. Трудились в цехе все, кто хотел заработать: и взрослые, и учащиеся, 70% от выручки шло на училище. Детей по-прежнему кормили, зарплату преподавателям платили. Так и жили, пока те мебельные фабрики тоже не разорились.

Образованная молодёжь – будущее страны

Минули лихие 90-е, прошли не менее трудные 2000-е. А спокойно работать, готовить квалифицированные рабочие кадры у Рубена Мадельяна получилось недолго. Реформы и изменения продолжались. По всей стране от такого звена, как ПТУ, в системе образования уже многие отказались. Одни закрылись за ненадобностью (молодёжь подалась в юристы и экономисты), другие в соответствии с требованиями времени стали колледжами, техническими лицеями. Потребовалось преобразование в среднее учебное заведение и нашего ПТУ. В Краснодарском крае в первую очередь в техникумы были переведены крупные училища, в которых было по две и более тысячи учащихся. Рубен Сагратович приложил все силы, чтобы попасть в тот список первоочередных, хотя в училище насчитывалось менее тысячи студентов и среднего образования оно не давало. Но всё, что требовалось, директор и коллектив сделали. Тем не менее попереживал, конечно, походил по инстанциям директор, убеждая чиновников всех уровней, что его учебное заведение отвечает требованиям техникума. Буквально продавил.

– Если бы не попали в тот список, неизвестно, чем бы для нас всё закончилось, – объясняет Рубен Сагратович. – Некоторых вон сократили, некоторые вовсе исчезли. А у нас с 2013 года действует бюджетное среднее образовательное учреждение «Белореченский индустриально-технологический техникум» (БИТТ).

Названием, которое с коллективом сами придумали, Рубен Сагратович гордится. Тепло отзывается он о коллективе, с которым преодолели вместе все трудности.

– Я на планёрках с главными специалистами рассказывал всё, как есть, – утверждает Рубен Мадельян. – Не было тайн и от коллектива, объяснял, что если не сделаем так-то и так-то, будет нам крах. И находил понимание у коллег. Когда подал заявление об уходе, у меня в крае спросили, есть ли смена. Знаю, желающих со стороны на эту должность было немало, но я настоял, чтобы директором стал мой заместитель. Он начинал с мастера, стал старшим мастером, замом… 15 лет был рядом, я ему всё, что сам знал и умел, передал. Он молодец, сейчас развивает цифровое образование (прошёл лицензирование), компьютерные технологии, реализует мою мечту.

Новая жизнь

Жизнь в цейтноте. Более тридцати лет работы в режиме 24/7 отразились на здоровье. Недавно Рубен Сагратович перенёс инсульт. Говорит: «Вовремя ушёл, хорошо, что не на работе это случилось».

Супруга давно просила его уйти на заслуженный отдых. Дождалась. Если на протяжении десятилетий семья ловила редкие часы и дни, когда мужа и отца дома заставали, то теперь Рубен Сагратович с нетерпением ждёт, когда дочь, сын и шестеро внуков в гости придут. Наслаждается общением с самыми любимыми людьми.

– 33 года пролетели, как один миг, – вздыхает он.

За этот «миг» сколько сделано для образования, сколько профессиональных рабочих рук подготовлено для реального сектора экономики страны! Не менее шести тысяч молодых людей получили в училище и техникуме востребованные специальности под началом Рубена Мадельяна, который создал практически с нуля профессиональное образовательное учреждение, сохранил его и задал вектор на перспективу.

Фото Сергея МАРТЫНОВА.

Оцените автора
Огни Кавказа