Учитель – призвание или миссия? История простой кубанской семьи

Образование

Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том,
чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей.
Дмитрий ПИСАРЕВ.

Меняется мир, дети XXI века имеют огромные возможности. Они умеют многое из того, чего не умеют их родители. А умеют ли они любить, сострадать, уважать и почитать старших, прислушиваться к мнению других людей? Помнят ли они свои корни? Знают ли, кем были их деды и прадеды? Что они готовы дать своей малой родине? И какую роль в формировании мировоззрения подрастающего поколения играет семья?
На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить на примере истории простой кубанской семьи – моей семьи.

Основатель династии

Родоначальником нашей учительской династии стала Любовь Андреевна Алексеева – моя прабабушка, учитель русского языка и литературы, отдавшая школе 56 лет жизни. Она трудилась на земле кубанской. Очарование нашего края не может оставить равнодушным ни одного человека. Кубань – земля, где живут и работают щедрые, трудолюбивые люди, любящие свою Родину. Любовь Андреевна была обаятельной женщиной. Честный и прямой человек, любящий людей, умеющий увидеть и оценить каждого, она обладала великим даром: не просто отдавать людям всё, чем владеет, но и быть счастливой от этого.
Окончив в 1943 году Майкопский учительский институт, в 20 лет моя прабабушка начала свой трудовой путь в школе №68 Белореченска. Именно в это время она встретила свою судьбу, Павла Константиновича Алексеева. Первое знакомство их было заочным – по письмам. Друг о друге они тогда знали немного. Он служил на Севере, она преподавала в школе. Письма были тёплые, добрые, умные. В августе 1946-го они поженились и переехали в село Великое, где Любовь Андреевна с
1 сентября пошла работать в школу.

Трудности послевоенных лет

В послевоенные годы работа в школе была нелёгкой. Любовь Андреевна была сначала учителем в начальной школе, а потом стала преподавать не только русский язык и литературу, но и немецкий язык, математику, историю, даже такие предметы как рисование и труд, так как учителей тогда, в послевоенное время, на селе не хватало. Работать приходилось в три смены без выходных.
Увлечь ученика может только личность, интересный человек. Мир увлечений моей прабабушки был разнообразен. Она прекрасно пела, читала стихи, водила детей в походы, вместе устраивали различные конкурсы. Будучи учителем словесности, она любила проводить для школьников поэтические вечера, литературные гостиные…
Как много душевного тепла, доброты и мудрости должно быть у учителя, чтобы в каждом ребёнке увидеть то, что дал ему Бог, помочь поверить маленькому человеку в собственные силы, ведь нет ничего более увлекательного на свете, чем каждый день узнавать что-то новое.

По стопам матери

В семье прабабушки было трое детей – старшая дочь Людмила Павловна, сын Анатолий Павлович (мой дедушка) и младшая дочь Евгения Павловна. Они видели, как много времени их мама уделяет своим ученикам, стараясь привить им такие качества как порядочность, доброта, любовь к Родине, стремление к получению хороших знаний.
Моя прабабушка буквально заразила своих детей любовью к школе, интересной, созидательной жизнью, которая ежедневно была наполнена яркими событиями, увлекательными делами.
Прошли годы… И трое детей Любови Андреевны связали свою жизнь с профессией учителя.
Людмила Павловна пришла в школу после окончания филологического факультета Адыгейского государственного пединститута в 1970 году. Это была средняя школа в Иркутской области, куда её направили по распределению. А в 1972 году она вернулась в родное село. Сначала стала работать учителем русского языка и литературы, в 1977 году была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а с 1984 года – директором.
Она унаследовала от своей мамы целеустремлённость, ответственность, желание всех обогреть и обо всех позаботиться. Более 30 лет Людмила Павловна руководила школой. За плодотворный многолетний и качественный труд в системе отечественного образования она награждена правительственными наградами и грамотами. Ей присвоены звания «Отличник народного просвещения», «Почётный учитель города Белореченска», «Заслуженный учитель Кубани», «Ветеран труда».
Мой дедушка Анатолий Павлович, окончив политехнический техникум и проработав какое-то время на производстве, понял, что его призвание – школа. С 1984 года он работал преподавателем трудового обучения. Под его руководством ребята учились строгать, пилить, изучать устройство сельскохозяйственной техники. На учебно-опытном пришкольном участке, которым заведовал Анатолий Павлович, можно было увидеть образцовый порядок. В краевом конкурсе учебно-опытных участков в 2005 году занял третье место. Выращенных на участке овощей хватало детям на весь учебный год в школьной столовой.

Младшая сестра Женя с самого детства мечтала преподавать в школе. И эта мечта сбылась. На её выбор оказала влияние не только мама, но и пример старших брата и сестры. О сестре она сказала однажды: «Талантливый человек, которого я очень ценю, всегда рядом со мной. Это моя старшая сестра. Она верна своей профессии и детям. Многие люди губят свой талант бездельем. Но Людмила умеет упорно трудиться, это я вижу постоянно. И в этом я хочу быть похожей на неё». Окончив педучилище, Евгения Павловна в 1988 году пришла преподавать в родную школу. В том же году она поступила на заочное отделение Адыгейского госуниверситета, который в то время ещё был педагогическим институтом (АГПИ). Как и её мама, она сначала работала учителем начальных классов, а затем вместе со своим первым выпуском перешла в пятый класс.
По стопам прабабушки по-шли и четверо её внуков. Это моя тётя Татьяна Михайловна и дядя Павел Михайлович, у которого супруга – учитель начальных классов, а также дети Анатолия Павловича – мой дядя Алексей Анатольевич и мама Марина Анатольевна. Мама в своём выпускном сочинении писала: «Когда я приходила в школу, мне казалось, что я попадала в сказку. В классах даже воздух был особенный: необыкновенный, бодрящий. Вопрос о выборе профессии у меня не стоял, так как всё детство прошло в школе. Быть учителем – это моя судьба. Ведь это такое счастье – зажигать детские сердца!»

Детские игры становятся реальностью

Когда наша семья собирается вместе, дядя Павел Михайлович вспоминает: «У наших родителей всегда было много дел: строили дом, работали на приусадебном участке, да ещё тетрадки нужно было проверять и планы писать. Видя их занятость, мы старались не мешать и придумывали для себя разные занятия и игры. Любимой нашей игрой была игра в школу. И каждый из нас «преподавал» свой предмет: Таня – математику, я – физкультуру, Алёша всегда надевал дедушкин галстук и был учителем пения, а Маринка учила готовить обеды. Мы рассаживали кукол, медвежат, крокодила, обезьянку на стулья, и уроки начинались».
Прошло время, и повзрослевшие дети определились с выбором факультетов: математический, без сомнения, выбрала Татьяна, а Павел решил, что будет учителем физики, Алексей стал учителем физкультуры, а мама Марина получила профессию учителя трудового обучения и географии.
Сегодня уже их дети, выбирая свой будущий жизненный путь, связывают его с профессией учителя.
Александра – дочь Павла, стала учителем иностранных языков, Полина – дочь Алексея, учится в Адыгейском госуниверситете на факультете иностранных языков. И даже вчерашняя выпускница Виктория, дочь Татьяны, окончив в 2019 году школу с медалью, поступила в Кубанский госуниверситет и в будущем станет учителем географии.
Выбор моей профессии еще впереди, но, возможно, и он будет связан с продолжением нашей учительской династии.

Родословие

Наша страна идёт по пути демократических преобразований, по пути своего возрождения. И для Кубани, как и для всей России, нет более важной идеи, чем воспитание гражданина – патриота своей Родины. Семья играет важную роль в общественном развитии. Именно в семье формируются первые правовые и нравственные понятия, происходит первоначальное становление личности, социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости. Но прежде чем стать гражданином и патриотом, ребёнок должен научиться быть патриотом своей семьи, своей школы, своей малой родины, знать и чтить её историю, традиции, строить гуманные отношения с окружающими его людьми, активно участвовать во всех делах, развивать свою познавательную активность.
Память должна жить в каждой семье. Ведь её поколения внесли свой вклад в славную боевую и трудовую летопись России. Я считаю, что каждая семья должна знать свою родословную, семейные традиции, трудовые династии. Ведь это рождает в сердцах молодёжи восхищение подвигами старших поколений, уважительное и заботливое отношение к ним, гордость за свою малую родину.

Данила СОЛОВЬЁВ, 11 класс, школа №23 (руководитель — учитель кубановедения Марина Соловьёва).

Оцените автора
Огни Кавказа