Вот уже 25 лет профессиональной деятельностью Натальи Шавшиной является муниципальная служба. И всё это время – поиск, развитие, преобразование, накопление опыта для неё не прекращаются. Мы встретились с Натальей Ивановной и узнали, комфортно ли ей на выбранном когда-то пути?
– Сегодня Вы начальник отдела по обеспечению деятельности Совета МО Белореченский район. А какой была первая ступенька Вашей карьерной лестницы?
– Мой путь в муниципальной службе начался в 1998 году. И как бы банально это ни звучало, время тогда действительно было непростое. Наша страна искала свой путь развития, искала его и я, пришедшая на должность заведующей общим отделом Бжедуховской сельской администрации, не имея ни малейшего опыта, ни знаний в этой области. А должность ответственная, полномочий миллион. В то время в сельских администрациях жители можно было получить любую справку, совершить нотариальные действия – удостоверить завещание, доверенность, зарегистрировать акты гражданского состояния – вступление в брак, рождение ребенка и т. д.
– Да на любой работе без трудностей в начале пути не обойтись, тем более если хочешь быть компетентным и профессиональным работником, а не дилетантом. Главное – не сдаваться, идти вперёд. Много ли у Вас ушло времени на то, чтобы освоиться?
– В первый год у меня практически не было выходных. Нужно было учиться, причём, как сегодня говорят, в режиме онлайн. Много времени пришлось посвятить изучению нотариата, так как, к примеру, тоже завещание – это настолько важный документ, который при некачественной подготовке мог быть легко оспорен в суде.
Конечно же, и такие серьёзные вещи, как регистрация актов гражданского состояния, мне просто так доверить не могли. Поэтому Людмила Александровна Харченко, возглавлявшая в то время Белореченский ЗАГС, устроила мне недельную стажировку. Сложность заключалась ещё и в том, что записи актов гражданского состояния делали исключительно перьевыми ручками, наливными чернилами и максимально каллиграфическим почерком. Ничего – постигала, управлялась, осваивала.
– Сегодня уже мало кто представляет офисную работу без компьютера и другого технического оборудования, облегчающего и ускоряющего бумажное делопроизводство и административную деятельность. А тогда, 25 лет назад, только ли перьевые ручки замедляли работу?
– Да, оснащение администраций тогда было очень простым. Механическая пишущая машинка да вентилятор – вот и все блага цивилизации. Сейчас набираешь текст, ошибку допустил, тут же исправил и всё. А тогда печатаешь, печатаешь, в конце не туда пальцем ткнул и… всё в мусор, начинай по новой.
– Перемены, происходящие в стране, коснулись не только технического оснащения, развивалась и законодательная база. В 2003 году был принят 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В конце 2005-го появился новый институт гражданской власти – были избраны депутаты сельских поселений, а с 1 января 2006 года администрации поселений стали самостоятельными органами местного самоуправления. Вас как представителя муниципальной службы эти переломные моменты, наверняка, тоже затронули. А изменилось ли что-то в Вашей профессиональной карьере?
– Да. В 2008 году Имгрунт Иван Иванович (тогда глава района) предложил мне работу в районной администрации в отделе кадровой работы. Согласилась. Дело для меня было не новое, так как кадровое делопроизводство входило ранее в мои должностные обязанности. А в 2009 году я уже возглавила отдел по взаимодействию с органами местного самоуправления, основная работа которого заключалась в обеспечении деятельности депутатского корпуса. Впоследствии этот отдел был реорганизован и выведен в Совет муниципального образования, являющийся самостоятельным органом местного самоуправления.
– То есть, Вы кардинально сменили профиль службы: с муниципального служащего органов исполнительной власти – на муниципального служащего, представляющего органы власти законодательной. Что-то принципиально трансформировалось в Вашей деятельности?
– Особо нет. Работа была мне знакома – подготовка правовых актов, контроль их принятия, изменился только масштаб. Татьяна Петровна Марченко, которая и тогда возглавляла Совет депутатов, помогла понять, что важность принимаемых Советом решений и качество их подготовки, безусловно, определяющий фактор в работе, как сельских администраций, так и районной. Она человек, который обладает абсолютным стратегическим мышлением, понимает все глубинные процессы, происходящие в гражданском обществе, и всегда держит руку на пульсе событий.
Благодаря ей пришло понимание, насколько важна эта работа. Без решений Совета администрация не может реализовать большинство социально значимых проектов, которые касаются каждого жителя района. И то, как подготовлены эти документы, как они будут направлены в реализацию, как будут храниться в дальнейшем – очень важная составляющая процесса.
– Слушая Вас, понимаю, что Вы не жалеете о том, что когда-то выбрали муниципальную службу. Более того, Вам нравится работа, которой Вы занимаетесь, хотя многим она могла бы показаться рутинной, однообразной.
– Я понимаю, что со стороны наша работа может казаться скучной: бумажки, да и бумажки. Но на самом деле это ни так, потому что работать приходится не столько с документами, сколько с людьми. Депутаты все такие разные: каждый из них особенный, каждый хочет сделать для своего района что-то полезное, хорошее, почему и сессии иногда проходят шумно.
Сейчас очень модно ругать чиновников, депутатов… Безусловно, встречаются те, в адрес кого звучат обоснованные претензии, однако в большинстве своём – это люди честно выполняющие свою работу во благо жителей своих поселений и Родины в целом. А мы им в этом в силу своих должностных обязанностей помогаем.
София МАРИНИНА.