Белореченский дрессировщик… пчёл, или Маркетинговый ход

Общество

Сотрудничество человека с пчелой насчитывает тысячелетия, кажется, что ничего нового в этой сельскохозяйственной отрасли уже невозможно придумать. Конечно, современные ульи радикально отличаются от древних колод – бортей. Да и сама пасека теперь мобильна, сотни пчелосемей умещаются на автоприцепе, а не занимают большие участки леса. Но мёд-то, как и в древности, сладкий, ароматный, полезный. Тем не менее, пасечники не останавливаются на достигнутом, находят интересные идеи, чтобы привлечь потребителя.

Житель Белореченска Лука Зайцев самостоятельно занимается пчеловодством всего несколько лет, но уже понял, что креатив в маркетинговой тактике сегодня просто необходим. Наши пасечники уже давно этим пользуются в основном в оформлении и упаковке пчелопродуктов. Для нас, покупателей, привычно то, что мёд заранее разлит по баночкам и контейнерам разного объёма, чтобы легко можно было выбрать подходящий товар не только по вкусу, но и по весу, по деньгам. Также и пчелиный воск на прилавках – осветлённый, отлитый в форме цветов, звёзд или зверушек. Некоторые производители пчелопродуктов даже фирменные этикетки разработали, что повышает доверие у потребителей и, соответственно, продажи.

Белореченский дрессировщик… пчёл, или Маркетинговый ход

«Я вот что решил попробовать сделать», – так подписал свой снимок, отправленный специалисту управления сельского хозяйства администрации Белореченского района, пчеловод Зайцев. На фото: сверху улья с открытой крышкой стоят небольшие, самые обычные стеклянные баночки, внутри которых пчёлы строят соты и наполняют их мёдом. Нам эксперимент показался интересным, поехали знакомиться с пчеловодом.

Встретили нас глава семьи и трое детей. Старший Слава (9 лет), средняя Аня (8 лет) и младший Стёпа (3 года) отнеслись к нам с интересом, охотно подключились к папе и вместе пошли знакомить гостей с производством новой продукции.

Хотя мёд в сотах – это не новость. По-иному сладкий продукт и не производится. Схема всегда одна: сначала золотые труженицы строят соты из воска, потом наполняют их мёдом, доводят до необходимой кондиции и запечатывают ячейки. Как только мёд созрел, пчеловод его выкачивает.

Но есть среди покупателей любители мёда в его первозданном виде, то есть в сотах. Только не каждый может позволить себе купить целую рамку весом более четырёх килограммов. Да и хранить такой мёд весьма проблематично. Пасечники идут навстречу потребителю, разрезают соты на кусочки. Такие сладкие «батончики» всё равно не совсем удобны, потому что мед из них вытекает.

Белореченский дрессировщик… пчёл, или Маркетинговый ход

Новая же технология позволяет решить сразу две задачи: продать потребителю мёд в сотах в небольшом объёме и сохранить его весь до единой капельки.

– Кто придумал заставить пчёл «упаковывать» произведённый ими же продукт? – спрашиваем у находчивого пасечника.

– Автора идеи не знаю, увидел в Интернете, и захотелось сделать так же, – признаётся он. – Это, действительно, удобно для покупателя. Вес можно любой сделать, главное, чтобы банка в улье поместилась.

– А зачем людям мёд в сотах? Разве из банки не удобнее есть?

– При жевании из воска в мёд поступают дополнительные полезные биологически активные вещества. В каждом продукте пчеловодства (мёд, перга, прополис, воск и так далее) свой набор веществ, каждый обладает какими-либо целебными свойствами, а в сочетании свойства усиливаются или оказывают новое воздействие на организм.

Поэтому Лука к пчелам приучает своих детей с самого их рождения. Им нравится помогать папе. Слава со знанием дела берётся за осмотр рамок, как только отец открывает ульи. Аня наблюдает с увлечением, но боязливо, хотя её ещё ни разу пчела не кусала. Умная девочка учится на чужом опыте. Остальные собственный опыт приобрели, в том числе маленький Стёпа. Он знает, что у пчёлок не только мёд сладкий, но и жало болючее. Получилось это случайно, когда Степан жевал соты, а там оказалась пчела.

– Наши пчёлки добрые, – утверждает пасечник. – Мой дядя прошлой осенью привёз из Орла пчёл среднерусской породы, так с ними даже рядом пройти невозможно. Но я привык к пчелиным укусам, не обращаю внимания, и места укуса даже не опухают. А в детстве мы с товарищем, чтобы в школу не идти, специально ловили пчелу и сажали под глаз. Глаз опухнет, родители в школу сообщают, что не могу на занятия идти. Но вы так не делайте, – предупредил отец, заметив повышенный интерес на лицах старших детей.

– В семье все пчёл любят?

– Любят, скорее, мёд. Особенно Стёпа. Как увидит бочку мёда, норовит прямо руками из неё набирать. Моя жена близко к ульям не подходит, и мой папа к пчёлам равнодушен. А вот дедушка занимался пчёлами, я ему на пасеке каждое лето помогал. И дядя – пчеловод с опытом. Это он меня всему учит. Начинал я с нескольких семей, ульи дома стояли. Потом заключил соцконтракт, получил субсидию и приобрёл больше пчелосемей, необходимое оборудование. Основная пасека у меня сейчас на выезде, в Гиагинском районе. Здесь совсем молодые семьи, я для них и ульи специально сделал маленькие.

Лука по очереди открыл каждый улей, внимательно осмотрел рамки, вместе с детьми поискали маток. Отец объяснил, что матка – глава всей пчелиной семьи, которая живёт в домике-улье.

– У нас в семье главный папа, – уточнил Вячеслав.

– А когда папы дома нет, то мама главная, – добавила Аня.

Ребята с удовольствием продемонстрировали банки с мёдом в сотах, подготовленные к медовой ярмарке, которая по традиции проходит в городе накануне Медового Спаса. Пчеловод надеется, что новинка придётся по вкусу белореченцам.

– А на следующий год, может быть, ещё что-нибудь придумаю, – пообещал Лука Зайцев.

Фото Вячеслава БАРАШИХИНА.

Оцените автора
Огни Кавказа