В наступившем году исполняется 50 лет со дня укладки на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали «золотого звена», соединившего западную и восточную ветки. БАМ называли стройкой века, хотя её история проходит через три столетия. Начиналась разработка грандиозного проекта в середине 19-го века, а завершилась его реализация в 2003 году строительством самого сложного участка – Северомуйского тоннеля. Но, безусловно, большая часть Байкало-Амурской магистрали была проложена в 20-м столетии. Сотни тысяч граждан Советского Союза вложили в строительство БАМ свои силы и знания. Среди них были и наши земляки.
Белореченец Александр Васильевич Аврамов услышал о великой стройке после того, как в 1974 году на XVII съезде ВЛКСМ её объявили Всесоюзной комсомольской. Мощная воодушевляющая агитация зажигала сердца молодых людей настолько, что первый отряд из делегатов прямо из кремлёвского Дворца съездов поездом отправился на БАМ. На местах молодёжь последовала их примеру и пошла в райкомы комсомола за путёвками. Кто-то отправлялся и своим ходом. Александру Аврамову тоже хотелось в числе первых покорять Сибирский край, но мечту пришлось отложить. Ему предстояло выполнить не менее важный долг перед Родиной – отслужить в Советской Армии. А после срочной военной службы он домой вернулся, влюбился, женился…
Мечта все страхи побеждает
Только мечта, хотя и отошла на второй план, не отпускала. Получив однажды письмо от друзей, которые жили в Вихоревке (город в Братском районе Иркутской области) и расписали, как им там хорошо, Александр решился. Супругу долго уговаривать не пришлось, достаточно было назвать тамошние зарплаты. Молодым всегда было нелегко начинать самостоятельную жизнь в материальном плане. Сложно также с работой и хорошими заработками в маленьком городке. А на стройке всесоюзного значения люди получали в десять раз больше средней по стране заработной платы. Решившись, Аврамовы не стали даже весны дожидаться.
– На БАМе я пробыл с января 1980 по март 1998 годов, – рассказывает Александр Васильевич. – Два года не доработал до северной пенсии. Родителям помощь понадобилась, мама заболела…
– И не побоялись холода? Вы же южане, а здесь даже одежду тёплую невозможно было купить, её в магазины просто не завозили, – спрашиваю у Александра Аврамова.
– В молодости ничего не страшно. Да мы об этом и не думали. С тёплой одеждой проблем не оказалось, – успокоил он. – Пришёл в отдел кадров автобазы, спросил, требуются ли шофера? Меня тут же приняли и сразу выдали валенки и тёплую куртку. Такая спецодежда там была у всех.
Трудовыми делами каждый экзамен сдавал
Попытку назвать его водителем, Александр Васильевич пресекает:
– Я – шофёр. Тот, что в переводе означает «кочегар», – поправляет он. – Мне столько довелось костров разводить! Один на один с заглохшей машиной в зимнем лесу не раз ночевал.
Водитель, шофёр – на БАМе была основная и, пожалуй, самая опасная профессия. Машину приходилось вести по бездорожью.
– Чуть-чуть не рассчитаешь и перевернулся, – рассказывает Александр Васильевич. – Я тоже лежал вверх колёсами. Задачу – доставить груз обязан выполнить любым путём. Сколько раз было, подъезжаю к мосту, а он провалился. Буквально под колёса дорожники кладут новые звенья моста и я еду.
Суровые условия человека многому учат. Александр Васильевич на БАМе тоже стал специалистом широкого профиля. Научился не только правильно костёр развести, отремонтировать и разогреть автомобиль на сибирском морозе, но и жильё утеплить, печку сложить, приусадебное хозяйство не хуже, чем на Кубани наладить. Когда Аврамовым выделили щитовой дом, глава семейства сделал всё, чтобы в нём было тепло, а во дворе куры, поросята водились, в теплице свои овощи росли. Он вспоминает, как его начальник, увидев обустроенный дом простого шофёра, с завистью сказал, что даже у руководителей повыше такого нет.
Работая на самосвале, он попутно другие специальности освоил.
– Поначалу всё складывалось хорошо, – рассказывает Александр Аврамов, – пока машину мою не списали. Меня перевели на погрузчик, доски грузить. Быстро научился, но это было уже совсем не то. И работа монотонная, и зарплата низкая. Я к начальству каждый день приставал: когда будет машина? Дождался. Направили нас на Украину получать КрАЗы. Я свой только пригнал, сразу полностью разобрал. Остались кабина и рама. Сам и собрал, заменив детали, слабые на мой взгляд и опыт, переделал отопление. Какие слесаря! Машина должна быть надёжной, а так, как ты сам, её никто не отремонтирует. Мне ведь в ней буквально жить приходилось. Поездки были в основном на дальние расстояния.
Жил в машине не только водитель. Иной раз и сын весь рабочий день с отцом в кабине проводил.
– Сын совсем маленьким был, когда мы на БАМ поехали, – вспоминает Александр Васильевич, – свои первые шаги он сделал в поезде. А там детсад далеко, не всегда успевал отвезти-забрать, вот и брал с собой. В кабине тепло, одеяло постелю, еды наберу, он играет, спит, и я с ним общаюсь. И людей всегда подвозил, как увижу, что пешком идут. Однажды после такого случая меня остановил сотрудник ГАИ, спрашивает: «Тут люди на дороге были. Ты их отвёз?» У меня нет категории D, понимаю, что попался, но врать не стал, ответил, что подвёз. А он говорит: я должен тебя оштрафовать, но наоборот благодарю, что не бросил людей. Без поддержки и взаимовыручки там не выжить.
Интересная история получилась у Александра Васильевича и с освоением профессии машиниста экскаватора.
– Как-то еду мимо торфоразработки, дай, думаю, торфа приобрету для огорода. Но экскаваторщика не оказалось на месте, по-видимому, я на пересменку попал. Набрал у себя горючего, залил в бак, залез в кабину, завёл, попробовал поработать. Получилось! Так я полный самосвал торфом загрузил, себе привёз и соседям раздал. Рады были!
Через пару дней Аврамова парторг автобазы нашёл, попросил подменить срочно уехавшего по семейным обстоятельствам машиниста экскаватора. Позднее Александр Васильевич сдал экзамен на допуск к работе на экскаваторе.
Главную дорогу в нашей жизни мы с тобою здесь нашли
Когда БАМу был присвоен статус Всесоюзной комсомольской стройки, туда поехали люди с разными целями: кто-то за романтикой и желанием испытать себя, кто-то за высоким заработками, а кто-то и в поисках своей половинки. Где же ещё можно встретить столько молодых людей, съехавшихся со всех концов большой страны? Кто-то находил, а Александр Васильевич и потерял и нашёл.
К сожалению, первая его семья распалась, не пройдя испытание долгими разлуками, потому что поездки становились всё дальше, командировки соответственно дольше.
– Дом, легковой автомобиль и всё вообще оставил бывшей жене, – поделился Александр Аврамов. – Было так больно, что ничего не хотел. Первого сына увезла тёща. Даже не знаю, куда. От меня его просто скрыли. Искал, но безуспешно. Потом всё снова нажил: и семью, и детей, и дом. В 90-х жизнь начала сильно меняться, предприятия закрывались, стройка остановилась. Но я считаю, что наша автобаза вполне могла бы стать самостоятельным предприятием, выйдя из треста, и успешно существовать. У нас работы по всей Сибири было валом. Руководство не решилось…
Не сложись так жизненная ситуация, Александр Васильевич уверен, что по сей день бы в Северобайкальске жил. Он с грустью вспоминает богатые сибирские леса, потрясающую северную природу. Признаётся, что очень скучает по товарищам, с которыми работал. Разбросала их жизнь, ни о ком нет даже информации.
Но в целом жизнь у Александра Васильевича Аврамова состоялась. Он добросовестно послужил и потрудился для Родины, вырастил достойных детей, а теперь помогает воспитывать внуков. Их у Александра Васильевич семеро. Старший – военнослужащий, участник СВО, младшему едва год исполнился. Дедушка является для подрастающего поколения Аврамовых хорошим примером, причём подтверждённым документально. Александр Васильевич в феврале 1986 года награждён медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (от имени Президиума Верховного Совета СССР) и отмечен значком «За работу без аварий» (26 октября 1990 года), отработав за рулём 52 года!