Есть женщины в наших селеньях. Рассказываем о Татьяне Павловне Кнельс, жительнице села Великовечного

Общество

Более полутора веков прошло с тех пор, когда поэт с восторгом написал о русской крестьянке, чья сила духа способна многократно увеличить слабые физические силы. И она «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Сегодня на такие случаи есть соответствующие службы, чтобы идти в огонь и воду. Женщины в них не служат. Только никогда нашей сельской женщине не было легко даже в обычной жизни. Каждая из них достойна восхищения.

Есть женщины в наших селеньях. Рассказываем о Татьяне Павловне Кнельс, жительнице села Великовечного

Татьяна Павловна Кнельс, жительница села Великовечного не видит в своей жизни никакого героизма. Да, вырастила троих детей, не уповая ни на поддержку государства, ни на чью-либо помощь со стороны. Сама стала опорой семье в особо трудные годы, когда устоявшаяся жизнь рушилась вместе с колхозом и советской властью. Наравне с мужем хваталась за любую работу, чтобы прокормить, поставить на ноги детей.
Главной кормилицей в селе, конечно же, была и остаётся земля. Вырастить в огороде всё, что необходимо для стола на каждый день, и впрок запасти – это было всегда. Но не хлебом единым, как известно, жив человек. Детей нужно обувать, одевать, учить.
– Взяли ещё один огород, – вспоминает Татьяна Павловна, – попробовали клубнику выращивать. Получилось. Теперь у нас в аренде 9 гектаров земли. Я 30 лет на земле работаю, другому не научилась. Правда, немного в детском саду нянечкой была, но поняла, что не моё это дело.
Оформилась как индивидуальный предприниматель и начала развивать семейный бизнес. В горячую пору ей столько приходится выдержки проявлять, энергии и нервов тратить, что горящая изба кажется не такой уж и страшной.
– Всю семью, всех родных на ноги поднимаем, – рассказывает Татьяна Павловна. – Решили вот накрыть клубнику. Погода у нас весной непредсказуемая. Сколько раз было: только урожай начнётся – дожди зарядят. Смотрю, как результаты нашего труда за целый год на грядках плесенью покрываются – сердце кровью обливается. Пошли на огромные затраты, чтобы «бугуны» установить.
Дети у Татьяны Павловны с ранних лет к труду, к земле приучены. Старший сын с родителями в поле пропадает, младший из Сургута к началу сезона каждый год на подмогу приезжает. Мужчины дуги гнут, двери сколачивают, теплицы устанавливают, капельное орошение и гряды прокладывают. Татьяне Павловне с дочерью тоже дел всегда хватает, но они главными становятся, когда нужно организовать прополку и сбор урожая, нужные слова к помощникам подобрать, проследить за порядком.
Приехав на плантацию, она обошла владения, во все уголки заглянула, кошек покормила (они тоже помощницы – от грызунов системы полива спасают).
Позволила нам заглянуть в теплицу, где весна уже вступила в свои права. Здесь, под надёжным укрытием, клубника, в отличие от той, что в поле, живёт в полную силу.
– Приезжайте в гости, когда ягода созреет, – пригласила хозяйка. – И, посмотрев на начавшие зацветать мощные кусты, добавила, – возможно, в конце апреля уже угостим.
Такие вот женщины есть в наших селеньях. Она умело управляет целым «табуном», который скрыт под капотом её внедорожника, и в пожаре любого экономического кризиса не даст погибнуть дорогим ей людям.
Любовь КАЛИНИНА.

Фото Вячеслава БАРАШИХИНА.

Оцените автора
Огни Кавказа