Декабрь – время подводить итоги года. Именно этому была посвящена пресс-конференция главы района, на которую Александр Шаповалов пригласил, помимо своей пресс-службы, редакторов газет «Огни Кавказа» и «Белореченская правда». В ходе беседы речь шла о финансах и бюджете района, реализации краевых и федеральных целевых программ, борьбе с коронавирусом и кадровом дефиците в сфере здравоохранения, полигоне ТКО и общественном транспорте.
Вячеслав Барашихин, главный редактор газеты «Огни Кавказа»:
– Когда мы говорим об итогах года, всегда упоминаем про финансы. А в этом году есть еще такая постоянная тема как коронавирус. Насколько сильно пандемия повлияла на финансовые итоги года?
– С точки зрения финансов 2020 год начинался очень хорошо. В январе и феврале мы радовались: пополнение бюджета шло повышенными темпами. Но уже в марте мы просели, а в апреле и мае начались серьезные проблемы, когда мы недосчитались 46 млн рублей от плановых показателей. Потом до конца лета было непонятно, в какую сторону качнется ситуация, но сейчас уже стало ясно, что негативный сценарий не сработал. После двух провальных месяцев экономика района начала развиваться, и в итоге мы не только восполнили потери, но еще и получили дополнительные доходы, за что слов огромной благодарности заслуживают наши предприятия, наши предприниматели. И конечно же, в самый трудный момент помог край.
Ситуация, связанная с коронавирусом, помогла нам немного по-другому посмотреть на структуру экономики района. Не было бы счастья, да несчастье помогло: мы увидели, где у нас есть серьезные резервы по наполнению доходной части бюджета. Во время карантина к нам за пропусками обращались те, о ком мы даже и не предполагали, что они в таких объемах ведут экономическую деятельность. По отчетности работает пять человек, а пропуска получают на 15, за предприятием числится один автомобиль, а пропуск просят на 10. Мы увидели, что в тени находится очень серьезный сегмент экономики, а это значит, что люди не платят налоги, не перечисляют средства в социальные фонды. И сами люди осознали, каково это – работать неофициально, когда во время карантина они неожиданно потеряли работу и не могли претендовать ни на какие компенсации.
Александр Кузнецов, редактор газеты «Белореченская правда»:
– Уже почти год длится история со свалкой. Есть ли какие-то новости? Есть ли какое-то улучшение на полигоне? Определились ли со второй очередью, с новым полигоном в Бжедуховской?
– За год на полигоне была проведена серьезная работа. Запустили вторую сортировочную линию, и теперь на сортировке работает в два раза больше людей, чем раньше. Прежде значительная часть мусора не перерабатывалась, полигон недостаточно пересыпался и уплотнялся, биологические остатки перегнивали и давали запах. Во время дождей и снега работавшая тогда техника не могла зайти на тело полигона. Мусор не пересыпали и не уплотняли. Сегодня предприятие «Крайжилкомресурс» приобрело новые вездеходы, бульдозер, каток. Сделана бетонная дорога, по которой можно проехать наверх по полигону, независимо от погоды. Запущена станция по очистке фильтрата. Сегодня в отстойник поступает обычная вода, которая не наносит урона природе. Начали компостирование: насыпаются бурты из биологических остатков, накрываются специальным мембранным материалом. Там они под воздействием высоких температур быстро перегнивают и превращаются в инертный технический грунт без запаха, которым можно пересыпать тело полигона. Но мы все же в любом случае проверяем, смотрим, позволят ли принятые меры пресечь негативное воздействие в виде запаха.
Если говорить о перспективах, то окончательное решение еще не принято. Во время недавнего визита вице-губернатора Александра Трембицкого шла речь о том, что на период проектирования и строительства другого полигона на территории Бжедуховского поселения (если такое решение будет принято) на существующем полигоне планируется создать секвестированную карту. По предварительным расчетам, с учетом того, что в Сочи будет сортировка и мы будем сортировать не только белореченский мусор, но и отходы, поступающие из Апшеронска и Горячего Ключа, будет достаточно четырех гектаров, а не двенадцати или девятнадцати. В любом случае вопрос по второй очереди (акцентирую: если краевое руководство примет такое решение) будет выноситься на публичные слушания. Сейчас у нас разрешены общественно-деловые мероприятия до 100 человек, так что желающие высказаться получат такую возможность.
Татьяна Беззубикова, помощник главы района:
– Как Вы относитесь к тому, что в соцсетях обсуждается вопрос о проведении референдума по поводу «быть или не быть свалке»?
– Да, действительно, такой вопрос поднимался, люди еще весной собирали подписи о закрытии полигона. Перед тем, как говорить о референдуме, надо почитать действующее законодательство. На местный референдум мы можем выносить лишь те вопросы, которые касаются наших полномочий. Строительство полигонов, утверждение территориальной схемы их расположения – это не районные полномочия, и любое наше решение по данному вопросу даже теоретически не будет иметь смысла.
Александр Кузнецов:
– Сегодня поступает очень много обращений по работе общественного транспорта. Можно ли навести порядок в этом вопросе?
– Обострение этой проблемы произошло по вполне объективным причинам. Несколько месяцев наши перевозчики работали в очень тяжелых условиях: во время пропускного режима они сначала вообще не ездили, а потом могли работать только по утрам и вечерам. Некоторые руководители транспортных предприятий вообще сомневались в целесообразности дальнейшей работы. Они не могли, не получая доходов, платить зарплату водителям, содержать автопарк. Легче стало осенью, когда с началом занятий в школах увеличился пассажиропоток. Но вопросы остаются. Где-то люди просят, чтобы маршрут обслуживал более вместительный автобус, где-то хотят, чтобы маршрутка ходила чаще и работала до более позднего времени. Мы общаемся с перевозчиками по этим вопросам, что-то удается решить, но заставить их работать в убыток мы не можем. Все мы видим состояние наших микроавтобусов и понимаем, что отрасль нуждается в серьезных инвестициях. Однако, к сожалению, проблем хватает и в других отраслях. Создавать муниципальное автотранспортное предприятие мы не планируем, да и возможностей таких нет. Поэтому будем продолжать работать с существующими предприятиями,
отстраивать систему и наводить порядок.
Александр Кузнецов:
– У меня вопрос по кладбищу, расположенному в городе. Было несколько обращений о том, что люди не могут заехать посетить могилку, потому что ворота закрыты. Говорят, платите 300 рублей – тогда проедете. Раньше такая ситуация была с теми, кто устанавливает памятники, то есть ведет какие-то коммерческие работы, а сейчас говорят, что все должны платить.
– Проблема знакома, но такого, что берут со всех, нет и не было никогда. Почему вообще заходит речь об оплате? Городское поселение средств на содержание кладбища не выделяет. Содержанием кладбища занимается муниципальное предприятие Центр бытовых услуг. Как всем известно, люди периодически меняют на кладбище памятники. Как это происходит? Установили новый, а старый бетон аккуратно сложили возле дороги – ЦБУ вывозит. Но это затраты, и их надо как-то компенсировать. Было принято решение брать по 300 рублей за вывоз строительных остатков с машин, которые заезжают с целью установки памятника. Просто за посещение кладбища никто и никогда не брал. Жалобы последнее время поступают на то, что люди подъезжают, а на воротах висит замок и смотрителя поблизости нет. Тем, кто занимается установкой памятников, проще – они знают, кому позвонить, чтобы приехали и открыли. А для простых посетителей это проблема. Кладбище у нас большое, пешком не везде дойдешь, да и дорожек асфальтированных почти нет, после дождя не очень удобно по грязи идти.
Тут ведь еще есть связанная со свободным доступом на кладбище проблема: незаконные подзахоронения. Некоторые граждане, обращаясь в администрацию города за разрешением и получая обоснованный отказ, самовольно осуществляют подзахоронение, а это административное правонарушение. Чтобы такого беспредела не было, кладбище должно быть под контролем. Но перегибать тут нельзя, и мы постараемся поправить режим работы обслуживающей организации.
Вячеслав Барашихин:
– У нас на территории района идет реализация нескольких краевых и федеральных программ. Какие из них Вы считаете наиболее значимыми для муниципалитета?
– Да, сегодня есть возможность участвовать в краевых и федеральных программах. Наша задача – сделать проект, поучаствовать в конкурсе, получить средства, а потом качественно и в срок построить объект. К сожалению, не все поселения в этом процессе активно участвуют.
Пилотный проект федеральной программы, рассчитанной на два года, реализуется в Первомайском поселении. На первом этапе этой программы в поселке Первомайском уже построили детский сад, документ о сдаче в эксплуатацию подписан. После реализации второго этапа мы получим в этом населенном пункте 25 земельных участков с полной инфраструктурой, подведенными газом, водой, электричеством, проложенными дорогами и тротуарами, построенной парковой зоной и спортивным залом. На все это было выделено 180 млн рублей краевых и федеральных средств. Очень серьезная сумма, учитывая, что годовой бюджет поселения – порядка 20 млн рублей. Но получить деньги – это еще не все, надо ими умело распорядиться. Для того, чтобы все построить и вовремя ввести в эксплуатацию, моему заместителю приходится целыми днями находиться на стройке, да и я почти ежедневно посещаю эти объекты.
По программе «Комфортная среда» закончено строительство сквера на берегу реки Белой. Решая вопрос с его освещением, городское поселение столкнулось с определенными трудностями: на этапе экспертизы средняя цена была уменьшена настолько, что приобрести и установить на нее нормальные фонари не получится. А между тем, хочется, чтобы в новом парке были хорошие красивые светильники, соответствующие такому объекту. Сейчас прорабатываются варианты решения этой проблемы.
В следующем году будем делать парк по программе «Комфортная среда» и в селе Великовечном. Уже получили подтверждение о выделении нам более 40 млн рублей. Для относительно небольшого поселения это несомненная удача – получить такой шикарный объект! Также по этой программе будут благоустроены две дворовые территории в Белореченске, проекты которых были подготовлены еще в тот период, когда я был главой города.
В новой для нас программе «Инициативное бюджетирование» поучаствовали Бжедуховское и Школьненское поселения, получив две общественные территории. Кроме того, почти все поселения приняли участие в программе «Безопасные и качественные дороги». То есть идет поступательное развитие, привлекаются серьезные деньги, но тут надо понимать, что расходование федеральных и краевых средств находится под очень серьезным контролем. Иной раз подумаешь – брать или не брать, потому что на освоение остаются предельно короткие сроки. Но тем не менее надо рисковать, надо делать – в этом смысл нашей работы!
Александр Кузнецов:
– Можете рассказать о главном разочаровании года и о самом радостном событии?
– Какого-то конкретного разочарования я не помню. Разве что можно сказать, что если бы не коронавирус, бюджет в этом году мог бы быть бюджетом развития, и мы могли бы не только закрывать текущие необходимые затраты, но и предпринять какие-то серьезные шаги, привлечь краевые средства на условиях софинансирования, реализовать какой-то масштабный проект. У нас очень благополучный и географически удачно расположенный район, в котором есть где работать и где созданы условия для комфортного проживания. К нам едут люди. Мы радуемся тому, что люди не уезжают, а приезжают, но это ставит перед нами и определенные вопросы. По данным управления образования, за прошлый год в районе добавилось 500 новых учеников. Это практически новая школа. Как следствие, если раньше была динамика снижения количества детей, обучающихся во вторую смену, то сейчас их число опять стало расти. Из-за бурного развития микрорайона Северного, где в основном живут молодые люди, появилась необходимость строительства в городе новой школы. Третья и четвертая школы перегружены. Давно пора строить новую школу в поселке Верхневеденеевском, где занимаются дети и из хутора Долгогусевского. В детском саду нуждается поселок Родники, численность жителей которого удвоилась за последние 10 лет. Земельный участок там есть, надо проектировать детский сад не меньше чем на 280 мест. Также новый большой детский сад нужен в селе Великовечном. Не так давно возникла проблема в поселке Степном, где работал небольшой детский сад. Из-за проблем с фундаментом здание признано аварийным и детский сад пришлось закрыть. У поселка есть неплохие перспективы развития, и мы будем искать возможность построить там детский сад не на 50, а на 80-90 мест.
Татьяна Беззубикова:
– Можно ли отрегулировать вопрос со спортивными объектами? Обращаются родители, что не везде детей пускают заниматься. Можем ли мы отследить, насколько загружены наши недавно построенные спортивные залы и комплексы?
– Губернатор четко нам дает посыл: если мы выделяем бюджетные средства, строим такие объекты, а потом вкладываем средства в их содержание, то спортивные залы и комплексы должны быть загружены по максимуму. Заниматься там должны и дети, и взрослые. Эти объекты должны быть не просто красивой картинкой, радующей глаз, а реально работать на оздоровление людей. В этом вопросе не все и не всегда гладко. Дети – это всегда беспокойство, шум и гам. Иногда директору или начальнику проще замкнуть двери на ключ, посадить там сторожа, который будет никого не пускать. Но это недопустимо! Такие моменты мы будем жестко пресекать! В ближайшее время я собираюсь проехать в вечернее время и посмотреть реальную картину, кто и как работает в этой сфере.
Вячеслав Барашихин:
– В этом году актуальны все вопросы, связанные со здравоохранением. Коронавирус высветил проблемы, которые существовали и раньше. Речь идет, прежде всего, о нехватке кадров. Как решается этот вопрос?
– В здравоохранении были и остаются серьезные проблемы. Сколько бы мы ни строили фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики, сколько бы ни ремонтировали отделения, сколько бы ни приобретали современнейшее оборудование, если некому работать – все это бессмысленная груда металла. Этой проблеме много лет: недоукомплектованы врачебными кадрами центральная районная больница, районная и детская поликлиники. Сложность заключается в том, что существующая программа «Земский доктор» не позволяет нам привлекать врачей в Белореченск, поскольку он не попадает в категорию населенных пунктов, где проживает менее 50 тысяч жителей. В сельских поселениях благодаря этой программе большинство вакансий заполнены, а в городе с этим острая проблема. Мы ее пытаемся решить: городское поселение выделяет врачам квартиры с условием, что они отработают в Белореченске не менее десяти лет. Главный врач активно занимается поиском врачей, особенно узких специалистов.
Коронавирус подверг особым испытаниям все наше общество, но особенно систему здравоохранения. Мы видим по сводкам, сколько заражается медработников – и врачей, и медсестер, и санитарок, которые контактируют с заболевшими людьми. К сожалению, были уже и летальные исходы. Медиков хочу поблагодарить за их непростой труд – и в мирное время, и сейчас, когда они рискуют. Нагрузка сегодня у врачей повышенная. Больным приходится дольше ждать, когда вызываешь врача. Прошу и жителей относиться к этому с пониманием. Система работает так, что не обязательно едут к тому, кто первый позвонил, а по необходимости и по тяжести заболевания. При этом у нас в сфере здравоохранения ситуация еще не самая тяжелая: работает и ЦРБ, и поликлиника. А в тех муниципалитетах, где в здании районных больниц разместили ковидные госпитали, не работает ни хирургическое отделение, ни роддом. Людей возят в соседние районы, и это усложняет и без того непростую ситуацию. Надеюсь, что в скором времени с пандемией удастся справиться и жизнь вернется в прежнее спокойное русло.
Татьяна Беззубикова:
– Александр Николаевич, не бывает ли Вам обидно, когда Вы с трудом вступили в программу или привлекли инвестора, начали строительство или реализацию инвестпроекта, а кто-то говорит: зачем нам это надо, лучше бы другое сделали?
– Обидно бывало на первых порах, когда казалось, что раз ты стараешься для людей, то все тебя будут благодарить. Но эти ожидания очень быстро проходят. Обязательно находятся люди, которые о самом благом деле будут энергично говорить, что это неправильно. Сидя на диване, они лучше всех все знают: как лечить, как строить, как с вирусом бороться. Почитайте комментарии к любой информации, которую мы даем в Инстаграме. Встречаются очень злые реплики, но ориентироваться на них не стоит, и меня это не расстраивает. Жизнь все расставляет по своим местам и показывает, где мы правильно действовали, а где допускали ошибки. Конструктивную критику я воспринимаю нормально и даже с благодарностью. Если вам есть что предложить, мы всегда открыты.
Александр Кузнецов:
– Чего Вы ждете от 2021 года и что бы хотели пожелать жителям района?
– Самое главное, надеюсь, что мы справимся с коронавирусной инфекцией и она перестанет активно влиять на нашу жизнь. Только сейчас понимаешь, как надо было ценить то, что мы имели. Белореченский район развивается динамично, за что я особенно благодарю всех, кто работает в реальном секторе экономики. По социально-экономическому развитию наш район входит в десятку лучших в Краснодарском крае. По эффективности муниципального управления мы находимся среди пяти лучших районов. Все у нас есть: прекрасный район, прекрасная природа, прекрасные люди. Будем работать, поступательно двигаться, и все у нас получится!