Имя и отчество для… коровы. Программы господдержки помогают фермерам развивать свой бизнес

Общество

Для того, чтобы получить грант на развитие бизнеса, нужно иметь четкий, выверенный бизнес-план и уметь отстаивать свою точку зрения, – считают фермеры из хутора Финогеновского.

Управляющая фермой Наталия Копылова может и коров подоить, и телят выходить

ЦИТАТА
Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края:
– …И это не просто инвестиции в создание новых ферм
и развитие собственной селекции. Мы говорим, в первую очередь,
о сохранении села. Современные фермы – это рабочие места, налоги,
высокие заработные платы.

Первые на конкурсе красоток

…Хутор Финогеновский, что в Усть-Лабинском районе, «выныривает» внезапно, как только поднимешься по дороге на горку. Вроде бы обычные бескрайние кубанские поля, и вдруг открывается прудик с зеленой гладью, небольшой мост окружен старыми деревьями, и вот она – ферма – как на ладони.
Дворов на хуторе немного, а на ферме вовсю кипит жизнь: снует трактор туда-сюда, пастух выводит на пастбище стадо, носятся машины с танками для перевозки молока.
У самих жителей на подворьях коров нет ни у кого – невыгодно держать. Корма дорожают. А вот небольшая семейная ферма Александра Борщева и его партнера Владимира Ивахненко растет и развивается.
– Все началось с того, что мы купили себе одну коровку, – рассказывает Александр Борщев. – У нас было земли полтора гектара, решил построить небольшой коровник. Потом появилась вторая буренка, третью подарили, четвертую докупил – и пошло-поехало!
Захотелось больше, и наш коровник начал превращаться в микромолочную ферму. С Владимиром Николаевичем Ивахненко у нас выстроились отношения легкой кооперации. Я к сельскому хозяйству был близок всегда. У меня специальность – «инженер по производству говядины на промышленной основе». Коровы – это моя работа.
За основу взяли наиболее приемлемый формат немецкой фермы – 40-60 голов, не больше. Все отслеживается: каждую корову знаешь и можешь назвать по имени-отчеству. Но гораздо легче дело пошло после того, как Александр Александрович решил поучаствовать в конкурсе на получение гранта программы «Агростартап».
– Некоторые говорят: «…да эти гранты, это недостижимо, что ты там получишь?». Ничего подобного! Если ты четко понимаешь, что тебе нужно, как ты дальше будешь развиваться и сможешь убедить комиссию, чтоб она тебе поверила – то все достижимо, – рассказывает Борщев. – В течение двух-трех недель оформил документы, особо не отрываясь от основной работы. Мне поверили, и я за это очень благодарен. Получил три миллиона рублей и вложил в свою ферму: трактор «Беларус» купил, приобрел косилку, сеноворошилку, телегу. Докупил еще десять коров. Развиваться стало легче.

КСТАТИ
В Краснодарском крае, несмотря на пандемию и сложный бюджет,
сохранили все госпрограммы по поддержке отрасли животноводства.
Регион остается лидером в стране по производству питьевого молока.

…Нас встречает управляющая фермой Наталия Копылова. Показывает сначала малышей – недавно родившихся телят, – они еще лежат в своих домиках, но у некоторых, очень уж любопытных, уже есть силы вскочить и пообщаться с гостями.
А потом ведет на ферму, где стоят коровки джерсийской породы. Если честно, они красотки. Огромные томные глаза, ласковые, добрые. Точно заняли бы первые места на конкурсах коровьей красоты.
– Они и очень умные, – говорит Наталия. – У каждой – свой нрав. Молоко у них сладкое, жирное, безаллергенное, напоминает козье по своему составу. Коровы благородных кровей, я их даже по мычанию различаю. И да, у каждой коровы имя есть свое, а иногда и отчество. Вот эта – Александровна, а эта – Ивановна, настолько они важные и чинные. Программа «Агростартап» позволила нам быстрее механизировать многие процессы на ферме. И коровы стали больше молока давать. Те, что голштинской породы, – в среднем до 12 л молока в день. А если у породистой коровы хорошая родословная, то 20-30 л в день.
Алексей Бесчастнов работает обычно пастухом и скотником. Но сегодня коровы остались дома (трава на поле вся выгорела от жары), поэтому ему находится работа на тракторе.
Да и сама Наталия на все руки мастерица:
– Я коров раздаиваю вручную каждые три часа, когда они отелятся. Сама колю, лечу, выхаживаю – все умею, – рассказывает она.
Иван Запекин работает водителем от зари до зари. И на тракторе может, и на «Соболе».
– Надеюсь, что скоро будем сами молоко вывозить на реализацию, – говорит он. – Для этого же автомобиль и купили.

В хуторе Финогеновском за основу взяли наиболее приемлемый формат немецкой фермы – 40-60 голов, не больше

И да, будет музыка

Фермеры могут вечно говорить о трех вещах – о низкой закупочной цене на молоко, о том, что нужна земля для выращивания собственной кормовой базы, и о подорожании всего и вся. Об этих же проблемах и мы говорили с Александром Борщевым. Но, как известно, проблемы – это точки роста.
– Когда у тебя берут молоко по 23,5 за литр, а потом ты идешь в магазин и видишь, что литр молока стоит 70 рублей, то, конечно, становится не по себе. Думаем наладить собственную переработку, – говорит Александр. – Зачем деньги дарить кому-то? Вот мы последние пару лет, несмотря на пандемию, активно развивались – программа «Агростартап» дала старт бизнесу. И теперь уже на собственные средства купили автомобиль, танки-охладители на 300 и 500 л для хранения и перевозки молока. По-хорошему, нужно подумывать и о закупке технологичного промышленного оборудования для переработки. Да и реализацию нужно брать в собственные руки – так выгоднее. Хорошо бы купить итальянское оборудование. Мы пытаемся наладить линию по переработке молока. Творог делаем, кефир, ряженку. Но вся продукция пока в маленьких объемах.
Конечно, есть желание участвовать и в других программах государственной поддержки. Например, в программе по переработке. Это очень перспективно и более выгодно, – признается Александр.
– Чтоб коровку три раза в день покормить, надо для нее корма посадить – люцерну, кукурузу. А где это все сажать? У фермера полтора гектара земли – это, грубо говоря, на корм для двух коров. Земли не хватает.
А вообще планов много – и больших, и маленьких. От прозаических (забетонировать телятник, подготовить силосную яму) до романтических – ставить коровам классическую музыку, чтобы больше молока давали.
– Когда я еще был студентом, на кубанских фермах коровы начинали музыку слушать, а ретрограды крутили у виска. А теперь в животноводстве это – обычное дело И у меня в планах есть такое – приобщать коров к музыке, – делится планами Александр.
…А я вспоминаю свои первые репортажи о молочно-товарных фермах в 90-е годы прошлого века. Как доярки приходили на работу в четыре утра и показывали свои опухшие от работы руки. Доили молоко в ведра, таскали их. А порой, в лихие 90-е, когда трудно было всем, скотники били кнутами коров, чтоб они на землю не ложились, потому что грязь была, никто мыть их не хотел, а коровы стояли тощие.

Цифра
1,9 млрд рублей направят в Краснодарском крае
на поддержку животноводства в 2021 году.

Сегодня же даже такие, как эта, небольшая и довольно типичная для Кубани ферма, являет собой образец хозяйского подхода к делу – все механизировано, молоко экологически чистое, люди работают с удовольствием.
Как нам рассказали в министерстве сельского хозяйства Краснодарского края, сегодня любой начинающий фермер может получить в качестве гранта до трех миллионов рублей на развитие своего животноводческого хозяйства. Эта государственная поддержка идет по программе «Агростартап» в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Субсидии для фермеров на производство одного литра молока увеличатся в 2021 году с 1,5 до 3 рублей. Особое внимание краевые власти уделят развитию кооперативов, вопросам создания селекционно-генетических центров.
Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев неоднократно подчеркивал, что сегодня животноводство – это бизнес, и мы должны сделать его высокорентабельным. Тогда в отрасль пойдет молодежь, будет жить и развиваться село.
А что касается создания селекционно-генетических центров, то в нынешнем году они появятся в рамках государственно-частного партнерства. Как отмечал ранее министр сельского хозяйства Кубани Федор Дерека, местным животноводам приходится ежегодно покупать 2,5 тысячи телок и нетелей, 60% племенного скота завозится из других стран. Мы не можем заводить молодняк только из-за границы. Сейчас готовится проект о создании краевой селекционной станции.
– Фермерство – это тяжелый труд. Это постоянная физическая работа. Без выходных и праздников. Ты же не скажешь своим коровкам, что сегодня тебе хочется отдохнуть, потому что воскресенье, – сказал нам на прощание Александр Борщев. – Но если ты ввяжешься в это благородное дело, то бросить его уже не сможешь. Это все равно, что друзей своих предать…

Оцените автора
Огни Кавказа