На подворье жителя посёлка Комсомольского Первомайского поселения Михаила Либермана, как у всех справных и неленивых селян, есть овощи, птица и, конечно, кот и пёс. Хозяин потихоньку высаживает фруктовые деревья и ягодные кустарники… Разительно отличается это подворье от остальных размерами – площадь его измеряется не сотками, а гектарами, а ещё по статусу – от личного подсобного оно доросло до крестьянского (фермерского) хозяйства.
Гектар в собственности, правда, пока один, но в планах Михаила Эмануиловича развивать своё крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ), чтобы выращивать собственные корма для птицы, которая сегодня насчитывает 700 голов только индюшат. Есть в птичнике и куры, но немного. Это следующее направление деятельности КФХ на перспективу. Теплица, где растут помидоры, размером почти с футбольное поле: 100 метров в длину и 20 – в ширину, две другие немного поменьше.
– Привык я всё масштабировать, – смеясь, рассказывает Михаил Либерман. – Начинал индюков выращивать, но каждый год приходилось увеличивать поголовье. Друзей, знакомых у меня много, одним дашь мяса, другие тоже просят, а те, кому досталось, ещё требуют. В дальнейшем, вижу, нужно будет капитальный птичник строить. Индюка ведь минимум полгода надо растить, чтобы мясо созрело. И процессы в птичнике хочу максимально автоматизировать, потому что рук на всё не хватает.
Сейчас индюшата неплохо себя чувствуют и в просторном вольере-ангаре. Надёжная полиэтиленовая плёнка пропускает естественный свет и укрывает птичью молодь от дождя (сырость, как известно – самый первый враг индюшат), а распахнутые с обоих торцов двери создают приятный сквознячок в жаркий день. Питание у них строго сбалансированное, приготовленное тут же, на подворье, но по всем требованиям науки. Нерешённый вопрос у начинающего птицевода на сегодня один: куда девать птичий помёт? Ценное, между прочим, удобрение. Сейчас он отходы тщательно просушивает и складывает в ёмкость. Конечно, у более опытных местных птицеводов этой проблемы нет, так как есть знакомые огородники, которые своевременно забирают помёт. Найти своих заказчиков органики – одна из первоочередных задач фермера.
Второе значительное отличие этого хозяйства от привычного сельского ЛПХ – всё, что здесь растёт и живёт, породистое и сортовое. Собака породы алабай, кот – и тот, судя по хвосту пучком, бобтейл. Что уж говорить об индюках. Тут лучшие на сегодня мясные породы. Куры также одной из новых немецких пород мясо-яичного направления. В теплице дозревают помидоры невиданных у нас сортов.
– У меня основной сорт томатов – израильский «Малиновый эдем», – говорит хозяин. – Мне он нравится и по вкусовым качествам, и по урожайности, и по устойчивости к заболеваниям. Но в России его в крупных тепличных комплексах не выращивают, а только в небольших фермерских хозяйствах.
Мы попробовали алые плоды. Вкус по сравнению с магазинными – просто земля и небо. И наверное, не только в сорте дело. Тут они растут хоть и в теплице, но всё же в максимально приближённых к естественным условиях – на настоящей земле, наливаются под солнечными лучами, «дышат» обычным воздухом через открытые форточки и двери. В высокотехнологичных тепличных комплексах томаты плодоносят до девяти месяцев, то есть два месяца интенсивного плодоношения, как в наших огородах, для них далеко не предел. Специалисты утверждают, что помидор, в принципе, даже многолетняя культура.
– У вас такие прекрасные условия и растения выглядят сильными, здоровыми. Урожай будете собирать, наверное, до Нового года? – предполагаем мы.
– Нет, вот эти помидоры дозреют – и буду освобождать теплицу. Планирую в ней зелень выращивать, – огорошил хозяин. – Запоздал я с ними. Если ранней весной с реализацией огурцов и помидоров проблем не возникает, то летом слишком большая конкуренция.
Удивляет и сам Михаил Либерман. После учёбы он поехал в Москву. Все туда хотят, но не все могут в ней задержаться. У него же там был свой бизнес. Успешный. Но с годами заскучал южанин по родному климату. Переехал в 2009 году с семьёй в Краснодар. В краевом центре у него тоже вроде хорошо всё складывалось. Только сменой одного мегаполиса на другой крупный город он не надолго успокоился. Захотелось на землю спуститься.
– Я же сельхозник, – утверждает специалист по переработке мяса,– почти животновод. Вот и решил в село перебраться, своим делом заняться. С мамой ездили по краю, смотрели, выбирали… Когда она это место увидела, сказала, чтобы здесь дом покупал. С 2019 года я тут живу.
Невозделываемой земли в посёлке Комсомольском оказалось много. Молодёжь, получившая её в наследство, к крестьянскому труду особой охоты не имела. В результате начинающий аграрий без особых проблем смог сформировать участок внушительных размеров. Он не против и другую пустующую землю распахать да кормовыми культурами засеять. О люцерне мечтает. Администрация поселения поддерживает новоиспечённого фермера, так что мечта, скорее всего, сбудется.
– Почему не выбрали что-то одно: птицеводство или овощеводство? Обычно люди если берутся серьёзно, то занимаются одним направлением, – интересуемся у Михаила Эмануиловича.
– Так я диверсифицирую производство, – пояснил он. – Вот с помидорами опоздал, затраты не вернул, надеюсь, на другом компенсирую потери. В растениеводстве так. Зато с мясом индюка никаких проблем пока не было.
Тем не менее остановиться на производстве наиболее востребованной продукции у Михаила Либермана, видимо, не получается. Жадный он. По-хорошему жадный. По-видимому, ему хочется всё попробовать и на деле доказать (в первую очередь себе), что земля всегда возвращает сторицей тому, кто на ней трудится. Смотришь, какие вложения средств, идей, сил в данный клочок земли сделаны, и понимаешь, насколько труден выбор для Михаила Эмануиловича. От птицы отказываться никакого смысла нет, тут всё только начинается. А в раннем овощеводстве как раз ценный опыт наработан. Да и теплицы не из чего придётся слеплены, чтобы их бросить – несущие конструкции собраны из крепкого металла, покрыты они двумя слоями импортной плёнки, по рядам проложено капельное орошение. Несмотря на отсутствие природного газа, две теплицы из трёх отапливаемые. Начиная с февраля там растут ранние огурцы и помидоры. Обогревает их дровяной котёл, сделанный по индивидуальному заказу. В целом система отопления довольно интересна: с боков теплицы установлены водяные радиаторы (батареи), которые поддерживают температуру воздуха, под землёй проложены трубы, прогревающие почву (на холодной земле рассаду не вырастить).
– Подворье – так подворье! Пусть всё будет, – считает хозяин. – Я ещё и фруктовый сад вон там высажу, – показывает уголок не освоенной до конца земли недалеко от дома.
Впрочем, с десяток молодых яблонь, аккуратный ряд инжира он уже успел за эти три года высадить. На вопрос, что с инжиром делать собирается, ответ мы получили вполне ожидаемый от Михаила Эмануиловича:
– Друзей у меня много, хоть бы всем ещё хватило.
Вот так, с размахом, чтобы всем хватило плодов, выращенных его руками, ведёт и развивает своё фермерское хозяйство Михаил Либерман – бывший горожанин, у которого и потомственным крестьянам есть чему поучиться.