В 2024 году исполняется 50 лет началу строительства БАМа. 3 марта этого года Президент России Владимир Путин подписал указ о подготовке к празднованию юбилея. Полвека назад это была важнейшая стройка страны.
«В целях дальнейшего развития производительных сил Восточной Сибири и Дальнего Востока и обеспечения возрастающих перевозок грузов в этих районах …построить в 1974-1983 годах Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль протяженностью 3145 км от г. Усть-Кута (ст. Лена) до г. Комсомольска-на-Амуре …». Это строки из главного документа, давшего старт «стройке века» — постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года N 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». В военно-стратегическом смысле магистраль также парировала возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе, который проходит по южным границам России.
Правильность и актуальность этой задачи, сформулированной и реализованной в СССР, подтверждает день сегодняшний, В современных реалиях экономическое и стратегическое значение БАМа только возросло.
Вся страна строила БАМ. Миллионы посланцев из всех союзных республик строили железнодорожные пути, тоннели и мосты, поселки и города. За регионами Советского Союза были закреплены конкретные объекты – города и железнодорожные станции. Во многих регионах были образованы специализированные строительные предприятия, набиравших специалистов для работы на БАМе. В Краснодарском крае это было СМУ «КраснодарБАМстрой» треста «Краснодарглавпромстрой». «Зоной ответственности» кубанцев стал городок Усть-Кут с самой западной точкой БАМа — станцией Лена. Многие тысячи кубанцев — профессиональных строителей, добровольцев, прежде всего молодежи, отправились по призыву руководства страны и зову сердца в Сибирь и на Дальний Восток «строить путь таежный».
Администрацией края принят план подготовки юбилея Великой стройки, развернута широкая работа по поиску кубанцев, работавших на БАМе.
«К этой работе подключились работники краевой библиотеки им. А. С. Пушкина, нашедшие многочисленные материалы в подшивках газет 70-х – 80-х гг. прошлого века, студенты-архивоведы факультета управления и психологии Кубанского госуниверситета, которые провели в архивах большую исследовательскую работу. Конечно, поиск официальной информации — это хорошо. Но не менее важна информация от живых участников БАМовской стройки, воспоминания, фото», — говорит Виктор Чернявский, депутат ЗСК, председатель комитета по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи.
Сам он в составе студенческого стройотряда «СКИФ» исторического факультета КубГУ в 1981 году был одним участников всесоюзной комсомольской стройки. В своём аккаунте в ВКонтакте https://vk.com/wall705733368 он публикует уникальные воспоминания и фотографии бывших кубанских бамовцев, материалы из газет того времени – «Советская Кубань» и «Комсомолец Кубани», архивные материалы.
Виктор Чернявский предлагает журналистам подключиться к поиску участников легендарной стройки, они есть в каждом районе края. И рассказать о событиях того времени через их воспоминания и фото. Показать молодежи героев трудового фронта, доказавшим, что людям, любящим Родину, посильны любые задачи.
Дело интересное и важное.
Просим земляков, причастных к большому историческому событию — строительству Байкало-Амурской магистрали, откликнуться.
Тел. для связи 8-861-268-18-80, 8-86146-4-40-25; эл. почта: odar11@list.ru, ВКонтакте: https://vk.com/wall705733368, или в редакцию газеты «Огни Кавказа».