Квартального из посёлка Южного знают все жители поселения

Общество

Рубен Миносьян – квартальный на своей улице с советских времён, с тех пор, как работал в совхозе, приехав сюда с семьёй в 1970 году.

Всем мил не будешь

– Столько лет на посту, и некому сменить? – спрашиваем у Рубена Сааковича.

– Получается, что так. Я было отказался. Ставили тут одного, по моей рекомендации, из недовольных. Он немного побыл и ушёл. Не думал, что работа ответственная. Попробовал всем угодить. А я сразу ему говорил: «Хочешь быть для всех хорошим – ничего не получится. Начнёшь требовать – наживёшь вокруг недовольных». Но чтобы порядок навести, надо требовать, недовольства выслушивать и убеждать людей, что когда чисто, сорняки не растут, то лучше для всех, – делится опытом квартальный. – Кричат, ноют, а я не отступаю. В конце концов делают, как я говорю, и все потом довольны, что получилось.

– Заместитель главы Южненской администрации Георгий Корчагин назвал вас самым активным жителем. Как вы думаете, почему?

– Потому что «достаю» их постоянно, – с улыбкой поясняет Рубен Саакович. – Не могу оставаться спокойным, если вижу непорядок. Вот на днях еду по посёлку мимо школы, смотрю: территория выкошена от сорняков, а рядом на улице клочок земли 2х2 метра в амброзии. Ну и что, что мои дети здесь уже не учатся? Не нравится мне, и всё. День мимо проехал, два, а потом не выдержал, подошёл к директору. Через пару дней скосили.

– Вот правда, не могу мимо пройти, хоть и не моё, – признаётся он. – Есть у нас место, где тротуар постоянно в воде. Водоотводная труба там проложена, но её завалило. Вместо того, чтобы сделать как следует, наши «умельцы» взяли и просто повыше трубу установили. Пока вода до неё дойдёт, тротуар весь в воде. Дети, обходя лужу, идут по дороге. Не мог успокоиться и администрации покоя не давал, пока не «достал» их, а они – дорожников. Я даже сам откопал ту трубу, её нужно всего-то на полметра подтянуть, а для этого чуть-чуть покрытие тротуара поднять. Говорю: «Надо сделать, ведь начнёт тротуар обваливаться». Обещали: «Сделаем, но сейчас сыро». Сколько времени сухо, но ничего не делают. Видимо, опять дождей ждут.

– Люблю, чтобы было чисто, красиво, чтобы у двора цветы росли… У моего дома тоже были цветы, – со вздохом говорит Рубен Саакович. – Недавно возвращаюсь с работы, а тут началось строительство по соседству, и всё снесли. Готовили площадку под строительство, техника работала, расчищала участок и нашу клумбу захватила. Всё выдрали, перевернули… Сначала даже расстроился, но узнал, что дом строят для участника СВО, и успокоился, думаю, уже вместе с новым хозяином благоустроим прилегающую территорию.

Всё начинается в семье

– Я с самого детства такой – люблю порядок. Когда женился, сказал Любе: «Мы никогда не будем ругаться, если будет чисто».

Любовь Александровна оказалась единомышленницей супруга: тоже за чистоту и красоту, которую своими руками и создаёт.

– Клумбу на улице из камня выложила, и во дворе всё это – её рук дело, – Рубен Саакович показал малые архитектурные формы, цветники, задекорированные хозкоммуникации. – По здоровью ей огородом нельзя заниматься, я его просто выкашиваю. А от цветов она отказываться не хочет. Так что вместо огурцов у нас цветы в огороде, во дворе и за двором.

Двор Миносьянов благоустроен по советским канонам. Бетонировал, строил навес, варил беседку под виноград хозяин сам.

– Только забор дочь поменяла, – объяснил ограждение из современного металлопрофиля глава семьи. – Мне оно и не надо было, я люблю видеть, что на улице делается, да и скрывать от людей нечего. Но она так захотела.

– Сын калитку взялся сварить. Он у нас всё умеет. Ремонтно-строительные работы никому не доверяет, только сам. С пяти лет обычной косой научился траву косить. Лучше меня косил! – не скрывая гордости, рассказывает отец. – Поэтому не понимаю родителей, которые от работы ограждают детей. Не думают, как они жить будут.

А на улице один – воин?

– Наша улица почему-то водителей притягивает как магнитом, – удивляется квартальный. – Нужно человеку на соседнюю улицу, а он поворачивает с шоссе и через нашу проезжает, назад – опять по нашей. Спрашивал у некоторых: «Чего вы здесь едете, если на соседней улице мост хороший?» Только плечами пожимают. А у нас вот какой мост, – показывает Рубен Саакович. – Я сам его давно уже построил на случай, если вода в Чибрике поднимется.

Летом своенравный Чибрик полностью пересыхает. Проезжая по дороге, и не заметишь, что здесь русло реки пролегает.

– Но даже сейчас ездят все по мосту, – сокрушается квартальный. – Возмущаюсь, что добивают его, хотя можно по руслу спокойно проехать. С одним поругаюсь, другой едет… За всеми не уследишь. Попросил соседа помочь перегородить проезд на мост, чтобы не ездили в сухую погоду. Делали, не доделали, всё некогда.

Говорят: «Один в поле не воин». А на улице? Многое на себя квартальный берёт, но на всё сил и средств не хватает. Когда мост через речку строил, к друзьям обращался: у одного кран попросил, у другого – грузовик. Фундаментные блоки на работе выпросил, сам их установил и закрепил. Построил для всех. Кто-то поблагодарил, кто-то как должное воспринял, мол, ты же начальник тут, ты за удобство населения и отвечай.

– За столько лет на мосту уже дыры протёрлись, все ездят, никто не видит, – вздыхает Рубен Миносьян. – Стал собирать на ремонт по тысяче рублей со двора. Ходил, ходил… В результате человек пять сдали деньги. А я только за бетон 16 тысяч рублей отдал. Металл нужен, тут сосед помог, дал кусок металла. Трудно с людьми сейчас договариваться. Особенно с молодёжью. Ничего им не скажи, все умные.

Трудно, но квартальный не сдаётся. Кто ещё людям поможет у себя порядок навести, если не он? Это сегодня на улице тихо, спокойно, но так было не всегда. Машины днём и ночью носились в гору, в лес по каким-то сомнительным делам, а главное, непонятно, в каком состоянии водитель за рулём. Соседка пожаловалась Рубену Сааковичу, что её сына чуть не сбили. Он сказал: «Хватит!» И добился, чтобы проезд перекрыли.

Так и воюет квартальный с беспорядками, потому что не может жить спокойно, когда где-то что-то не так. Не всегда рядовые жители готовы поддержать рабочими руками или рублём, хотя он за общее благо печётся. А вот сельская администрация благодарна общественнику за инициативу. Помня, что инициатива наказуема исполнением, квартальный первым и берётся за её воплощение.

Фото Сергея МАРТЫНОВА.

Оцените автора
Огни Кавказа