Не хотите быть обманутыми – знайте свои права

Общество

Постановлением Правительства РФ утверждён Перечень технически сложных товаров, а статьёй 18 закона «О защите прав потребителей» – условия и порядок защиты прав потребителей при обнаружении в них недостатка.

В Перечень входят в том числе следующие товары:

— системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, персональные электронные вычислительные машины;

— лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления;

— комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления;

— телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления;

— цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления;

— холодильники, морозильники, комбинированные холодильники-морозильники, посудомоечные, автоматические стиральные, сушильные и стирально-сушильные машины, кофемашины, кухонные комбайны, электрические и комбинированные газоэлектрические плиты, электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, электрические и комбинированные газоэлектрические духовые шкафы, встраиваемые микроволновые печи, роботы-пылесосы, кондиционеры, электрические водонагреватели;

— часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями;

— инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические).

При обнаружении в данных товарах недостатка важно помнить, что потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю товара.

При обнаружении недостатков в товаре на 16-й и последующие дни гарантийного срока обращаться к продавцу либо уполномоченной организации следует с требованием безвозмездного устранения недостатков товара (проведения гарантийного ремонта).

Заявить вышеуказанные требования о возврате денег или замене товара по истечении 15 дней от дня покупки (при обнаружении недостатка в товаре) потребитель вправе в следующих случаях:

* обнаружение существенного недостатка товара (неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки);

* нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара (срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней);

* невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Как правило, вместо выполнения требования потребителя о возврате денег или замене товара продавец предлагает вначале провести проверку качества для установления характера дефекта, отправляя покупателя в сервисный центр, либо принимает товар для проверки качества в точке продажи, устанавливая при этом зачастую не существующий законодательно срок – 21 день. В итоге, передав товар на проверку качества без заявленного требования о возврате денег или замене товара, потребитель фактически своим правом не пользуется, соответственно 15-дневный срок для него безвозвратно теряется.

Исходя из этого, рекомендуем потребителям помнить, что рассчитывать на положительное рассмотрение требования можно только при условии надлежащего оформления заявления о возврате или замене товара.

Если всё-таки продавец отказывается принимать товар на гарантийный ремонт, отправляя покупателя в авторизованный сервисный центр, то нелишним будет знать, что согласно ст. 18 Закона требование о гарантийном ремонте потребитель вправе заявлять как продавцу, так и уполномоченной организации. Не принимая товар с заявленным требованием об устранении недостатков, продавец грубо нарушает право потребителя.

Рекомендуем потребителям в данном случае проявить твёрдость и заявить требование об устранении недостатков именно продавцу, т. к. в случае нарушения срока устранения недостатков продавцом (срок не может превышать 45 дней) потребитель вправе заявить новое требование – расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы за товар.

Наталья ГАВРИКОВА, юрисконсульт консультационного пункта для потребителей Белореченского ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае».

Оцените автора
Огни Кавказа