Не клубом ночным жива белореченская молодёжь

Общество

Нередко можно услышать сетования представителей старшего поколения по поводу неприкаянной молодёжи. Живут-де нынешние молодые люди в стране без национальной идеи, без общероссийской организации типа комсомола при СССР, которая могла бы их объединить. И что им остаётся? Ночные клубы. Потому и бежит молодёжь из глубинки, особенно сельской, в большие города, где занять себя легче: есть те самые объединяющие развлекательные заведения и какую-никакую работу всегда найти можно.

Денис и Марина не просто мечтают, а точно знают, каким будет их собственный дом, потому что сами его строят. Ответственно относятся молодые люди и к планированию своей семьи: сначала дом с детскими комнатами, потом – дети

А что думают по этому поводу сами молодые, всё же оставшиеся в селе? Ответ мы нашли у Дениса Косолапова из села Школьного.
Денису немного за двадцать. Он действительно хотел бы найти работу по специальности – в МЧС или пожарной службе. Но в нашем районе вакансий нет, а предложение работать вахтовым методом оказалось совсем невыгодным. Он считает, что дома может зарабатывать значительно больше.
– Мы с друзьями собрали бригаду и подрядились теплицы у одного фермера плёнкой накрыть, – рассказывает Денис. – За десять дней 13 теплиц сделали. Хозяин удивлялся: никто ещё больше семи за такой срок не мог накрыть. А мы в четыре утра вставали и дотемна не уходили с поля. Потрудиться пришлось, конечно, зато по 40 тысяч рублей получили. В гости к товарищу в Ростов съездили.
Зарабатывать на выполнение своих желаний Денис привык с малых лет. Пример всегда перед глазами – это родители. Отец и мать Дениса трудятся столько, сколько надо, не считая часов. Мама Надежда Александровна, заведующая сельским клубом хутора Лантратова, после основной работы берётся за домашнюю. Папа Сергей Викторович работает в котельной детсада. Его основные домашние обязанности в поле. Впрочем, в семье Косолаповых все в своё свободное время находятся там.
– Утром перед работой успеваем что-то поделать в поле, после работы тоже, – говорит Марина, жена Дениса. Она в этом году пошла первый раз в первый класс учителем, до этого была подменным воспитателем в детском садике. – Я и сейчас оттуда, поливала в теплицах, – добавляет она.
Полем Косолаповы называют участок земли, на котором выращивают ягоды закрытого грунта. По сельским масштабам 32 сотки – это обычный огород. Участок под индивидуальное жилищное строительство получил Денис. Дом он только начал строить, а подсобное хозяйство уже есть. С направлением деятельности Косолаповы окончательно определились после того, как попробовали выращивать капусту и огурцы. Клубника показалась наиболее оптимальным вариантом, проверенным годами сотнями белореченцев. Да и малина в теплицах тоже уже не новое слово в местном садоводстве. А «поле» потому, что ни жилья, ни привычного набора огородных культур здесь нет. Всё это в родительском доме, где Денис с Мариной пока живут.
– В этом году я попробовал огурцы вырастить, опыт получил плачевный, – делится Денис, – но и он на пользу. Я понял, что с наскоку ничего не получишь, нужно серьёзно подходить к любому делу. Отказываться от этой идеи не хочу. Со знающими людьми посоветовался, в Интернете вопрос проштудировал, надеюсь освоить и огурцы. Мне интересно.
Опыт – дело наживное. В этом молодой человек уверен. Когда-то землянику они тоже впервые высаживали, а сегодня сами могут поделиться собственными наработками. Они видны даже нам, дилетантам в интенсивном земледелии. Это и непривычно короткие теплицы, и рулонные шторы из полиэтиленовой плёнки вместо обычных дверей в торцах.
– Для нас теплицы по 18, 19, 20 метров длиной оказались самыми удобными. Были и у нас двери, но опытным путём мы с папой дошли до такого варианта, нам так удобнее. В отличие от дверей рулонная штора позволяет открывать теплицу на проветривание насколько нужно по погоде, – объяснил Денис.
Несколько удивил и подбор сортов ягод. Да, каждый клубничник всегда ищет новые, более урожайные и выгодные сорта, но в большинстве хозяйств района ведущие сорта у всех одинаковые. У Косолаповых они особые.
– Я через Интернет на них вышел. Саженцы приобретал в питомниках Адыгеи и Краснодарского края. Это ремонтантные сорта клубники и малины, – рассказывает Денис. – Вот эту клубнику, что сейчас собираем, мы высадили летом. И она будет плодоносить хоть всю зиму, пока морозы не ударят. Попробуйте, очень сладкая, хотя уже осень. Такие её сортовые особенности. Малина такая же – сладкая, ароматная, урожайная весь период. Летом она под теневой сеткой, к весне накроем теплицы плёнкой и получим ранний урожай.
Денис не скрывает гордости за результаты своего труда. Ведь ягода у него экологически чистая, выращивается вдали от автотрасс и вообще каких бы то ни было дорог, да ещё под надежным укрытием.
– Едим прямо с грядки, – уверяет он. – Повез как–то на рынок в Краснодар. Так меня постоянные торговцы гнать начали, чтобы им конкуренцию не создавал. Ягода у меня ароматная, сладкая, свежая. Покупатели это сразу видят. Я свои 350 килограммов быстро распродал, а они с 50 кг остались стоять. Но далеко возить некогда, в основном на оптовом рынке в Великовечном сдаём.
О выбранных лично сортах ягод Денис может рассказывать бесконечно. Все их плюсы и минусы он хорошо изучил и свою систему выращивания уже разработал. Так, хотя на второй год клубника даёт больше урожая, ягода у неё становится мельче. Поэтому, чтобы не терять товарный вид клубники, он меняет посадки ежегодно, несмотря на повышенные затраты. Слушаешь его и понимаешь, что молодому человеку явно тесновато в рамках ЛПХ, ему и поэкспериментировать хотелось бы, и другие культуры попробовать вырастить.
– Не задумывался над тем, чтобы стать индивидуальным предпринимателем? – поинтересовались мы у него. – Малый бизнес имеет хоть какую-то господдержку. Тот же льготный кредит есть возможность получить.
– Конечно, думал, но земли для этого мало, – со вздохом делится Денис. – Очень хочу нарастить объёмы. Только свободных площадей в нашем селе нет. На этом участке теплицы у нас с отцом на двоих. С одной стороны – родителей, с другой – наши. Хотя работаем мы все вместе. Сейчас у нас земли чуть больше, чем официально мой участок. Бабушка-соседка уже огород не сажает, нам его отдала попользоваться. И другой сосед сдал часть своей земли в аренду. А мы могли бы и больше обрабатывать.
Вопрос о доходах человека считается неприличным, но мы его всё же задали. Денис не стал уклоняться от ответа.
– Смотря что считать заработком, – говорит он. – Например, почистить одну теплицу от сорняков стоит 35 тысяч рублей. Мы чистили сами. Теплиц у нас 20, вот и считайте, сколько мы заплатили бы, если б пригласили посторонних людей. Мы с отцом сами теплицы ставим, затраты только на материалы. Вот на них приходится зарабатывать. Ну и на жизнь, конечно. Доходы получаем с урожая ягод. Сколько в среднем за год выходит? Ну, наверное, тысяч по сорок в месяц. Только доходы в сезон, а расходы круглый год. Рассаду мы сами выращиваем, и нам каждый корень по пять рублей выходит. Притом, что усы собираем со своей клубники, но кассеты и торф для укоренения покупаем.
– Вместе с родителями, безусловно, легче. А в самостоятельной деятельности не мечтал себя попробовать?
– Давно уже попробовал. Свои первые теплицы в 18 лет заложил и самостоятельно в них хозяйничал, до этого отцу помогал. Потом год в армии отслужил. Вернулся и продолжаю.
– Не было желания из села в город перебраться?
– В армии предлагали остаться. Только я прикинул, во что обойдётся съёмная квартира, жизнь в большом городе и обещанную зарплату и понял, что в селе я дом себе скорее построю, чем там жильё получу (а купить нереально), и заработать больше смогу, если хорошо поработаю.
– И много в Школьном твоих сверстников, которые здесь нашли себе занятие? – спрашиваем, возвращаясь к затронутой в начале теме.
– Один, как я, клубникой занимается, ещё один одноклассник памятники делает, третий на шабашках подрабатывает. Трое остались дома, остальные разъехались, – рассказал Денис.
Тосковать о каких-либо молодёжных организациях и ночных клубах Денису с Мариной просто некогда. У них совсем другие ориентиры и цели. И чтобы их достичь, нужно немало потрудиться. Но при этом ущемлёнными они себя не считают, так как на тот отдых и те развлечения, что им интересны, они всегда заработают. Круг общения у них соответствующий, из таких же ребят, которые сельского труда не боятся.
– Прошедшей зимой нам, как и всем тепличникам, туго пришлось. Но мы всё отстояли, вышли без потерь. В снегопады я своих друзей-товарищей собирал, и мы днём и ночью снег с теплиц счищали, – поделился Денис.
В одной из теплиц мы неожиданно встретили Сергея Викторовича, собиравшего ягоды. Ему тоже задали вопрос: как растить таких сыновей, как Денис?
– Работать, И чтобы дети были всегда рядом. Жить общими с ними делами и интересами, – ответил он с улыбкой.

Оцените автора
Огни Кавказа