«Отличный паровозник» белореченец Василий Лавроненко

Общество

Сегодня, 4 августа, отмечают свой профессиональный праздник работники стальных магистралей – железнодорожники.

Белореченск – крупный железнодорожный узел, ведущий свою историю с 1910 г. За более чем 100 лет на железнодорожной станции Белореченская трудились тысячи белореченцев, многие целыми семейными династиями.

Музей города собирает материалы о жизни и трудовом подвиге земляков-железнодорожников. Сегодня речь пойдёт об одном из них.

Василий Фёдорович Лавроненко родился в станице Белореченской 26 февраля 1896 г. в семье иногороднего Фёдора Ивановича Лавроненко, переселившегося в станицу из Курской губернии в 1880 году.

Мы уже писали в статье «Из жизни белореченского кузнеца Фёдора Ивановича Лавроненко», опубликованной в марте этого года в газете «Огни Кавказа», что в семье Фёдора Ивановича и его супруги Гарпины Карповны выросли шестеро детей. Всего же за 18 лет (с 1879 по 1897 годы) в семье Лавроненко их родилось 17. Жизнь одиннадцати ребятишек оборвалась в младенчестве, на первом-втором годах жизни. И такое положение в российских семьях в то время наблюдалось сплошь и рядом. Главными причинами высокой детской смертности в Российской империи в позапрошлом веке были неразвитость системы здравоохранения и низкое санитарное состояние жилищно-бытовых условий.

Выжили из детей Лавроненко пять девочек – Марфа, Варвара, две Евдокии, София и единственный мальчик – Василий. Судьба всех сестёр Лавроненко была примерно одинаковой. Когда девочки достигали совершеннолетия, им готовили приданое и выдавали замуж. В школе их не обучали, так как отец Фёдор Иванович считал, что учёба им ни к чему.

– Девкам грамота не нужна. Вон учись у матери пелёнки стирать да борщ готовить, вот и вся твоя школа, – отвечал отец, когда одна из дочерей просилась в школу.

Старшая дочь Марфа вышла замуж за Василия Колесникова. В поисках лучшей жизни они уехали на Дальний Восток в Уссурийский край, где завели своё хозяйство и зажили в тиши, умножая семейство.

Дочь Варвара по воле родителей вышла замуж за Николая Литовченко – мастера по столярному делу.

Старшая Евдокия стала женой Ивана Степановича Стоянова. Истории её жизни, нелёгкой судьбе её супруга и детей была посвящена статья «Жизнь, похожая на легенду. Новые факты биографии белореченского

промышленника Ивана Стоянова» («Огни Кавказа» №34 от 22 августа 2019 г.).

Евдокия-младшая вышла замуж за Петра Семиошко.

Единственному сыну семьи Лавроненко, кормильцу и опоре родителей на старости лет Василию Фёдоровичу было суждено войти в историю родного города как почётному железнодорожнику, активному комсомольцу 1920-х годов, неутомимому общественнику.

В 14-летнем возрасте Василий остался без отца, ушедшего из жизни после тяжёлой болезни. Поэтому после окончания двух классов местной церковно-приходской школы ему пришлось пойти обучаться в кустарную столярную мастерскую, чтобы помогать матери и сёстрам. Но дела в мастерской не клеились, спрос на мебель спал, так как её почти никто не брал. И Василий перешёл работать в мастерскую при паровозном депо железнодорожной станции Белореченская. Здесь и начался по-настоящему трудовой путь Василия Фёдоровича. Поступив на работу в депо, он на всю жизнь связал себя с железной дорогой, где проработал 42 года (с 1914 г. по 1956 г.). Труд железнодорожника принёс ему славу и уважение.

Начав свою трудовую деятельность учеником слесаря, Василий Лавроненко поработал и слесарем, и помощником машиниста, и до машиниста дослужился. Помимо этого, занимался общественной работой. Его путь к трудовой славе, о которой рабочий парень и мечтать не смел, была не из лёгких, ей предшествовали годы трудных испытаний.

В годы Гражданской войны Василий Лавроненко одним из первых вступил в ряды Красной Армии, встав на сторону только образованной Советской власти, сражался против белогвардейцев.

– В августе 18-го наше депо отступало до Армавира, – рассказывал впоследствии Лавроненко. – Бои были большие. Из рук в руки переходил город. Я тогда пошёл добровольцем в кавалерийский отряд Кочергина.

«Отличный паровозник» белореченец Василий Лавроненко

После окончания Гражданской войны Василий вновь возвратился в депо, слесарничал, участвовал в субботниках, воскресниках. Руководил духовым оркестром, организованным при комсомольской ячейке железнодорожной станции Белореченская 5 мая 1920 года.

В это время в окрестностях Белореченской действовали банды бело-зелёных. Не раз по тревоге приходилось выезжать на борьбу с бандами Василию Лавроненко – командиру ЧОНа (части особого назначения) железнодорожного узла. На этом посту Лавроненко сменил Хамула (имя неизвестно). Первым командиром ЧОНа был Алексей Купцов, потом – Иван Просветов.

В конце 20-х годов ХХ века Лавроненко, помощник машиниста паровоза, в числе двадцатипятитысячников был направлен в село. В начале 1930-х трудился председателем Новоалексеевского сельского Совета. Окончив профсоюзные курсы в Ростове, был назначен председателем месткома Тихорецкого депо.

В годы Великой Отечественной войны уже опытный машинист Лавроненко водил тяжеловесные поезда по стальным магистралям Северо-Кавказской железной дороги от Баку в объезд Каспия до Красноводска (город на западе Туркмении). А после освобождения Кубани в 1943 году вернулся в родные места. И снова Василий Фёдорович был в рядах тех, кому пришлось восстанавливать паровозное депо из руин.

Страна высоко оценила трудовой вклад Василия Лавроненко в общее дело победы советского народа. В 1946 г. ему была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Министерство путей сообщения СССР наградило железнодорожника знаками «Отличный паровозник» и «Ударник коммунистического труда».

В 1951-м за отличные трудовые успехи и воспитание нового поколения железнодорожников Лавроненко Указом Президиума Верховного Совета СССР был награждён высшей правительственной наградой – орденом Ленина. В год 50-летия Советской власти за активное участие в Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской войне и борьбе за установление Советской власти Василий Фёдорович снова получает награду – юбилейный орден Красной Звезды.

Выйдя на пенсию, ветеран труда, почётный железнодорожник, неутомимый общественный деятель не сидел без дела – вместе с другими ветеранами войны и труда в клубе революционной, боевой и трудовой славы проводил работу по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Особое внимание уделял трудным подросткам. Несколько раз подряд избирался народным заседателем районного суда, вёл активную работу в совете народных заседателей.

Жизнь Василия Фёдоровича оборвалась 22 июня 1977 года.

Известно, что в последние годы своей жизни Василий Фёдорович проживал по улице Набережной, дом №59 (на этой же улице жила и его дочь – Людмила Васильевна Обозная).

Уважаемые жители города! Если вам известны какие-то данные о Василии Фёдоровиче, просим вас связаться с сотрудниками городского музея, расположенного по адресу: ул. 40 лет Октября, 18, или по телефонам: 8 (861-55) 2-61-93; 8 (918)102-76-72.

Также просим откликнуться тех, у кого в семейных архивах хранятся материалы о трудовом подвиге белореченских железнодорожников. Вместе мы сможем сохранить память о достойных сынах и дочерях родного города для будущих поколений.

Мария ФРОЛОВА, старший научный сотрудник музея города Белореченска.

Оцените автора
Огни Кавказа