О своем друге вспоминает Белореченский межрайонный прокурор (1989-1995) Александр ЩЕРБИНИН
Борис, ты был прав…
Сегодня сорок дней, как перестало биться сердце талантливого журналиста и моего друга Бориса Васильевича Золотова.
До последнего мы планировали встретиться в канун или непосредственно после 12-13 января и отметить 300 лет со дня образования Прокуратуры России, День российской печати, обсудить былое сотрудничество, встретиться с соратниками по перу, сверить пульс жизни. Однако не сбылось, при том, что Борис как мог сражался с тяжелой болезнью до последнего вздоха.
Нас всегда объединяла романтика прошлых лет и вера в светлое будущее. Рассуждая о предстоящей встрече, Борис мыслил о неформальном материале про некую здоровую смычку между прокурорскими работниками и СМИ. Даже толком не пояснял, какой будет эта публикация, уповая на вдохновение и общение в Белореченском районе.
В день прощания с Борисом мне запали в душу идущие от сердца слова белореченцев Андрея Руденко, Николая Волгина, Вячеслава Барашихина. С ними мы условились о встрече в Белореченске, правда, без определения точной даты.
В ожидании предстоящей встречи память выдала наше знакомство с Борисом во второй половине семидесятых на стадионе ордена Ленина колхоза «Кубань» в Усть-Лабинске. Проводился традиционный футбольный турнир на приз районной газеты «Сельская новь», и я получил приз лучшего бомбардира из его рук как представителя редакции. После награждения разговорились, и, как плод общения молодого следователя и журналиста, в «районке» вскоре появились мои первые скромные перлы на криминальную тему.
Наша новая встреча состоялась не скоро, на стадионе «Химик» в Белореченске, когда местная команда показывала вполне приличный футбол и на трибунах собиралось много настоящих ценителей игры. Так вышло, что эмоции от футбола и после него нас сильно объединяли. Плюс общность жизненных взглядов, нашедшая свое определенное выражение в публикациях замечательной районной газеты «Огни Кавказа».
По долгу службы прокурор, оперативные работники прокуратуры должны стремиться полнее использовать возможности прокурорского надзора в деле укрепления законности и правопорядка, действовать в координации с правоохранительными органами, общественностью, во взаимодействии со средствами массовой информации. Чтобы соответствовать таким устремлениям, нужен творческий подход. Борис такой подход изначально проявил, отыскав даже рабочий девиз для сотрудничества от французского философа Вольтера: «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им».
Активный процесс взаимодействия начался с 1990 года, когда на страницах газеты было опубликовано 19 нешаблонных материалов с участием работников межрайонной прокуратуры. Дальше местная правовая гласность продолжала набирать обороты. В 1991 году в районной газете появился специальный выпуск «Совершенно не секретно», выходивший, примерно, один раз в два месяца. Общий тираж «Огней Кавказа» составлял тогда без малого 18 тысяч экземпляров.
В феврале 1991 года прокуратура края разослала в территориальные прокуратуры информационное письмо «Об опыте Белореченской межрайонной прокуратуры по совершенствованию форм и методов по пропаганде советского законодательства». За активную работу по правовому воспитанию населения прокурор и старшие помощники прокурора Николай Косяков и Сергей Вознюк были поощрены прокурором края.
Борис искренне радовался каждой удачной актуальной правовой публикации, некоторые горячо обсуждались в редакции с журналистами вкупе с другими материалами и событиями в районе или в крае.
В специальных выпусках в доступной форме освещались структура и динамика преступности, причины и условия, способствующие совершению преступлений, проблематика наркомании, охраны природы, следственная и судебная практика, иные вопросы правоприменения.
Прекрасно помню авторов публикаций журналистов Любовь Калинину, Римму Башлыкову, Игоря Хохлова, Александра Кузнецова, фотокорреспондента Сергея Мартынова, которые сотрудничали с оперативными работниками прокуратуры Николаем Косяковым, Сергеем Вознюком, Иваном Имгрунтом, Сергеем Шевченко, Евгением Фроловым, Сергеем Литвиновым, Раисой Дмитриевой. Насколько я понимаю, такого взаимодействия с газетой не было ни в одной районной прокуратуре России. Листаю страницы спецвыпусков и вижу становление рубрики «Пресс-группа межрайпрокуратуры сообщает», анонсы выпуска материалов, фотоколлажи, снимки победителей конкурсов.
Специальные выпуски «Совершенно не секретно» выдержали испытание временем в 4 года, выходили в свет в 1990-1994 годах.
Безусловно, газета освещала весь спектр жизнедеятельности района. Будучи по натуре правдорубом, Борис иногда и рубил сплеча, не щадя самолюбия героев публикаций. Не всем нравилась смелость редактора «районки», бывали шумные нравоучения в кабинетах на разных этажах. Надо отдать должное: он профессионально знал свое дело, никогда не врал, отличался объективностью и мог честно смотреть в глаза любому оппоненту, свято верил в свою правоту. Поэтому с Борисом, хоть с большим скрипом, вынуждено считались разные по чину и характеру лица.
Наше тесное сотрудничество прервалось с моим новым назначением и продолжилось в дальнейшем в городах Ейске и Тихорецке, где мы с Борисом по старой дружбе готовили отдельные тематические страницы. Но это были другие времена и коллективы, изменились возможности СМИ в эпоху интернета и кабельного ТВ. Только характер у Бориса не изменился, он разочаровался в романтической политике, однако, по-прежнему, твердо придерживался своей жизненной и профессиональной линии порядочного человека и журналиста.
Окончательно Борис обрел себя в 2006 году в «Кубанских Новостях», на боевом журналистском посту встретил свое 70-летие, принял заслуженные поздравления коллег. На праздновании в конце июля дня рождения уже в кругу близких и друзей он, превозмогая мучительную боль, бодрился как мог, шутил, сам готовил, угощал и развлекал гостей. Потом вдвоем мы проговорили почти до утра, обсуждали номер «Кубанских новостей» с прекрасным материалом – жизнеописанием именинника и просто потрясающим по выразительности портретом на первой полосе. Я еще раз убедился в человечности и силе духа Бориса Васильевича, его доброте и искренней вере в справедливость.
В череде профессиональных праздников работников прокуратуры и журналистов, вспоминая моего друга, листаю страницы «Совершенно не секретно», смотрю на тот самый газетный портрет, скромный цветной бокал из чешского стекла как приз лучшему бомбардиру и делаю вывод о жизненном кредо настоящего журналиста: ты был прав, Борис!
Александр ЩЕРБИНИН, Белореченский межрайонный прокурор (с 3 апреля 1989 года по 6 апреля 1995 года), старший советник юстиции.