70 лет назад по улицам Белореченской пошел первый автобус

Общество

20 декабря 1949 года в станице Белореченской открыли автобусное движение от железнодорожного вокзала до улицы Хуторской (ныне Чехова). Вообще же Белореченская авторота №17, автомобильный парк и автобусное движение в нашей станице были организованы в первые четыре года послевоенной пятилетки.

С 1 января 1950 года в Белореченской начал курсировать ещё один автобус по маршруту улица Красная – железнодорожный вокзал. Открытие автобусного движения в тот период значительно ускорило и облегчило путь пешеходов с окраины станицы в центр, на ж/д вокзал и обратно. Для передвижения по станице её жители в 1952 году получили комфортабельный автобус «ЗиС-155», оснащённый 14 кожаными креслами на 28 мест с общей вместительностью на короткое расстояние – 50 пассажиров. «ЗиС-155» являлся самым массовым городским автобусом СССР послевоенных лет. С 1949 по 1957 год его выпускали в Москве на Первом государственном автомобильном заводе имени Сталина. В 1957 году в Белореченской курсировало уже три автобуса по двум маршрутам: вокзал – Хуторская и вокзал – почта.
В августе 1957 года Белореченская авторота получила два новых автобуса марки «ЗИЛ-155» (название автобуса изменилось в связи с тем, что изменилось название завода) и была открыта новая автобусная линия «Вокзал – поликлиника». Проезд в автобусе, по данным на 1954 год, обходился пассажиру в 15 копеек за километр пробега. Эти автобусы работали с 5.00 до 23.00. Согласно графику автобусы через каждые 40 минут должны были возвращаться в конечные пункты. Но как обстояли дела в действительности, мы узнаём из писем станичников в редакцию газеты «Сталинский призыв» (сейчас «Огни Кавказа») за 1950 год: «Автобус по станице курсирует нерегулярно, иногда ждёшь его по 2-3 часа, а то и совсем не дождёшься». Да и места конечных остановок не были оборудованы. Например, навес и скамейки на остановке, которая находилась на углу улиц Красной и Красноармейской (так называлась улица Ленина до 1970 года), появились лишь в 1952 году. Станичные дороги были тоже в плохом состоянии: разбитое покрытие, ямы и ухабы.

70 лет назад по улицам Белореченской пошел первый автобус

Пригородное движение

Ежедневно десятки белореченцев стояли у центрального рынка в ожидании попутных машин, чтобы добраться до
с. Великого или других населённых пунктов района. С 18 января 1954 года стал курсировать пассажирский автобус Майкоп – Рязанская с остановкой на станции Белореченская у железнодорожного вокзала и у центрального рынка станицы. В 1956 году Белореченская авторота выделила автобус, который ходил по маршруту Белореченская – Большой Сидоров через сёла Воронцово-Дашковское (ныне Школьное) и Архиповское, а также грузотакси из Белореченской до станицы Пшехской и села Новоалексеевского, что значительно облегчало путь в райцентр жителям соседних станиц.
Первая автокасса для предварительной продажи билетов на автобусы, курсирующие по маршрутам: Белореченская – Усть-Лаба, Белореченская – Большой Сидоров, а также для продажи на льготных условиях населению и учреждениям месячных билетов для проезда на станичном автобусе была открыта в 1957 году недалеко от нынешнего здания автовокзала по улице Ленина, построенного уже в 90-е годы ХХ века.
На белореченской автостанции всегда было многолюдно: сотни пассажиров ежедневно уезжали и приезжали в город. Это для их удобства рядом открыли кафе «Ветерок» и газетный киоск. Но пассажиров огорчала неустроенность и грязь на остановке. К скамейкам было тяжело пробраться из-за глубоких луж.

Другой статус, другое оснащение

20 декабря 1958 года уже в городе Белореченске открыли новое автобусное движение по кольцевой системе по улицам Вокзальной и Красноармейской со следующими остановками: Вокзал, Кирова, Узкий переулок, Первомайская, Леспромхоз, Карла Либкнехта, Угольный переулок, Хуторская, ферма, поворот на животноводческий колхоз, а также по Красноармейской – Вокзал, Кирова, Маслозавод, парк имени Ленина, рынок, колхоз им. Ленина, Партизанская, поворот на животноводческий колхоз. По кольцу ежедневно курсировало шесть новеньких автобусов «ЗИЛ-158», которые отличались не только внешним видом, но и удобством: в автобусе можно было за раз перевозить до 60 пассажиров. Всего же в тот период по району ходили 10 пассажирских автобусов, которые ежедневно перевозили около семи тысяч пассажиров. Автобусным движением были связаны все крупные сёла и хутора района. После того, как станица Белореченская стала городом районного подчинения, автотранспортное предприятие из года в год значительно пополнялось: если в 1961 году автопарк насчитывал 17 автобусов, то в 1968 году город и район обслуживало уже 45 автобусов Белореченского автохозяйства.

70 лет назад по улицам Белореченской пошел первый автобус

Мария ФРОЛОВА, старший научный сотрудник музея Белореченска.

Фото из фондов музея Белореченска.

Статья написана по материалам, собранным нашим земляком Олегом Постниковым в архиве газеты «Огни Кавказа».

Оцените автора
Огни Кавказа