20 декабря 1949 года в станице Белореченской открыли автобусное движение от железнодорожного вокзала до улицы Хуторской (ныне Чехова). Вообще же Белореченская авторота №17, автомобильный парк и автобусное движение в нашей станице были организованы в первые четыре года послевоенной пятилетки.
С 1 января 1950 года в Белореченской начал курсировать ещё один автобус по маршруту улица Красная – железнодорожный вокзал. Открытие автобусного движения в тот период значительно ускорило и облегчило путь пешеходов с окраины станицы в центр, на ж/д вокзал и обратно. Для передвижения по станице её жители в 1952 году получили комфортабельный автобус «ЗиС-155», оснащённый 14 кожаными креслами на 28 мест с общей вместительностью на короткое расстояние – 50 пассажиров. «ЗиС-155» являлся самым массовым городским автобусом СССР послевоенных лет. С 1949 по 1957 год его выпускали в Москве на Первом государственном автомобильном заводе имени Сталина. В 1957 году в Белореченской курсировало уже три автобуса по двум маршрутам: вокзал – Хуторская и вокзал – почта.
В августе 1957 года Белореченская авторота получила два новых автобуса марки «ЗИЛ-155» (название автобуса изменилось в связи с тем, что изменилось название завода) и была открыта новая автобусная линия «Вокзал – поликлиника». Проезд в автобусе, по данным на 1954 год, обходился пассажиру в 15 копеек за километр пробега. Эти автобусы работали с 5.00 до 23.00. Согласно графику автобусы через каждые 40 минут должны были возвращаться в конечные пункты. Но как обстояли дела в действительности, мы узнаём из писем станичников в редакцию газеты «Сталинский призыв» (сейчас «Огни Кавказа») за 1950 год: «Автобус по станице курсирует нерегулярно, иногда ждёшь его по 2-3 часа, а то и совсем не дождёшься». Да и места конечных остановок не были оборудованы. Например, навес и скамейки на остановке, которая находилась на углу улиц Красной и Красноармейской (так называлась улица Ленина до 1970 года), появились лишь в 1952 году. Станичные дороги были тоже в плохом состоянии: разбитое покрытие, ямы и ухабы.
Пригородное движение
Ежедневно десятки белореченцев стояли у центрального рынка в ожидании попутных машин, чтобы добраться до
с. Великого или других населённых пунктов района. С 18 января 1954 года стал курсировать пассажирский автобус Майкоп – Рязанская с остановкой на станции Белореченская у железнодорожного вокзала и у центрального рынка станицы. В 1956 году Белореченская авторота выделила автобус, который ходил по маршруту Белореченская – Большой Сидоров через сёла Воронцово-Дашковское (ныне Школьное) и Архиповское, а также грузотакси из Белореченской до станицы Пшехской и села Новоалексеевского, что значительно облегчало путь в райцентр жителям соседних станиц.
Первая автокасса для предварительной продажи билетов на автобусы, курсирующие по маршрутам: Белореченская – Усть-Лаба, Белореченская – Большой Сидоров, а также для продажи на льготных условиях населению и учреждениям месячных билетов для проезда на станичном автобусе была открыта в 1957 году недалеко от нынешнего здания автовокзала по улице Ленина, построенного уже в 90-е годы ХХ века.
На белореченской автостанции всегда было многолюдно: сотни пассажиров ежедневно уезжали и приезжали в город. Это для их удобства рядом открыли кафе «Ветерок» и газетный киоск. Но пассажиров огорчала неустроенность и грязь на остановке. К скамейкам было тяжело пробраться из-за глубоких луж.
Другой статус, другое оснащение
20 декабря 1958 года уже в городе Белореченске открыли новое автобусное движение по кольцевой системе по улицам Вокзальной и Красноармейской со следующими остановками: Вокзал, Кирова, Узкий переулок, Первомайская, Леспромхоз, Карла Либкнехта, Угольный переулок, Хуторская, ферма, поворот на животноводческий колхоз, а также по Красноармейской – Вокзал, Кирова, Маслозавод, парк имени Ленина, рынок, колхоз им. Ленина, Партизанская, поворот на животноводческий колхоз. По кольцу ежедневно курсировало шесть новеньких автобусов «ЗИЛ-158», которые отличались не только внешним видом, но и удобством: в автобусе можно было за раз перевозить до 60 пассажиров. Всего же в тот период по району ходили 10 пассажирских автобусов, которые ежедневно перевозили около семи тысяч пассажиров. Автобусным движением были связаны все крупные сёла и хутора района. После того, как станица Белореченская стала городом районного подчинения, автотранспортное предприятие из года в год значительно пополнялось: если в 1961 году автопарк насчитывал 17 автобусов, то в 1968 году город и район обслуживало уже 45 автобусов Белореченского автохозяйства.
Мария ФРОЛОВА, старший научный сотрудник музея Белореченска.
Фото из фондов музея Белореченска.
Статья написана по материалам, собранным нашим земляком Олегом Постниковым в архиве газеты «Огни Кавказа».