На тысячах страниц документов, подробно описывающих начало Великой Отечественной войны, представлена мрачная картина поражений и неудач, сиюминутные оценки которых не могли обещать нашей стране победу.
Немецкие войска быстро продвигались по территории Кубани. 2 августа 1942 года они потеряли три тысячи солдат и офицеров в боях под Кущёвской, 9 августа взяли Майкоп, а 12-го захватили станицу Белореченскую.
Немецкие солдаты приближаются к горящему нефтехранилищу в районе Майкопа. Фото: wikimedia.org
– Началась мрачная полоса оккупации. На заборах появились различные распоряжения и приказы с фашистской свастикой, за невыполнение любого из пунктов – расстрел, – описывал те события кавалер ордена Красной Звезды Г. Погребной.
В станичном управлении была организована регистрация местных жителей, которых делили на три группы: лояльные, приезжие и смертники. В третьей группе оказалась инструктор райкома комсомола Римма Сергеевна Сидоренко. После допросов и пыток её провезли по улице Красной связанной телефонным проводом с табличкой «Партизан» на груди.
Издевательство над населением стало будничной нормой. На работу жителей выгоняли кнутом, избивали шомполами, проводили обыски квартир и изымали имущество, отбирали даже женские платья, а хозяев выводили босыми на мороз.
– Меня арестовали 16 или 17 января, не дали даже одеться, допрашивали, били, а потом повели на расстрел в Кочергин сад. Нас последних пригнали, но фашисты и предатели в это время между собой разругались, кричали, и мы во время этой сцены с братом Николаем спаслись, убежали и до ухода немцев скрывались, – рассказывала медсестра Белореченского госпиталя Нина Васильевна Захарьина.
В праздник Рождества Христова в молитвенном доме во имя Успения Пресвятой Богородицы оккупанты устроили кинотеатр, и когда верующие пришли в храм, то застали пьяных, танцующих в густом табачном дыму немцев.
Полгода оккупации превратили в руины станичную инфраструктуру. Освободительные
войска Северо-Западного фронта встречали обгоревший остов железнодорожного вокзала, заминированное здание госпиталя, разграбленные и измученные войной жители. Жизнь станичников станет налаживаться только спустя месяцы тяжёлого труда.
Сегодня мы всё реже задумываемся о цене мирной жизни, добытой в боях. Важно не устать рассказывать истории военной поры, и тогда никому не придёт в голову воспринимать свободу как должное.
Александр МАЛИКОВ.
За время оккупации убито
429 человек
в Белореченском районе
из них
272 человека
в станице Белореченской
(«Огни Кавказа» 22 августа 1970 г.)
Изменнику нет прощения
Четверть века прошло с того времени, когда советский народ, руководимый Коммунистической партией, разгромил немецко-фашистскую армию и тем самым спас человечество от фашистской заразы.
Неисчислимые бедствия и страдания причинили нам, советским людям, гитлеровские захватчики. Особую ненависть и презрение вызывают те подлые изменники и предатели, которые в тяжелый для Родины час стали на службу к этим извергам человеческого рода и вместе с ними творили кровавые злодеяния над беззащитными советскими гражданами на оккупированной территории.
Тяжелые условия фашистского рабства пришлось перенести и жителям Белореченского района. Районной комиссией по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников установлено, что лишь в станице Белореченской по неполным данным было уничтожено свыше 270 мужчин, женщин, стариков и детей. В числе палачей, обагривших руки кровью советских людей, комиссия назвала предателя Родины Анатолия Николаевича Грушевского.
Грушевский, проживая в период немецкой оккупации в городе Мелитополе, поступил на работу санитаром в немецкий госпиталь, а осенью 1942 года в составе этого госпиталя прибыл в станицу Белореченскую, где вскоре устроился на службу в районную полицию. Спустя некоторое время он был назначен начальником конной жандармерии и в этой должности служил до января 1943 года, то есть до изгнания оккупантов.
Возглавлявшаяся Грушевским жандармерия систематически грабила население кубанских хуторов и станиц, производила повальные обыски, аресты и расстрелы советских граждан. В частности, зимой 1942-1943 годов на окраине станицы Белореченской на берегу реки Белой были расстреляны женщина еврейской национальности лет тридцати с ребенком 3-5 лет и мужчина примерно 25 лет, арестованный за антифашистскую деятельность. Там же были расстреляны и многие другие жители Белореченского района. Длительное время преступник скрывался от следственных органов.
Недавно Грушевский арестован органами комитета государственной безопасности и по его делу ведется расследование.
Всех, кому известны те или иные факты преступлений, совершенных Грушевским и возглавлявшимся им карательным органом, кто знает указанных мужчину и женщину с ребенком, а также обстоятельства их ареста и расстрела, просим сообщить в управление КГБ по Краснодарскому краю или в отдел внутренних дел Белореченского райисполкома.
К. ЧЕРЕДНИЧЕНКО.