(Начало читайте перейдя по ссылке)
В это утро Августа Морозова проснулась рано. Привычка вставать с первыми петухами у нее с детских лет. На дворе темно, в соседней комнате ровно дышит дочь Татьяна, и женщина решила еще чуть-чуть подремать… Её сознание моментально наполнилось знакомыми образами.
88-летняя Августа Константиновна (30 ноября ей исполнится 89) не просто увидела, а как будто почувствовала своих родителей Константина Николаевича и Александру Ивановну Томиловых… Мама умерла, когда Гуте (так Августу называли родные) было четыре года, а ее сестре Клаве шесть.
Сиротские дети войны
Из городка Искитим Новосибирской области отец отвез дочерей в далекую таежную деревню к своим родителям. Бабушка – домохозяйка, дедушка, как и отец, шахтер на золотых приисках. Августа окончила четыре класса сельской школы и осенью 1941-го собиралась идти в пятый класс. Даже связала себе теплые шерстяные чулки.
А в июне Константин Николаевич отправил сестер в Новосибирск в гости к родителям матери… И удивительное дело, на фронт Константина Томилова 1908 года рождения призвали первым из их деревни.
Перед отправкой Константин Николаевич попал в учебку в Новосибирске. И сестры в течение месяца каждое утро ходили к военной части, чтобы хоть издали посмотреть на отца. Позже Августа и Клава вернулись обратно в деревню…
Отец с фронта прислал три письма. И всё. Пропал без вести. Много лет спустя, когда рассекретили военные архивы, Августа узнала, что он погиб под Смоленском.
А тогда, осенью 1941 года, для 10-летней Гути и 12-летней Клавы начались ужасные дни. Серьезно заболел и слег дедушка, а бабушка, потеряв надежду и самообладание, будто мстила внучкам за сына, мужа, за свою несчастную судьбу…
События первого года войны Августа Константиновна и сегодня старается прокрутить в ускоренном темпе. Так больно и страшно ей всё вспоминать: как они с Клавой мерзли, голодали… Как будила ее бабушка ни свет ни заря и отправляла босой по холодной росе пасти коров. Кстати, корова на тот момент – это все, что осталось у сирот от некогда внушительного хозяйства.
И золото добудет, и лес сплавит
В 11 лет Августа пошла работать на золотые прииски. Сначала косила с женщинами траву и заготавливала сено для лошадей, на которых привозили деревянные крепления в забои, потом ей доверили промывку песка и даже спустили в шахту. Маленького росточка, щупленькая девочка запросто управлялась с тачкой, на которой от забоя отвозила породу.
Когда открыли месторождение в соседнем районе, ее перевели туда. Так и трудилась Августа на прииске до своего 18-летия. А весной 1949 года завербовалась в леспромхоз на сплав леса. Лёд только-только пошел, и тут же поплыли по рекам Ик и Бердь (правый приток Оби) бревна. И так до самого Искитима. Августа занималась скаткой (скатывала бревна с берега в реку).
В ноябре 1950 года она вышла замуж за парня из соседней деревни. Такого же волевого и целеустремленного, как сама. А через четыре месяца Александра забрали в армию. Августа осталась жить у свекрови и ждать мужа. Долгих три года. Все это время она продолжала трудиться в леспромхозе: по весне сплавляла лес, а зимой в 40-градусный мороз занималась раскряжевкой, обрубкой и валкой.
Академгородок своими руками
Когда в Сибири начали закрываться леспромхозы, Августа с мужем переехала сначала в Междуреченск Кемеровской области, а затем и в Новосибирск. Шел 1958 год. Там началось масштабное строительство Академгородка. Александр Михайлович был бригадиром. Принимал участие в закладке самого первого вуза – Института гидродинамики. Августа пришла на стройку в 1960 году, сразу после декретного отпуска.
Снабжение в Новосибирске по тем временам было отличное. Передовики производства Александр Михайлович и Августа Константиновна Морозовы первыми приобрели телевизор и холодильник. Помимо квартиры, у них была и небольшая дача.
Все, что там выращивали, в тяжелых сумках Морозовы приносили домой. Вернее, притаскивали…
Младшая дочь все возмущалась: до каких пор мы будем всё это таскать?! Августа же украдкой смотрела на мужа, который курил папиросы «Беломор» (пачка стоила копеек 25) и в сердцах считала: если бы бросил курить, уже бы мотоцикл купили…
Мотоцикл мечты
Почему именно мотоцикл? Да уж очень лихо с ним управлялась одна ее знакомая, которая жила с семьей в здании хлебного магазина на бульваре Молодежи. Туда Августа каждый день ходила за хлебом. Как увидит эту женщину, оседлавшую мотоцикл, так прямо все внутри переворачивается: чем я хуже?!
И когда Морозовой предложили стать в очередь на мотоцикл, она согласилась не раздумывая.
Августа Константиновна хорошо помнит тот день, когда сообщили, что подошла ее очередь.
Бригада из трех женщин трудилась на монтаже очередного панельного дома. Заделывала внутренние швы на третьем этаже. Августа, если нужно, и сейчас без труда назовет имена и фамилии всех людей, с которыми когда-то трудилась, жила по соседству или просто пересекалась на жизненном пути. И вот бригадир Федор Береляев откуда-то снизу кричит: «Морозова! Морозова!». Она вышла наверх и спрашивает: «Чего надо?»
– Ты мотоцикл будешь брать?
– Какой еще мотоцикл? — опешила она.
– А на какой в очереди стояла?
По характеру и транспорт
Конечно, взяла. «Иж Юпитер-2М» 1968 года выпуска. Сначала муж на него права получил, а затем и она. Но, видно, Александру транспорт не приглянулся. Он на мотоцикле ездил редко. А вот Августа души в нем не чаяла. Вместе со своей напарницей Катей Уделько запросто выписывала на нем восьмерки. Этот гигант с коляской в то время ей пушинкой казался. Тяжелый физический труд закалил ее характер, сделал сильной и выносливой. На строительстве Академгородка для Августы было привычным делом с первого на девятый этаж по лестнице разом перенести шесть кирпичей. А это порядка 30 килограммов!
С того момента «Иж» стал для Морозовой надежным помощником. На дачу, на картошку, на рыбалку, за грибами и ягодами, в деревню к родственникам… Даже отдыхать она ездила на мотоцикле. Посадит в люльку дочь – и вперед.
Несколько раз попадала в ДТП, раздробила палец, но считала это маловажным. Августа Константиновна ценила скорость и безотказность этого транспорта. Спустя несколько лет супруги купили «Москвич-412». Оба сдали на права, но водил машину в основном муж…
Женщина на мотоцикле – плохой тон?
20 лет Августа Морозова отработала на стройке. Сначала занималась кирпичной кладкой, потом монтажом панельных зданий, внутренней отделкой.
В 1979 году Александр Михайлович решил перевезти семью в Краснодарский край, туда, где тепло. Сами добирались на Кубань на машине (а это более 4 тысяч километров), а мотоцикл ехал в контейнере по железной дороге. Перед отъездом старшая дочь предложила Августе Константиновне оставить его в Новосибирске (машина же есть!), но мать ни в какую не соглашалась. Упрямо твердила: «Ездить буду!»
Морозовы купили участок в поселке Заречном Белореченского района. Своими руками построили дом. Завели хозяйство. Августа полностью ушла в домашние дела…
Пока муж был на работе, она на мотоцикле успевала и в магазин съездить, и с документами разобраться. Но в какой-то момент женщина стала замечать косые взгляды людей. А сосед ее и вовсе огорошил. Мол, негоже замужней женщине на мотоцикле гонять. Это плохой тон.
И Августа Морозова как-то вдруг засмущалась, почувствовала себя неловко. На мотоцикл после этого она не садилась.
Во всем находит позитив
Светает. Нужно вставать. Августа Константиновна открыла глаза и из прошлого вернулась в день сегодняшний. В этот понедельник она со старшей дочерью Татьяной планировала в огороде подвязать малину, навести порядок в тепличке.
Несмотря на солидный возраст, мама, бабушка и прабабушка (у Августы Морозовой четверо детей, 10 внуков и 11 правнуков) наравне с дочерью трудится в огороде, помогает ей по хозяйству.
Недавно внук Алексей (именно ему по наследству передалась от бабушки страсть к мотоциклам) вывел из гаража, вычистил и вымыл бабушкин «Иж». Старенький мотоцикл заблестел. Августа Константиновна подумала, что Алексей хочет его продать. Но потом выяснилось, что внук рассказал о своей удивительной бабушке белореченским байкерам. Вот они к ней в гости и приехали. Когда Августа Морозова увидела возле калитки огромные байки, у нее сердце забилось в унисон с рокотом их моторов. Как будто в Новосибирск вернулась. Но сесть и прокатиться вместе с байкерами уже не решилась.
– Мама у нас атаманша, – с любовью и гордостью говорит об Августе Константиновне дочь Татьяна. – Она боевая и энергичная. Хотя в семье главой был отец. В этом плане наша мама очень мудрая женщина.
Бытует мнение, что поздравлять человека с днем рождения заранее нельзя. Но мы, журналисты «ОК», отбросив предрассудки (нашей героине всё-таки 88 лет!), от всей души поздравляем Августу Константиновну. Желаем крепкого здоровья и оптимизма, оставаться такой же жизнерадостной и позитивной.