В Белореченске прошло совещание с пчеловодами и землепользователями

Общество

Случаи гибели медоносных пчёл из-за ядохимикатов, применяемых растениеводами на посевах сельхозкультур, происходят, к сожалению, ежегодно. Но в нынешнем году потрава этих уникальных насекомых приняла масштабный характер.

Плохие вести приходят из Курской, Липецкой, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Тульской, Московской, Владимирской, Саратовской, Ульяновской областей, Республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовии, Татарстана и Алтайского края, где произошёл массовый мор пчёл. Не обошла беда и некоторые районы Кубани.
В Белореченском районе в этом году ситуация более благополучная, но бывает так не каждый сезон. Что нужно сделать, чтобы предотвратить гибель пчёл? Для обсуждения этого вопроса по инициативе управлений сельского хозяйства и ветеринарии было собрано совещание с приглашением белореченских пчеловодов и землепользователей – руководителей сельхозпредприятий. Но ни один из полеводов на совещание не явился. Наболевшую проблему специалисты УСХ и ветеринарии обсудили с пасечниками. Разговор получился эмоциональным. Взрыв эмоций вызвало выступление представителя ветлаборатории Раисы Сорокопуд, которая подробно остановилась на описании применяемых в растениеводстве пестицидов и правилах сбора материала для предоставления в лабораторию на исследование в случае потравы пчёл. Собравшиеся включились в разговор прямо из зала:

– Вы начинаете с конца, а нам нужно добиться, чтобы этого не происходило.
– Когда мы к вам придём, уже будет поздно.
– Всё сделать так, как вы говорите, на практике нереально.

Один из опытных пасечников из станицы Рязанской Иван Бойко пояснил, что он попытался собрать все необходимые доказательства потравы пчёл, но до суда дело так и не смог довести. Виноватым оказался «стрелочник», в данном случае лётчик, который проводил обработку посевов. Практически невозможно привлечь к ответственности руководителей сельхозпредприятий, применяющих пестициды в нарушение санитарных правил, хотя и был принят краевой закон о пчеловодстве.
– Этот закон составляли люди, далёкие от пчеловодства, поэтому он не помогает нам, а больше вредит, – пояснил пасечник из хутора Кубанского, президент межрегиональной организации «Союз пчеловодов» Александр Кукс. – И регламент, который вы тут зачитали, требует, чтобы обрабатывали поля пестицидами только наземным способом. Но это же не закон, и самолёты летают. Захватывают при этом лесополосы. Сколько было случаев, когда пчелы в поле не летят, так как нет медоносов, но пролетел самолёт над посадками акации, черноклёна, и пчёлы погибли. Как в данном случае обезопасить себя?
Представитель Роспотребнадзора посоветовал пчеловодам, останавливаясь на медосбор, заручаться письменным уведомлением об этом администрации поселения, на территории которого будут находиться пчёлы. Только, как оказалось, не везде главы администраций идут на это. Не желая нести ответственность в случае чего, они не подписывают уведомление о размещении пасеки. Об этом рассказал один из участников совещания.

Впрочем, как выяснилось, ответственность за гибель пчёл на самом деле никто не несёт.
– Мы собрались для того, чтобы услышать ваши предложения и передать их в министерство Краснодарского края, – обратился к пчеловодам специалист УСХ Александр Матюнин.
– Хотелось бы, чтобы вы, специалисты управления сельского хозяйства, встречаясь с растениеводами, постоянно напоминали им о пчёлах. Нужно, чтобы это предупреждение было постоянным, – предложил Александр Кукс. – Кто-то должен спросить у них, почему они не обрабатывают посевы, когда идёт первое поколение вредителей, когда нет цветения и пчела в поле не летит. Начинают работать по цвету, когда уже четвёртое поколение появилось. Основная проблема в том, что фермеры у нас неграмотные. Надо агрономической службе с ними больше работать.
– С ними нужно разговаривать, доносить до них информацию, что они губят своих же помощников. Всем известно, что до 30% урожая зависит от успешного опыления сельхозкультур. Пчёлы к тому же сэкономят затраты на обработки посевов, – поддержал коллегу другой пчеловод.
– И меры надо действенные принимать к нарушителям, – высказали пожелание из зала.
– Зависящие от нас меры мы примем, – пообещал Александр Матюнин, – разошлём всем письма, донесём информацию. Но наказание нарушителей не в нашей компетенции. Нужны законодательные акты на краевом уровне.
– Надо внести в законодательство соответствующие изменения, предусматривающие ответственность, – прозвучало предложение.

Агроном, специалист УСХ Валентин Воронин выступил от имени растениеводов. Он предложил пчеловодам заключать письменные договоры с землепользователями и администрацией сельского поселения, на чью территорию приезжает пасека.
– И ответственность, согласно договору, должны нести растениеводы, так как травят они. Нам приходится признать и согласиться, что растениеводства без ядохимикатов больше не существует, но в таком случае должны быть чётко расписаны правила их использования, – дополнил Александр Кукс. – Должен быть план проведения обработок, а не так, как они привыкли делать: объявили, что с апреля по октябрь будут проводиться обработки полей, и на том успокоились, типа, сняли с себя ответственность. Наносит ущерб тот, кто травит, значит, он должен всех объехать и предупредить, довести до каждого пчеловода в своей зоне информацию о сроках обработки. Вот что должно быть в законе. Тогда и на реальное наказание за нарушение закона можно в суде рассчитывать, как это было раньше.
Прозвучали также предложения:
– Внести такой пункт: нельзя работать ядами вблизи населённых пунктов (в радиусе 10 км) ядами, которые пагубно влияют на чешуйчатокрылых насекомых и на пчёл. Это в интересах тех людей, чьи ульи стоят в огородах. Многие пожилые пчеловоды не могут вывозить пчёл.
– Мы согласны с правилами, которые тут были зачитаны, вот их и надо в законе отразить.
– И пасечников оповещать письменно.
Специалисты управления сельского хозяйства заверили пчеловодов, что обобщат все прозвучавшие предложения и направят их в министерство сельского хозяйства края, будут продолжать работу по защите пчёл и с растениеводами.

Надежду на положительное решение проблемы вселяет то, что на краевом уровне взялись за этот вопрос. Кроме того, в Орловской области, где только в одном хозяйстве за раз погибло 300 пчелосемей, было возбуждено дело, которое уже передано в суд. Вынесенное судом решение о наказании виновных может стать прецедентом, и тогда к закону о пчеловодстве проявят интерес не только пасечники, но и полеводы с садоводами.
Любовь КАЛИНИНА.

Оцените автора
Огни Кавказа