В Белореченском районе введена в эксплуатацию станция обезжелезивания воды

Общество

В этом году по краевой программе «Чистая вода» в рамках национального проекта «Экология» построена и введена в эксплуатацию станция обезжелезивания воды на головном водозаборе «Южный», расположенном в посёлке Родники. Реконструкция водозабора, проведенная с целью повышения качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий, обошлась в 132 млн рублей, из них 120 млн рублей получено из федерального бюджета.

Оператор станции обезжелезивания ООО «Водопровод» Дмитрий Сюртуков

В Краснодарском крае таких современных станций всего три, в том числе в Белореченском районе, сейчас строят четвёртую в Горячем Ключе. Руководитель ООО «Водопровод» Виктор Мартыненко знакомит нас с объектом:
– На станции установлено 16 адсорбционных колонн, наполненных вспененным полистиролом. Часть из них работает, часть – в резерве. Одна группа отключается на очистку, вода перенаправляется в другую группу фильтров. Производительность станции – 10 000 кубических метров очищенной от металлов воды.
Процесс автоматизирован, всё запускается в работу и останавливается простым нажатием соответствующей кнопки на пульте управления. Какую и когда нажимать, знает оператор, который по графику отключает группы фильтров. Работой станции обезжелезивания руководит оператор Дмитрий Сюртуков. Во время строительства и пусконаладки он был рядом, поэтому досконально знает здесь всё. Как сказал Виктор Петрович, для этого специально выбрали молодого и перспективного сотрудника в своём коллективе.
В казалось бы кристально чистой артезианской воде, прошедшей через многометровые природные фильтры, растворена масса химических соединений, в том числе солей тяжёлых металлов. Проходя через адсорбционные колонны, она очищается и аэрируется, то есть обогащается кислородом. При входе в помещение станции явно ощущается запах сероводорода. В процессе фильтрации он выходит из воды.
А сама вода обогащается кислородом, который замещает вредный газ.
– Белореченцы жалуются на запах хлора, когда набирают воду из крана, хотя давно такого уже не было. И вот опять. В чём дело? – интересуемся у Виктора Петровича.
– Это как раз ощутимый результат работы станции обезжелезивания, – пояснил он. – Раньше у нас существовала проблема с железом. Повышенное его содержание в воде было заметным даже невооружённым глазом – в виде мутности (но не путайте с ржавчиной, которую мы также можем иной раз наблюдать, – это уже от старых труб). В соответствии с технологией мы обрабатываем воду гипохлоритом натрия. Если раньше, до ввода станции в цикл очистки воды, хлор связывал металлы и уходил весь полностью, то теперь часть его остается свободной, потому что в воде лишь остаточные дозы металлов, с которыми происходит реакция. Вот эти остатки активного хлора и ощущают люди. Ничего страшного в этом нет, хлор – летучий газ, бояться его не нужно, просто надо дать немного воде постоять. Это как раз показатель того, что вода стала значительно чище. Нарушения требования СанПиНа по хлору у нас, естественно, нет.
Мы даже не представляем, сколько всего растворено в совершенно чистой, кристально прозрачной воде, прошедшей через толстые слои природных фильтров и поднятой из артезианских скважин с огромной глубины. О том точно знают разве что сотрудники лаборатории, производящие биохимические анализы проб воды. Кстати, их сверхтребовательное отношение к своему делу тоже послужило тому, чтобы в нашу систему водоподготовки была включена современная станция обезжелезивания. Они рассказали, что, проводя анализы проб воды, всегда брали самые низкие значения (из допустимых) по содержанию в ней различных веществ и соединений. И каждый раз при превышении этих заданных параметров сигнализировали руководству.
– Это новая технология? – спрашиваем у Виктора Мартыненко.
– В принципе, технология старая, но модернизированная, – пояснил Виктор Петрович. – Если до сих пор в фильтрах использовали кварцевый песок, то сейчас применяется вспененный полистирол. Процесс очистки песчаного фильтра был очень энергоёмким: требовалось много воды для его промывки и других затрат. А этот материал более современный и эффективный. И соответственно менее затратный в эксплуатации. Объём соли гипохлорита, используемой на обеззараживание воды, значительно снизился, так как теперь меньше её идёт на удаление солей тяжёлых металлов. Мы заметили, что вода на выходе стала мягче, а значит, и качественнее.
К счастью, мы живём в регионе, где нет острого недостатка чистой воды. Но далеко не вся она пригодна для питья. И национальные федеральные проекты, краевые программы помогают модернизировать системы её очистки на основе современных технологий, расходовать драгоценный дар природы бережнее.

Оцените автора
Огни Кавказа