Ответственность за безопасность должна быть коллективной
В очередном заседании общественного совета по ЖКХ, состоявшемся в районной администрации, приняли участие руководители предприятий коммунального хозяйства, управляющих компаний, старшие многоквартирных домов. На обсуждение расширенного совета был вынесен актуальный вопрос – безопасность газового оборудования в жилых многоэтажных домах.
В ноябре этого года в Ижевске произошло обрушение части девятиэтажного дома, предположительно из-за взрыва бытового газа. До этого подобные случаи были в Пензе, Ярославле, Рязани, Иваново, Саратове, Волгограде… Каждый взрыв унёс человеческие жизни, нанёс ущерб здоровью десятков людей, а сотен лишил жилья и имущества. И никто сегодня не может гарантировать, что подобного не случится с любым из нас, живущим в собственной квартире, но под одной крышей ещё с десятками, а то и сотнями соседей. Что следует сделать, чтобы исключить подобную трагедию в Белореченском районе? Об этом шёл разговор на расширенном заседании общественного совета по вопросам ЖКХ под председательством Веры Черник и при участии первого заместителя главы районной администрации Игоря Акулинина.
Если хорошо поискать, консенсус обязательно найдётся
Как доложил и. о. руководителя АО «Белореченскрайгаз» Руслан Бжассо, предприятие совместно с городской администрацией постоянно ведёт работу по заключению договоров с потребителями газа на техническое обслуживание газового оборудования и приборов. Совместно с управляющими компаниями газовики проводят профилактические работы по обслуживанию общедомового газового оборудования, и в его исправности можно не сомневаться. Другое дело – оборудование, принадлежащее абонентам. Практически со всеми белореченскими потребителями газа, проживающими в многоквартирных домах, договоры заключены. Но договорившиеся стороны не всегда выполняют свои обязанности. Абоненты часто просто не пускают сотрудников райгаза в квартиры для проведения планового осмотра и техобслуживания газовых приборов, что по нормативам положено делать раз в три года. И это большая проблема, которую нужно решить, ведь за безопасность в многоквартирном доме ответственность коллективная.
Руслан Азметович призвал старших по домам и руководителей управляющих компаний продолжать работу по разъяснению живущим в таких домах о необходимости выполнять свои обязанности по договору, выявлять неблагополучных жильцов.
Старшие по домам объяснили, почему возникают трудности. Сегодня большинство жильцов в многоэтажках — пенсионеры, то есть люди с низким доходом. И когда сотрудник райгаза, проводя техосмотр, всего лишь помажет мыльным раствором краник и потребует оплатить за это 250-300 рублей, то пенсионер в следующий раз дверь не откроет, скажет, что у него всё нормально. Но кто знает, действительно ли там нормально? Люди старшего возраста помнят, что проверки газового оборудования раньше проводились бесплатно. Вот и нужно вернуться к прошлому опыту, тогда никто не станет препятствовать проверке и все будут чувствовать себя в безопасности.
Руслан Бжассо пояснил, что существуют перечень и расценки работ по техосмотру и обслуживанию (в их числе и обмыливание крана как один из эффективных методов определения утечки газа), из которых складывается общая стоимость. А сумма, по его мнению, получается не такой уж большой, если учесть, что платить приходится всего один раз в три года.
Наверное, так оно и есть, и никто бы о расценках не спорил, если бы оплату растянуть на три года, взимая небольшие платежи ежемесячно, а потом в соответствии с графиком выполнять техобслуживание. Сложно пенсионерам отдавать сразу всю сумму. По мнению старших домов, такой вариант снял бы проблему допуска работников райгаза к газовому оборудованию абонентов.
Предложение руководителя МУП «Горводоканал» Ильяса Юнусова о внесении в квитанцию об оплате за потреблённый газ строки «оплата за техобслуживание» вызвала споры. Руслан Бжассо напомнил, что газоснабжающая и обслуживающая организации – это разные предприятия. А Вера Черник сослалась на закон, который не позволяет брать авансом оплату за коммунальные услуги. Но в конструктивных спорах всегда рождается истина. В конце концов выяснилось, что технически эти проблемы решаемы.
Хороший абонент – человек заинтересованный
Второй вопрос касается качества выполненных работ. Наша (абонентов) обязанность — оплатить и потребовать, чтобы техобслуживание проводилось на должном уровне. Казалось бы, как это возможно, если ты не специалист в данной области? Тем не менее сделать это не сложно, достаточно объяснить людям, что работы должны проводиться в присутствии жильца, в договоре на техобслуживание указаны виды этих работ, по окончании абонент подписывает акт о выполнении работ или не подписывает, если считает, что техобслуживание сделано не в полном объёме.
Ситуацию с проверкой и техобслуживанием усложняет ещё то, что иной раз трудно найти хозяина квартиры: либо он сдаёт жильё, а квартиранты никакой ответственности не несут, либо в квартире вообще никто не живёт. Как тут быть? Замечательный пример неравнодушия в своей работе продемонстрировала одна из старших домов Татьяна Барановская, добившись 100-процентной проверки внутриквартирного оборудования в своей многоэтажке № 45 по улице 40 лет Октября. Татьяна Павловна разыскала всех собственников, и в назначенные газовиками дни все квартиры были доступны, потому что не проживающие в них хозяева предоставили старшей по дому ключи. Она прошла с газовиками в каждую квартиру и лично поприсутствовала при проведении техобслуживания оборудования. И сегодня можно сказать, что жильцы одного многоквартирного дома в Белореченске могут чувствовать себя в относительной безопасности. Об остальных, к сожалению, этого не скажешь, потому что в каждом есть квартиры с непроверенным газовым оборудованием, являющиеся потенциально опасными. Как заметил Игорь Акулинин, все мы в одной лодке, чтобы не пойти ко дну, то есть не взлететь от взрыва бытового газа, нам надо объединить усилия и добиться, чтобы число ответственных абонентов точно совпало с числом потребителей сетевого газа, которых в Белореченском районе всего 31 000.
Любовь БОГДАНОВА.