Как только на городской ярмарке выходного дня появляется пикап с ящиками помидоров, перцев, баклажанов, рядом с ним мгновенно вырастает очередь из покупателей, хотя обычно это не единственная точка по реализации овощной продукции. Но у данного продавца есть два особо привлекательных фактора: цены от производителя и доставка овощей к потребителю прямо с поля.
Каждая хозяйка знает, что самый обычный борщ, приготовленный из одного и того же набора ингредиентов, получается разным на вкус в зависимости от свежести положенных в него овощей. Сегодня и наука подтверждает то, что знали ещё наши далёкие предки, сочинившие сказку о молодильных яблочках: «старая» еда способствует быстрому старению организма, а «молодая» помогает сохранить его молодость. Старая – это та, что давно хранится, то есть лежалая. Да мы и без науки понимаем, что «долгоиграющие» фрукты и овощи на прилавках не теряют своего товарного вида благодаря различным обработкам, которые не способствуют их полезности. Вот поэтому полевые овощи, хотя и портятся быстро, спросом пользуются повышенным. Ведь если мы хотим по-настоящему зарядиться живыми витаминами на предстоящую зиму, то употреблять нужно сезонные плоды. В идеале, хорошо бы знать ещё, где и как они выращены.
Белореченцам в этом плане повезло. Местные производители, реализующие свою продукцию на ярмарках, на так называемых фермерских двориках и прямо в полях, покупателям лично знакомы. Периодически и газета «Огни Кавказа» рассказывает о тружениках личных ферм, полей, садов, ягодных и овощных плантаций. И они (владельцы личных подсобных хозяйств, фермеры, индивидуальные предприниматели) на страницах газеты охотно делятся своим опытом, рассказывают о лучших сортах, применяемых технологиях.
Недавно мы встретились прямо в поле с хозяином того пикапа, который белореченцы с нетерпением ждут на субботних ярмарках в городе. Василий Ильич Фрич с супругой Ольгой Дмитриевной профессионально занимаются овощеводством много лет.
– С того времени, как колхоз имени Ленина развалился окончательно, – говорит Василий Ильич. – В колхозе работал водителем, экспедитором… Куда было идти в 50 лет? Достался нам от колхоза земельный пай жены – четыре гектара. Решили заняться тем, что оба умели с детства, – огородом. Только в большем масштабе, чтобы выжить и детям помочь. Так и работаем по сей день. Дома в теплице рассаду выращиваем, потом в поле её высаживаем. Урожай реализуем в основном на оптовом великовечненском рынке. Но когда по субботам в городе ярмарки, то обязательно везём туда – знаем, что нас очень ждут. Считаю, что мы, крестьяне, сами можем себя (город и район) фруктами, ягодами, овощами полностью обеспечить. По крайней мере, солёный острый перец, что в городе продаётся, практически весь вот здесь вырос, – показывает плантацию острого перчика Василий Ильич. – И я не один такой.
Стручки разной степени спелости идут на различные цели. На соленья подходят, пока они жёлтые. В этот момент перчики мясистые и сочные. Не успели собрать, и перцы покраснели – не беда, аджика будет.
– В прошлом году мы 17 тонн одного только острого перца вырастили, – не скрывая гордости, говорит Василий Фрич. – Этот год для овощей посложнее выдался. Картошка уродилась не очень – её жара прихватила, а кусты баклажанов и перца не успели вырасти потому, что сначала весна была холодной, а потом сразу жарко стало. В прошлом году почти в мой рост были. Жена зайдёт собирать – её не видно. Хотя помидорам жара и засуха – то, что нужно. Так что мы не жалуемся, понемногу, но всё есть, всё вырастили, хоть и труднее было.
Сейчас идёт сбор последних уже в этом сезоне помидоров, баклажанов, острого и сладкого перца. На подходе уборка тыквы.
– Вот машину загрузим, и на рынок, – объясняет Василий Ильич. – Это теперь ассортимент, всё сразу, а то по дням собирали и возили: во вторник – помидоры, в среду – баклажаны, в четверг – перец… Кузов у машины маленький.
Бизнес у овощеводов семейный, лишь когда не успевают со сбором урожая, зовут на помощь соседку. Так что дел в большом огороде им хватает на весь год. Как у хороших огородников, у супругов Фрич есть всё: картошка, капуста, баклажаны, тыква, перец, фасоль (на туршу и на семена), клубника… Возможно, не все ещё огородные культуры вспомнили. Не берутся они только за корнеплоды. Это потому, что почва здесь не подходит для моркови, свёклы и других подобных огородных культур. Зато фруктовый сад и небольшой виноградник присутствуют. Когда у Василия Ильича спрашивают, зачем за всё хватается, проще же выращивать что-нибудь одно, он объясняет: там не вышло, на другом доберём. Да и нравится им разнообразие. У кубанцев всегда так было. Монокультуры – это уже современные веяния в агропроме.
– Мне хочется выращивать всё, беда только, не успеваю своевременно ухаживать за садом, – вздыхая, делится он. – Уже пора за клубнику браться. Соломы, чтобы накрыть её, завёз, и высаживать рассаду начали. Но пришлось отложить, чтобы овощи собрать.
Подняли мы с опытным овощеводом и злободневную для многих садоводов-огородников тему защиты урожая от вредителей и болезней. И первый вопрос, конечно, о мраморном клопе, который ничем в огороде и саду не брезгует, портит всё на своём пути.
– У нас этого клопа нет, – удивил собеседник. – В городе есть, а здесь нет. Нам больше досаждают зайцы. Прошлая тёплая зима была благоприятной для дичи, поэтому зайцев и фазанов развелось много.
Взяв из кучи отбракованных баклажанов два молоденьких плода, Василий Ильич продемонстрировал на них свежие следы от заячьих зубов. Видимо, зверьку в отсутствие морковки и баклажан в удовольствие.
– А как же Вы спасаете от зайцев плодовые деревья? – интересуемся мы.
– Забытым народным средством: старым салом, – вновь удивил ответом Василий Фрич. – Натрёшь им ствол, и ни один заяц кору не тронет.
Другие народные и проверенные ещё их родителями и бабушками методы и средства тоже в ходу у Василия Ильича с Ольгой Дмитриевной. Растят овощи они на продажу как для себя. Точнее сказать, то, что выращивают в поле, продают, сами едят и детям дают. Василий Ильич рассказал, что их внук любит помидоры есть прямо с поля, даже не моет, лишь чуть потрёт.
– Мы химией не брызгаем и удобрений не сыплем, – утверждает он.
– Возможно, прабабушки и могли так выращивать овощи, но сегодня без обработок невозможно обойтись. Что-то же Вы применяете, – не сдаёмся мы и требуем поделиться секретами.
– Да нет никаких секретов. Культур и земли хватает для севооборота. В почву с осени вносим органику (птичий помёт, перегной). Когда рассаду высаживаем и когда перец цветёт, брызгаем «китайской смесью», помидоры – бордоской жидкостью несколько раз, пока растут. Если плохо цветут, не завязываются, то хорошо побрызгать раствором борной кислоты. Это все огородники делают. От вредителей заранее проводим обработку всем известным средством «Би-58». Но как только помидоры, перец, баклажаны начинают созревать, не применяем ничего. Есть ещё какие-то мелочи, у родителей перенятые. Например, рядки при высаживании рассады располагаем с учётом направления ветров. У нас они чаще всего с востока и запада дуют, так и нужно, чтобы они рядки хорошо продували. Застоя нет, и болеть растения не будут. Посадишь поперёк ветра, сразу заметишь, что урожай меньше.
– Вас послушать, так всё легко и просто. Только в огородах всё пропадает: что не заболело, то съедено. Наука во всём мире ищет новые современные средства борьбы с болезнями сельхозкультур и вредителями, как же у вас дедовские методы продолжают работать?
– Нет, на земле трудиться нелегко, – говорит Василий Ильич. – С каждым годом сложнее и сложнее. Климат меняется, и нужно как-то приспосабливаться. Совсем не легко урожай даётся.
Но при этом растения, как говорит овощевод, остаются растениями, они любят органику и полив. Кстати, современные технологии и он использует. На всех посадках проложены системы капельного полива. И землю они не мотыгами вручную обрабатывают. А химии избегают по возможности, помня, что мы, представители XXI века, такие же люди, какими были наши бабушки и дедушки, поэтому нашему здоровью она тоже не полезна.
Любовь КАЛИНИНА.