Утвержден на заседании антинаркотической комиссии Краснодарского края (протокол № 1 от 29 марта 2018 г.)
Краснодарский край расположен на юге европейской части России, на территории, охватывающей Западную часть Большого Кавказа и Кубано-приазовскую низменность. Занимает площадь 76 тысяч квадратных километров (0,45 % от всей площади Российской Федерации).
В Краснодарском крае 426 муниципальных образований, в их числе 7 городских округов, 37 муниципальных районов, 30 городских и 352 сельских поселений.
Краснодарский край является аграрным регионом. Из 7,6 млн гектаров земли 3,9 млн гектаров — сельскохозяйственные угодья, ежегодно обрабатываемые и используемые под посев сельскохозяйственных культур.
По сведениям, представленным территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, в Краснодарском крае проживает 5570,9 тыс. человек, из которых 46,6 % — мужчины, 53,4 % — женщины. От общей численности населения 54,3 % являются городскими жителями, 45,7 % — сельскими жителями. Плотность населения составляет 73,84 человек на 1 кв. км.
По данным прогноза баланса трудовых ресурсов Краснодарского края, в 2017 году численность занятого населения по оценке составила 2563,7 тыс. человек. Наибольшее число занятых наблюдается: в организациях оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов — 19,7%, в обрабатывающем производстве и сельском хозяйстве — по 11,0%, в строительстве — 8,8% от общего числа занятых.
В целом за 2017 год по краю произошло снижение регистрируемой безработицы: на 31 декабря 2017 года в Краснодарском крае зарегистрировано 15,2 тыс. безработных граждан, что на 1,7 тыс. человек или на 9,9% меньше, чем на начало 2017 года.
Прирост населения в 2017 году составил 57141 человек. В том числе естественный прирост составил 1436 человек, миграционный прирост составил 55705 человек.
По состоянию на 1 января 2018 года в Краснодарском крае зарегистрировано 46 314 потребителей психоактивных веществ, или 835,6 в расчете на 100 тысяч населения.
В сравнении с 2016 годом число зарегистрированных потребителей психоактивных веществ сократилось на 9 671 человека (2016 год — зарегистрировано 55 985 потребителей психоактивных веществ, или 1 021,0 на 100 тысяч населения).
На больных наркоманией и лиц, употребляющих наркотики, приходится 23,2 %.
По сравнению с 2016 годом в 2017 году отмечается незначительное снижение доли потребителей наркотиков и доли потребителей ненаркотических психоактивных веществ. В 2017 году число лиц, впервые зарегистрированных как потребители психоактивных веществ, составило 3 449 человек, что на 24,2 % ниже уровня 2016 года.
Общее число зарегистрированных потребителей наркотиков (включая больных наркоманией и лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями) в 2017 году составило 10 755 человек. В сравнении с 2016 годом показатель снизился на 18,5 %, или на 2 312 человек.
В 2017 году в Краснодарском крае зарегистрировано 4 810 больных наркоманией. По сравнению с 2016 годом этот показатель снизился на 22,4%.
В 2017 году на 21,4 % (10 398 человек) снизилось число лиц, доставленных в кабинеты медицинского освидетельствования на состояние опьянения (2016 год — 101 093 человека, 2017 год — 90 695 человек).
По состоянию на 01.01.2018 под наблюдением врачей психиатров- наркологов зарегистрировано 266 несовершеннолетних, что на 13,1 % ниже 2016 года (306 человек). Из них потребители алкогольной продукции (употребление алкоголя с вредными последствиями) составляют 63,5 %, потребители наркотических веществ — 24,8 %, потребители токсических веществ — 11,7 % .
В 2017 году отмечается снижение общего числа детей и подростков, зарегистрированных как потребители психоактивных веществ.
Краснодарский край — один из первых регионов страны, который стал проводить тестирование с целью раннего выявления немедицинского употребления наркотических веществ среди учащихся.
В Краснодарском крае в 2016-2017 учебном году обследование обучающихся с целью раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических средств и токсических веществ проводилось в рамках профилактических медицинских осмотров в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.10.2014 года № 581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее — Порядок).
Согласно Порядку медосмотры проводились врачами психиатрами- наркологами в медицинских организациях, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по «психиатрии-наркологии» и «лабораторной диагностике». При этом предварительные химико-токсикологические исследования проводились с использованием методов, исключающих визуальную оценку результатов.
В 2016-2017 учебном году министерство здравоохранения Краснодарского края расширило спектр выявляемых психотропных веществ до 9-ти (морфин, марихуана, амфетамин, барбитураты, бензодиазепин, метадон, метамфетамин, МДМА и котинин), что позволяет максимально охватить все группы наркотических средств и психотропных веществ, наиболее часто применяемых в немедицинских целях, и повысить эффективность проводимых профилактических осмотров обучающихся.
В соответствии с результатами социально-психологического анкетирования, проводимого министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, к прохождению профилактических осмотров были отобраны 133 образовательные организации края, из которых 6 % — высшие учебные заведения, 22 % — профессиональные образовательные организации и 73 % — общеобразовательные школы. Подлежало профосмотрам 29 535 обучающихся.
Наибольшую долю обучающихся, направленных образовательными организациями на профилактические медицинские осмотры, составили студенты ССУЗов — 62,3% (18 392 человек), 30,8 % составили учащиеся общеобразовательных организаций (9081 человек), 7,0 % — составили студенты образовательных организаций высшего профессионального образования (2062 человека).
Амбулаторная наркологическая помощь взрослому и детскому населению оказывается во всех 44-х муниципальных образованиях края.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в 63 кабинетах освидетельствования, 37 из которых работают в круглосуточном режиме.
В Краснодарском крае функционируют 859 наркологических коек круглосуточного пребывания. На 60 наркологических койках ГБУЗ «Наркологический диспансер» проводятся мероприятия по медицинской реабилитации (40 коек — г. Краснодар, 20 коек — ст. Полтавская).
В Краснодарском крае совершенствуется система профилактики, лечения и реабилитации наркологических больных.
В Краснодарском крае на базе действующих медицинских учреждений с декабря 2009 года активно работают 13 Центров здоровья для взрослых и 5 — для детей, основной целью деятельности которых является обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек, включая помощь в отказе от потребления алкоголя и табака.
Мероприятия по медицинской реабилитации начинаются на этапе стационарного лечения и переходят на амбулаторный этап. Курс реабилитации в условиях стационара длится в среднем 90 дней. За 2017 год программу стационарной реабилитации завершил 321 человек.
В крае работают программы амбулаторной реабилитации, разработанные сотрудниками ГБУЗ «Наркологический диспансер» совместно со специалистами Национального научного центра наркологии Минздрава России. Медицинскую реабилитацию в амбулаторных условиях в 2016 году прошли 1 242 человека.
Неотъемлемым условием проведения реабилитационных мероприятий является работа с родственниками больных, направленная на преодоление созависимости, а именно семейное консультирование и группы психологической поддержки для близких и родственников наркологических больных.
В программы медицинской реабилитации включаются лица, на которых судом возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (далее — Обязанность).
В 2017 году министерством труда и социального развития Краснодарского края (далее – министерство) продолжена работа по предоставлению субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на социальную реабилитацию и ресоциализацию больных наркоманией.
На указанные цели по государственной программе Краснодарского края «Противодействие незаконному обороту наркотиков» в 2017 году направлено 2 млн. 790 тысяч рублей, что позволило 18 наркозависимым гражданам пройти курс социальной реабилитации в ООО «Здоровая жизнь» (Белореченский район, Краснодарский край) по уведомлениям, выданным министерством. Полугодовой курс (180 дней) социальной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией по восстановлению физического, психического и духовного здоровья проводится по специализированной программе.
Важным этапом реабилитационного процесса наркозависимых является их трудоустройство. В Краснодарском крае лица, прошедшие курс лечения и реабилитации от наркомании и алкоголизма, относятся к категории граждан, для которых вводится квотирование рабочих мест согласно Закону Краснодарского края от 08 февраля 2000 года № 231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае».
На 2017 год в рамках закона 1691 работодателю установлено 11182 квоты для трудоустройства 11 категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе для прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и (или) алкоголизма. В 2017 году на квотируемых рабочих местах работало 273 гражданина, прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и алкоголизма.
Деятельность в сфере профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ на территории края в 2017 году проводилась в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации, Законом Краснодарского края «Об основных направлениях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Краснодарского края», государственной программы Краснодарского края «Противодействие незаконному обороту наркотиков» на 2016 — 2021 годы» (постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года № 941).
Основная цель антинаркотической политики на территории края — создание условий для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни. На краевом уровне, в муниципальных образованиях организовано проведение образовательно-воспитательных мероприятий антинаркотической направленности в рамках ежемесячных планов, координация которых осуществляется субъектами профилактики. Данные планы утверждаются главами муниципальных образований — председателями антинаркотических комиссий — и публикуются в муниципальных СМИ, а также на официальных Интернет-страницах. Контроль за качеством проведения антинаркотических мероприятий осуществляется аппаратом антинаркотической комиссии Краснодарского края, министерствами Краснодарского края по ведомственной принадлежности и рабочими группами, образованными при муниципальных антинаркотических комиссиях.
В 2017 году правоохранительными органами края выявлено 7632 преступления, связанных с НОН. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, составили 11,2% от общего числа преступлений, зарегистрированных на территории края.
Правоохранительными органами края в 2017 году выявлено 1953 преступления (25,5% от общего количества преступлений, по которым изымались наркотические средства в крупном и особо крупном размерах, и 1943 преступления по фактам сбыта наркотических средств и психотропных веществ.
В 2017 году в крае выявлено 68 преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов. Пресечено 26 попыток контрабандного перемещения через границу РФ наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
В 2017 году в 4,1 раза снизилось количество преступлений всех категорий, совершенных лицами, находившимися в состоянии наркотического опьянения (в 2017 году — 119, 2016 году — 499, 2015 году — 611 преступлений), и в 4,6 раза — лиц, их совершивших (в 2017 году — 105, в 2016 году — 484, 2015 году — 599 человек). В 2017 году изъято из незаконного оборота 301 кг. 627 г. наркотиков.
Анализ наркоситуации, проведенный в соответствии с критериями, определенными Методикой, показывает, что в целом состояние наркоситуации в крае можно оценить как напряженное. По сравнению с прошлым годом итоговая оценка состояния наркоситуации не изменилась, что свидетельствует о ее стабилизации.
По итогам проведенного анализа критериев оценки наркоситуации наиболее сложное положение отмечается в Каневском, Крымском, Ленинградском, Мостовском, Новокубанском, Славянском, Темрюкском районах и городе Сочи. Правоохранительным органам и субъектам профилактики рекомендуется усилить работу в указанных муниципальных образованиях.
Результаты социологического исследования демонстрируют определенное оздоровление наркоситуации в регионе. Большая часть респондентов (61%) сообщает, что наркомания распространена в населенном пункте проживания, но не больше, чем везде, или совсем не распространена. Основная масса респондентов (83%) не имеет в своем окружении лиц, употребляющих наркотики, и не общается с такими людьми. Большинству респондентов (69%) не предлагали когда-либо попробовать наркотики. Кроме того, большинство респондентов не пробовали наркотические средства (93%) и отказались бы (93%) от предложения попробовать наркотики.
Основная группа опрошенных при проведении социологических исследований имела уклон в сторону молодежи (в целом на возраст 14-17 и 18-29 лет приходится 57% опрошенных), и даже с учетом поправок на возможную недостаточность искренности исследуемых реальная численность имеющих опыт употребления наркотиков составляет незначительное количество.
Основной причиной распространения наркомании (около половины опрошенных — 48%) респонденты считают «моральную деградацию
общества», «вседозволенность». Второй важной причиной является «неудовлетворенность жизнью», «социальное неблагополучие» (46%). В меньшей степени на распространение наркомании влияют такие показатели как «излишняя свобода, отсутствие организованного досуга», «влияние наркобизнеса, доступность наркотиков», «влияние массовой культуры и СМИ», «слабость профилактической работы».
Влияют на распространение наркомании плохая работа правоохранительных органов (21%), безработица, экономические проблемы (28%).
По результатам социологических исследований, причины распространения наркомании связаны с социальным менталитетом людей, прежде всего с их неустроенностью, неудовлетворенностью жизни, моральной деградацией. Внешние факторы могут косвенно влиять на неудовлетворенность человека. В частности неудовлетворенность жизнью и социальное неблагополучие может быть прямым следствием безработицы и экономических проблем.
Однако моральная деградация и вседозволенность есть результат влияния массовой культуры, в частности западной молодежной субкультуры и Интернета.
Факторами, влияющими на наркотизацию населения, в целом являются:
1) пропаганда в сети «Интернет» новых и традиционных психоактивных веществ, а также способов их употребления и эмоционально — психологических переживаний;
2) ложное представление у определенной категории населения (возраста 16-25 лет) о безвредности «легких наркотиков»;
3) агрессивная пропаганда наркотических средств молодежными субкультурами (видеофильмы, музыкальные группы, социальные сети);
4) появление на теневом рынке «дизайнерских» видов психоактивных веществ, вызывающих мгновенное привыкание;
Проведение информационной работы среди населения, направленной на мотивирование за обращаемостью на ранних этапах потребления психоактивных веществ за специализированной помощью, доступность наркологической помощи, продвижение ценностей здорового образа жизни будут способствовать снижению латентности наркопатологии и росту обращаемости населения в наркологические учреждения.
К специфическим (местным) факторам, влияющим на уровень наркотизации населения, следует отнести:
1) наличие природных очагов произрастания конопли, мака, с учетом климатических условий региона и возможность культивирования посевов наркотикосодержащих растений;
2) наличие крупных транспортных узлов, способствующих ввозу наркотиков;
3) миграционная привлекательность региона;
4) курортная привлекательность региона. Значительные объемы сезонной миграции, кратно увеличивающей население городов-курортов, способствуют высокой активности криминальных групп по организации сбыта наркотиков во время курортного сезона.
Перечисленные специфические факторы в значительной степени определяют характер и динамику наркотизации населения.
Управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в субъекте Российской Федерации и в Российской Федерации
В соответствии с требованиями Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, государственной программы Краснодарского края «Противодействие незаконному обороту наркотиков» в 2018 году усилия правоохранительных органов, ведомств и организаций края необходимо сосредоточить на следующих мероприятиях:
Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, министерству культуры Краснодарского края:
— детально проанализировать ситуацию с потреблением наркотических веществ несовершеннолетними в муниципальных образованиях края. Оценить уровень профилактической работы, проведенной с данными несовершеннолетними в образовательных организациях, учреждениях культуры. Принять меры по повышению эффективности профилактической антинаркотической работы в 2018 году;
— Увеличить количество участников межведомственных профилактических антинаркотических мероприятий – учащихся образовательных организаций, учреждений культуры;
— антинаркотические мероприятия на местах проводить с участием врачей-наркологов, сотрудников правоохранительных органов. Использовать при проведении профилактической работы единый методический материал, разработанный ведомством, согласованный с министерством здравоохранения Краснодарского края, ГУ МВД России по Краснодарскому краю, аппаратом антинаркотической комиссии Краснодарского края;
— размещать на официальных ведомственных сайтах информацию антинаркотической направленности для специалистов отрасли, родительской общественности, учащихся и молодежи;
— взять под особый контроль профилактическую работу с несовершеннолетними лицами — потенциальными потребителями НС и ПВ. Проводить анализ профилактической работы с несовершеннолетними группы риска;
— осуществлять контроль за качеством проводимых профилактических мероприятий антинаркотической направленности в подведомственных государственных учреждениях муниципальных образований края. Оказывать методическую помощь в организации данной работы;
— провести по ведомственной принадлежности обучающие семинары-совещания со специалистами, занимающимися проведением антинаркотических мероприятий на местах;
— организовать работу молодежных патрулей и волонтерских общественных объединений по недопущению размещения телефонных номеров, а также пресечения деятельности интернет-сайтов, связанных с незаконным оборотом НС и ПВ в общественных местах.
Министерству труда и социального развития Краснодарского края продолжить работу:
— по предоставлению субсидий негосударственным организациям и индивидуальным предпринимателям на социальную реабилитацию и ресоциализацию больных наркоманией в рамках государственной программы Краснодарского края «Противодействие незаконному обороту наркотиков»;
— по трудоустройству наркозависимых граждан, прошедших курс социальной реабилитации и ресоциализации за счет средств краевого бюджета;
— с семьями, находящимися в социально опасном положении, имеющими в своем составе наркозависимых лиц;
— по проведению мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и профилактику наркомании среди воспитанников специализированых учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных министерству.
— продолжить информационно-консультационную работу по мотивации наркозависимых лиц для прохождения курса социальной реабилитации.
-Министерству физической культуры и спорта Краснодарского края:
— оказывать методическую помощь физкультурно-спортивным организациям Краснодарского края в рамках проведения мероприятий, направленных на профилактику наркомании;
— размещать на официальном сайте министерства информацию антинаркотической направленности для специалистов отрасли, родительской общественности, детей и молодежи;
— использовать при проведении профилактических мероприятий антинаркотической направленности среди подростков и молодежи видеоматериалы, подобранные экспертным советом при краевой антинаркотической комиссии;
— вовлекать в занятия спортом несовершеннолетних группы риска.
-Департаменту информационной политики Краснодарского края:
— привлечь к освещению материалов антинаркотического содержания СМИ всех форм собственности;
— провести обучающий семинар для работников отрасли о современных формах подачи информации для формирования негативного отношения жителей Краснодарского края к наркотическим средствам, психотропным и токсическим веществам;
— проводить анализ информационно-пропагандистских материалов антинаркотической направленности, размещаемых в муниципальных образованиях.
-Министерству здравоохранения Краснодарского края:
— проводить межведомственную работу по объективизации данных, лиц, состоящих на учете у врачей-наркологов. Анализировать положение дел, связанное с потреблением НС и ПВ, а также со смертельными случаями от отравлений НС и ПВ и случаями отравлений от неизвестного вещества. Вносить предложения в рамках краевой и муниципальных антинаркотических комиссий по оздоровлению наркообстановки;
— проводить мероприятия профилактического проекта «Кубань вне зависимости» в муниципальных образованиях с наиболее сложной наркообстановкой.
-Министерству здравоохранения Краснодарского края, министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, министерству культуры Краснодарского края, министерству труда и социального развития Краснодарского края, министерству физической культуры и спорта Краснодарского края оценивать эффективность и достаточность мер по профилактике наркомании, в том числе среди несовершеннолетних, и вносить конкретные предложения по повышению эффективности профилактической работы в рамках краевой и муниципальных антинаркотических комиссий.
— Главам муниципальных образований — председателям муниципальных антинаркотических комиссий:
— проанализировать итоги наркомониторинга, принять меры по оздоровлению наркоситуации;
— организовать участие студенческой молодежи в деятельности муниципальных антинаркотических комиссий;
— внести в планы антинаркотической работы на 2018 год антинаркотические профилактические мероприятия, в первую очередь с несовершеннолетними и молодежью с учетом показателей мониторинга наркообстановки МО.