Идея выслушивать по телефону чужие терзания появилась у протестантского священника Нью-Йорка Гарри Уоррена. И родилась она из его чувства вины: весенней ночью 1906 года он отказался ответить на звонок кого-то из своих прихожан, а утром узнал, что тот повесился. Святой отец, потрясенный случившимся, дал объявление в газете: «Перед тем, как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток». В 1981 году телефон доверия начал работать и в СССР.
Сначала в нашей стране большинство сотрудников телефона доверия были по профессии психиатрами. Только в конце 80-х к консультированию стали привлекать психологов, знакомых с терапией и практикой психотерапии.
Уже восьмой год в России успешно работает единый общероссийский номер Детского телефона доверия – 8-800-2000-122, введенный в сентябре 2010 года по инициативе «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Позвонив на этот номер (звонок бесплатный), дети и родители могут получить экстренную бесплатную психологическую помощь в любое время суток. Сегодня к данному номеру подключено более 230 организаций во всех субъектах Российской Федерации.
При звонке на один из номеров телефона доверия из любого населенного пункта России со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки, их родители и иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь. Анонимно и бесплатно.
Как это работает?
1. Для начала надо поверить:
что тебя выслушают, как бы долго и путано ты ни рассказывал о своих проблемах;
что ни одна из них не покажется человеку на том конце провода пустяковой;
что никто не будет тебя ругать или осуждать.
2. Услышав голос оператора, тебе не нужно называть свое имя или фамилию, если не захочешь. Достаточно просто поздороваться. А дальше можно прямо рассказать о том, что беспокоит.
3. Можно пересказать ситуацию от лица своей подруги (друга), как будто это произошло с кем-то другим, а ты просто поддерживаешь друга и помогаешь ему. Ведь говорить о ситуации, случившейся не с тобой, часто бывает легче, чем делиться личными переживаниями.
По каким вопросам можно обратиться к специалисту на Детский телефон доверия?
Когда не знаешь, как вести себя в тех или иных ситуациях, например:
очень нравится девочка (или мальчик), но ты не знаешь, как привлечь ее (его) внимание;
произошел конфликт с кем- то из старших, и это тебя тревожит;
в школе проблема с учителями;
родители тебя не понимают, и ты не знаешь, как себя с ними вести;
произошла ссора с другом (подругой);
обидели в школе (на улице, дома);
больше не хочется никого видеть и ни с кем общаться;
друг курит (употребляет алкоголь или наркотики), и надо решить, как помочь ему избавиться от этой зависимости;
ты попал в безвыходную ситуацию.
Следует отметить, что активности только самих детей в решении детских проблем недостаточно. Важно внимание взрослых, которые зачастую проходят мимо детской трагедии.
Обращаемся ко всем взрослым: давайте не будем равнодушны к детской беде, постараемся помочь каждому ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, и возможно, благодаря нашему вниманию и заботе будет спасена чья-то жизнь, не сломана судьба ребенка.
Ольга ЧУРИЛОВА, методист отделения помощи семье и детям.