Ученица Великовечненской школы о пропавшем без вести прадеде Евгении Дерябине

Победа

Давно отгремели бои, отпылали пожарища тех грозных 1941-1945 годов, но память человеческая жива до сих пор. От слова «память» происходит слово «памятник». Памятников, хранящих священный подвиг наших предков в годы Великой Отечественной войны, по всей необъятной стране нашей великое множество, но я хочу рассказать об одном…

На пьедестале воин-освободитель, в руках его каска – он вернулся с войны и застыл в молчании, вспоминая погибших товарищей. Его глаза смотрят вниз – к подножию, где на многочисленных гранитных плитах высечены имена его боевых товарищей, воевавших за мирное небо и сложивших свои головы на этой Смоленской земле. Более 7000 российских солдат покоятся здесь. Мой взгляд скользит по плите и останавливается на одном имени – далёком и близком, неизвестном и родном.

Дерябин Евгений Артёмович – мой двоюродный прадед. Я никогда не видела его, но его имя знакомо мне с детства, его история в нашей семье передается из поколения в поколение.

Дорогами войны – к единственному брату

Родился Женя в семье Дерябиных Артемия Егоровича и Варвары Савватеевны в 1922 году в деревне Заполье Кудымкарского района Молотовской области Коми-Пермяцкого автономного округа. В семье было трое детей, он был средним ребенком и единственным сыном.

Далекий 1941 год… Грянула война. Жене Дерябину 19 лет. Призван в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии.

9 августа – жаркий летний ясный день, ласковое солнце. Не верится, что этот день – последний, когда вся семья Дерябиных была вместе. Перед призывом в ряды РККА Евгений с сёстрами сфотографировался на память. Сегодня на меня со снимка смотрит паренек в окружении двух девушек-сестёр, с обратной стороны забористым почерком написано: «На долгую и вечную память любимой сестренке Дусе от твоего брата Жени, вспомни о наших тяжелых переживаниях и вспомни о своем любимом брате, фотографировались в августе 1941 года перед призывом в РККА. Женя – 19 лет, Физа – 20 лет, Дуся – 16 лет».

Именно с этого августовского дня начнётся отсчет долгих дней разлуки, неведения, переживаний, поисков, а потом – памяти, вечной памяти…

Евгений был призван на службу танкистом в 17-й стрелковый полк 32-й стрелковой дивизии Новолялинским РВК Свердловской области. Каким был боевой путь моего двоюродного деда, доподлинно неизвестно, лишь несколько раз приходили весточки с фронта от любимого сына и брата, да и то о себе – ничего, он больше размышлял о семье, родителях, сёстрах, интересовался их жизнью, подбадривал, писал о том, что с боевыми товарищами безжалостно гонит фашистов с родной земли и приближает такую заветную для всех Победу…

А потом – тишина, пронзительно-мучительная тишина, никаких вестей. Бабушка Евдокия рассказывала позже, как с нетерпением ждала своего 18-летия, чтобы поступить на курсы связисток и пойти на фронт. Там она надеялась найти брата.

Евдокия Артемьевна Дерябина стала связисткой при штабе БЛВО города Минска и прошла войну до конца. Встретив в мае 1945-го Победу, но так и не встретив брата.

Ученица Великовечненской школы о пропавшем без вести прадеде Евгении Дерябине

Через века, через года – помните!

Евгений не вернулся с фронта, не пришла на него и похоронка, поэтому его ждали, ждали и искали. Через несколько лет Евгений Артемович Дерябин был признан без вести пропавшим.

А поиски его следа стали главной целью всей жизни моей бабушки: запросы в архивы не дали результатов. Последняя надежда – поисковые отряды. Евдокия Артемьевна наладила связь с одним из них. Прошло немало времени, прежде чем поиски дали результат.

Так стало известно о последних днях боевого пути прадеда. В августе-начале сентября 1943 года войска Калининского фронта под командованием генерал-полковника А.И. Еременко в ходе Смоленской наступательной операции вклинились в оборону противника на 6-7 км, но развить успеха не смогли, так как враг имел там хорошо укрепленную многополосную оборону, преодоление которой осложнялось лесисто-болотистым характером местности. Наши войска начали подготовку Духовщинско-Демидовской операции по прорыву обороны гитлеровцев, важного опорного пункта на путях к Смоленску – города Духовщина. Ценой огромных потерь, путём штурма Духовщинско-Демидовская группировка врага была разгромлена, что сыграло важную роль в успешном завершении Смоленской операции и создало благоприятные условия для последующего наступления на Витебском направлении.

Поисковики отряда «Комбат» города Духовщина Смоленской области сообщили о том, что найдено место захоронения останков сержанта Евгения Дерябина в братской могиле у деревни Павлово Мосальского района Смоленской области, а также документы/донесение о безвозвратных потерях/с указанием ФИО, звания, даты гибели.

Встреча долгожданная и последняя

И моя бабушка Евдокия Артемьевна поехала поклониться месту, где теперь покоился её брат Евгений Дерябин. Туда, где он принял последний бой во имя общей победы… Великой Победы.

Это было 9 мая 1984 года, когда произошла их последняя «встреча» – встреча через годы. Бабушка всегда повторяла, что единственным праздником для неё на протяжении всей жизни был День Победы – победы жизни над смертью. Это стало возможным благодаря великому мужеству русского солдата и благодарной памяти живых о подвиге павших.

Ульяна БЕРДИНА, 9 класс, школа № 14 с. Великовечного (научный руководитель Людмила Ветрюкова, учитель истории и обществознания).

Оцените автора
Огни Кавказа