Коммунальные услуги рассчитываются с учётом показаний индивидуальных приборов учёта электроэнергии и водоснабжения, поэтому потребителю нелишне освежить в памяти знания о том, кто и на каком основании обязан и вправе устанавливать, обслуживать, менять индивидуальные приборы учёта, вводить их в эксплуатацию и за чей счёт.
При этом потребитель должен помнить о том, что он является собственником индивидуального прибора учёта (ИПУ) и должен следить за сохранностью и целостностью пломб и наступлением сроков межповерочного интервала, который указывается в паспорте прибора учёта.
Замена ИПУ осуществляется, если:
- прибор вышел из строя и на нём не отображаются результаты измерений;
- нарушены контрольные пломбы и (или) знаки поверки;
- произошло механическое повреждение;
- превышены допустимые погрешности показаний прибора;
- истёк межповерочный интервал;
- окончен срок службы.
Если у собственника-потребителя возникли перечисленные выше обстоятельства, которые привели к необходимости замены ИПУ, он обязан незамедлительно известить об этом организацию, осуществляющую замену и установку приборов (надлежащей формой уведомления является письменное обращение), и при этом помнить, что:
- решение о необходимости замены ИПУ и месте его приобретения собственники принимают единолично, ни с кем не согласовывая.
- ИПУ, который допускается к установке, должен быть зарегистрирован в государственном реестре средств измерений, иметь знак утверждения типа и индивидуальный номер, соответствующий номеру, указанному в его паспорте.
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учёта вправе осуществлять лица (в том числе ресурсоснабжающие и специализированные организации), которые отвечают требованиям, установленным законодательством РФ для осуществления таких действий (наличие соответствующего свидетельства о допуске к данному виду работ).
Потребитель должен знать также, что монтаж или демонтаж ИПУ выполняются в присутствии представителей коммунальных служб.
И самое основное: согласно п. 81.14 постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», установленный прибор учёта, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учёта производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (пункт дополнительно включен с 1 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года №824).
После ввода прибора учёта в эксплуатацию составляется соответствующий акт, который подписывается сторонами, и один из экземпляров остаётся у потребителя.
Наталья ГАВРИКОВА, юрисконсульт консультационного пункта для потребителей Белореченского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае».