Есть вещи, о которых трудно говорить даже по душам, а если встать у трибуны перед студентами, задача только усложнится. О чём шутят семинаристы, почему священник не должен везде ходить в «скафандре», о физике, «Пиратах карибского моря» и о том, как всё-таки найти общий язык с подростками, корреспонденту «ОК» рассказал отец Дмитрий ГНЕЗДИЛОВ, помощник Благочинного по работе с молодёжью.
– По образованию Вы религиовед и юрист, выпускник Екатеринодарской духовной семинарии. Такие разносторонние знания обязательны для того, чтобы быть священником?
– Для того, чтобы быть хорошим священником, светское образование всё-таки желательно. Гимн московского семинариста в шутливой версии звучит так: «Я люблю тебя, жизнь, но не знаю, что это такое». Опыт светского вуза, безусловно, помогает.
– Люди старшего возраста часто говорят, что молодёжь нынче не та. Так ли это, и о чём нужно говорить с молодыми людьми, когда выпадает такая возможность?
– О том, что молодёжь нынче не та, по церковным документам понятно века с IV. Значит ли это, что она хуже? Нет. Она другая. Могу и о себе сказать: я другой, нежели 7-10 лет назад. Когда я начинал работать с молодёжью семь лет назад, было больше читающих ребят. Многие обвиняют социальные сети в том, что дети перестают читать и мыслить. Насчёт «TikTokа» не знаю, он ли всему виной. Думаю, что, скорее всего, лень убивает всё. Я знаю многих людей, в том числе и батюшек, которым личный блог не мешает, а, скорее, помогает служить, работать. Если человек чего-то хочет, то ему ничего не мешает.
С молодёжью говорю о разном, только разве что не напрямую о Христе. Потому что невозможно обсуждать вещи, в которых человек мало понимает. Если физик-ядерщик придёт и начнёт рассказывать про расщепление атома, у него будет больше общих тем с аудиторией, чем у меня. Зачастую об атомах люди со школьной скамьи знают больше, чем о Христе.
– Как говорить с подростками на одном языке, чтобы быть услышанным? Как преодолеть предвзятое отношение к выступающему?
– Это, наверное, самое простое, что может быть. Это ведь мой язык, я тоже был студентом и в какой-то степени всегда им остаюсь, возраст мой мне пока помогает. Вначале с людьми нужно говорить о том, что они знают.
И самое важное, что я усвоил: нет ничего хуже, чем носить маску благочестия (молодёжь фальшь легко чувствует). И ты не живёшь, и люди вокруг тебя обманываются. Надо быть собой. Христос многим не нравился тем, что он настоящий, но многих именно это и привлекало. У меня есть цель показать, что церковь – не такая мрачная, как кажется.
– Работаете ли Вы с воспитанниками колонии, трудными подростками? Если да, то какой подход нужен к таким ребятам?
– С трудными подростками встречаюсь, если, конечно, приглашают на мероприятия. Не люблю навязываться. Куда зовут, туда и иду. У меня нет цели зазывать кого-то в церковные стены. Нужен осознанный выбор. Если человек хочет прийти в храм, ему должна быть не столько важна личность священника, сколько личность Христа.
В моей жизни были прекрасные священники и учителя, у которых я перенимал знания. Учителю школы №26 ст. Пшехской Исраилу Ильясову (он вёл у школьников борьбу) многим обязан. Перенял часть из того, что я сейчас транслирую ребятам. У него была такая позиция: «Если увидите меня с сигаретой – курите при мне». Воспитание собственным примером считаю самым уместным.
– В каком возрасте и в какой форме нужно детям рассказывать о Боге? Могут ли родители справиться с этим самостоятельно или лучше обратиться в Духовный центр, например?
– В любом случае всё начинается в семье, говорить, конечно, нужно. Вопрос в том, готовы ли тебя слушать. У меня четверо детей, и все они разные. Им всем я говорю о Боге в совершенно разной форме, и воспринимается информация по-разному.
Детей своих ни в чем не ограничиваю. Многие говорят: вот это плохое – ты не смотри, а смотри хорошее. Если ребёнок хочет что-то увидеть, а ты ему уже запретил, он все равно посмотрит, только тебе об этом ничего не скажет. Поэтому нужно быть с ребёнком, только так его можно направлять.
Есть вещи, которые человек неподготовленный рассказать не может. Сложно объяснить, что Бог есть, на уровне теоретической науки. Православие – это мир опыта. В современном мире голос Бога услышать очень сложно, хотя он на самом деле везде. Нужно желание. Если ребёнок хочет слышать о Боге, он готов впитать любую информацию, а если он не хочет, то заглушит её всем чем угодно.
– Есть ли в жизни священника место хобби, увлечению, свободному времени? Какую книгу или фильм про веру можете порекомендовать?
– Считаю, что записывать священника в небожители, что он везде ходит исключительно в подряснике – это ошибочное мнение. В первые годы моего служения мне делали замечания, почему хожу в гражданской одежде. Я отвечал, что лётчик-космонавт не должен везде ходить в скафандре.
Я люблю музыку. На инструментах не играю, зато часто пою с детьми.
О том, что дорого и важно, можно говорить и с помощью книг. Параллели с библейскими сюжетами прослеживаются у многих авторов. «Властелин колец» Джона Р.Р. Толкина вообще можно считать параллельным Евангелием.
Есть глубоко христианские вещи, которые даже в церковной среде считаются антихристианскими. Например, «Гарри Поттер» Джоан Роулинг – сколько копий об него сломалось. Если эти истории интересны такому большому количеству молодых людей на планете, то хорошо бы и мне знать, как мальчик со шрамом попал в Хогвартс и кто такие дементоры. В тексте есть прямые цитаты из писания. На могиле родителей Гарри, например, написано: «Последний же враг истребится – смерть!». Основная идея в том, что главный герой книг идёт на смерть, чтобы спасти близких, но при этом выясняется, что убить его невозможно.
«Жалей тех, кто живёт без любви» – фраза Дамблдора, одного их персонажей Поттерианы – это мой девиз. Сильнее всего на человека, и на меня в том числе, влияет любовь. Люблю – делаю, на любом уровне. И в отношениях с детьми, и с родителями. Это основная характеристика моей работы с молодёжью. Здесь у меня есть возможность проявить свою любовь. При этом далеко не все это понимают. Причина любого действия – любовь или её отсутствие.
Обычно я советую лично, глядя на человека. А вот книга о Любви «Димон» протоиерея Александра Торика читается легко и будет интересна всем, кто не повзрослел. На обложке написано, что она «предназначена для детей от 14 до 114 лет. Не рекомендуется взрослым любого возраста». А кому-то просто надо посмотреть четвертую часть «Пиратов Карибского моря» ради одной фразы про источник вечной жизни во время схватки пирата с испанским офицером: «Ты – безумец. Хочешь получить насилием то, что может дать одна лишь вера». Это частый посыл моих встреч с молодёжью. Если и звать человека ко Христу, то по свободной воле.
Беседовала Татьяна МОЛЧАНОВА.
Отец Дмитрий Гнездилов,
штатный священник Свято-Покровского храма Белореченска
2009 г. – окончил школу №26 в станице Пшехской.
2012 г. – посвящён в сан иподиакона, в 2014 году рукоположен в сан диакона, в 2016 году – в сан иерея.
2015 г. – с отличием окончил Армавирский гуманитарно-социальный институт (специалист религиовед, преподаватель).
Тогда же назначен помощником Благочинного 11-го Белореченского церковного округа по работе с молодежью.
2018 г. – награждён набедренником (прямоугольный плат с изображением креста, часть облачения священнослужителя, символизирует «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17).
2019 г. – окончил Екатеринодарскую духовную семинарию.
2021 г. – имя Дмитрия Гнездилова занесено на районную Доску почёта «Успешный молодой человек 2021».