Коровы, лошади и другие домашние животные все чаще стали пастись прямо на железнодорожных путях или вблизи магистрали. Количество таких случаев заметно увеличилось в теплое время года. Только за три месяца лета локомотивные бригады сделали больше 80 записей в книге замечаний машинистов, связанных с выходом скота на путь.
В лидерах антирейтинга – Апшеронский район, где зафиксировано 20 опасных случаев: чаще всего в районе станций Николенково и Тверская, реже – в районе станций Хадыженская и Куринский. На втором месте – Туапсинский район, там крупный рогатый скот облюбовал окрестности станции Чинары (10 случаев) и перегоны в сторону Шепси и Кривенковской — в сумме 8 случаев. Замыкает тройку — Белореченский район: в семи случаях коровы и лошади безнадзорно бегали по путям в районе станций Комсомольская и Пшехская.
А всего с начала года железнодорожники зафиксировали уже больше 200 таких случаев. Из них каждый третий фиксируется в районе Николенково (60 замечаний!), каждый шестой – между Тверской, Комсомольской и Пшехской. 35 раз столкновение с коровами чуть не случилось на Черноморском побережье – чаще всего в районе Лоо (18 раз!), между Адлером и Хостой, в Чемитоквадже и в районе Шепси. 14 происшествий чуть не случились в районе Чинар, столько же – в районе Афапостика. Актуальна проблема крупного рогатого скота и для Адыгеи: там с начала года безнадзорно ходили больше десятка коров и лошадей в районе Майкопа, Ханской, Тульской и Хаджоха.
Обо всех случаях нарушения правил выпаса, зафиксированных железнодорожниками, направляются письменные обращения в адрес администраций сельских поселений, на территории которых это произошло.
– Нахождение коров и лошадей поблизости от путей угрожает безопасности движения, – говорят железнодорожники Туапсинского региона СКЖД, в который входят все эти участки. – Столкновение с крупным животным часто приводит к повреждениям подвижного состава и объектов инфраструктуры. На перегонах, где домашние животные пасутся без пастухов, машинисты грузовых и пассажирских поездов вынуждены снижать скорость и даже применять экстренное торможение для предотвращения наезда.
С начала года машинистам пришлось несколько раз применять экстренное торможение из-за нахождения на путях скота. Тормозной путь состава может достигать одного километра, поэтому в четырех случаях это не помогло и столкновения избежать не удалось. Один из последних наездов произошел 5 августа на перегоне Афапостик-Фанагорийская, где грузовой поезд сбил двух телят. 5 июня в Туапсинском районе электропоезд «Ласточка» также сбил корову. А 11 марта в районе Горячего Ключа скорый поезд «Адлер – Москва» наехал на корову. Правоохранители установили владельца животного, ему пришлось выплатить крупный штраф за ремонт локомотива и задержку в движении поездов.
Появление на путях домашних животных происходит из-за недобросовестного исполнения владельцами скота правил его выпаса, ведь прогон стада неподалёку от дороги должен осуществляться только в дневное время и при наличии не менее двух пастухов. Выпас скота должен производиться на расстоянии не менее 300 метров от железнодорожного полотна и при постоянном надзоре.
В администрациях районов неоднократно проходили расширенные совещания с участием железнодорожников, руководителей городов и районов, фермерских хозяйств и представителей ветеринарной службы, где обсуждались проблемы выпаса скота вблизи путей.
Но в отдельных случаях руководители поселений и предприятий лояльно относятся к нарушителям правил выпаса домашних животных. Для борьбы с этим явлением ими слабо используются возможности законодательства, которым предусмотрены штрафы для недобросовестных владельцев скота, игнорируют огромный риск, который несет нахождение коров, лошадей и других домашних животных вблизи магистрали.