На Кубань привезли свои технологии и любовь к земле

Сельское хозяйство

Соседи с недоверием посматривали на приезжих: молодые, старую хату с заросшим участком купили и не пить-гулять начали, а дружно за работу принялись. И всё же окружающие были уверены, что энтузиазма им надолго не хватит, молодёжь не выдержит бытовой неустроенности, сбежит в город. Но через год, когда на земле, очищенной от зарослей, мусорных залежей и остатков хаты, выросли просторный дом и теплицы, великовечненцы поверили, что для новосёлов сельская жизнь не вынужденный, а осознанный выбор. Более того, у них и старожилам есть чему поучиться.

Главный в этом небольшом трудовом коллективе – Нестор Хачатрян, как старший по возрасту (31 год) и по семейному статусу. Приехали они из Украины. Живут двумя семьями: он с супругой Моникой и сестра Мариэтта c зятем Самвелом и маленьким племянником Давидом. Свернувшие горы за столь короткий срок молодые люди не выглядят замученными непосильным трудом, напротив, гостеприимны, доброжелательны, открыты. Охотно рассказывают, что в России всё у них удачно сложилось, гражданство без проволочки получили, благодаря тому, что Моника – россиянка. Сначала поездили по гостям к родственникам, в разные регионы, посмотрели, где, как люди живут, чем занимаются. Окончательно выбрали Кубань, так как здесь развивается овощеводство и климат наиболее для этого подходящий.

Нестор, хотя в прошлом военный, с трудом на земле хорошо знаком с детства. Учился всему у отца на практике. 

– Вот, смотрите, какие у него теплицы там, на Украине, – показывает Нестор Тигранович снимки в цифровом фотоальбоме телефона. – А помидоры! Сказка! Я добьюсь, чтобы у меня здесь не хуже были.

Окунувшись в любимую «сказку», они вместе с Моникой и Мариэттой (Самвел в отъезде) листают фотографии и с восторгом комментируют: «А это новые сорта: черные, оранжевые, желтые… Какие они красивые! Хочется такие же вырастить». Они наперебой просвещают нас, несведущих, что дело не только в красоте и оригинальности, в томатах различного окраса разный и набор полезных веществ – витаминов, микроэлементов, ферментов и чего-то ещё. То есть это как раз тот случай, когда еда может стать лекарством, а лекарство едой, как завещал великий Гиппократ. 

Целительными свойствами обладают практически все растения на земле, если, конечно, выращены они в условиях, максимально приближенных к природным. И Хачатряны согласны с этим утверждением. Они уверены, что их технология помогает овощным культурам проявить свои лучшие качества, а главное, исключает попадание в плоды химии. В доказательство Нельсон и Моника повели нас показывать созданные своими руками условия для овощей. 

Октябрь в нынешнем году выдался непривычно осенним – холодным, сырым, ветреным. Войдя в теплицу, пытаемся прикрыть дверь, но Нельсон Тигранович показывает на распахнутую форточку внушительного размера в верхней части теплицы:

– Пусть проветриваются. Вчера дождь прошёл, и резко похолодало – помидоры болеть начали. Пришлось листву оборвать.

– Работали до ночи, – делится Моника. – Мы с Мариэттой меняли друг друга: одна с ребёнком – в доме, – другая в теплице, а Нельсон – без сменщика. 

Даже без листвы кусты томатов, усыпанные гроздьями крупных плодов, впечатляют. Как говорят хозяева, каждый куст в среднем даст по пять килограммов. В доме разложены на просушку уже собранные две тонны. С реализацией продукции овощеводы проблем не испытывают – рынок здесь же, в селе, да и оптовики по первому звонку сами будут тут как тут. Несмотря на то, что Хачатряны чуть больше года здесь живут, их уже хорошо знают. Продукция у них качественная. Томаты – это второй оборот. Весной в теплицах росли огурцы. 

– Я на рынок привёз, ко мне покупатели сразу подошли – на запах, – смеясь, рассказывает Нельсон. – А попробовали, удивились, что такой вкусный огурец. Долго с ними никогда не стоял, раскупали. Так же и на помидоры покупатели быстро нашлись, теперь на рынок везти не нужно. А мне как раз время дорого. Дома работы много.

На полученные от продажи томатов деньги они рассчитывают провести отопление в доме и теплицах. Дом построили быстро – жить-то нужно было где-то, осталось внутри доделать. 

– То, что здесь стояло, не знаю, как и назвать, – вспоминает Моника, – хижина. Купили из-за того, что земли 30 соток. Но какая это была земля, страшно вспомнить. Завалено мусором было настолько, что в калитку невозможно войти. И трава, бурьян, как густой лес… Даже не верится, что мы вчетвером смогли навести порядок. 

Вчетвером они всё делают. Приглашать специалистов накладно, поэтому сами себе и каменщики, и бетонщики, и сварщики.

– Теплицы стали строить, трубогиб понадобился, – рассказывает Нельсон. – В 30 километрах отсюда нашли, стали договариваться, а нам предложили привезти туда металл, а потом назад везти готовые дуги. Посчитали: по деньгам получается, тоже самое, что собственный купить. Самвел говорит: сами сделаем. Составил список, что ему понадобится. Я поехал в Краснодар, купил. И он собрал станок намного дешевле покупного. В Интернете научились гнуть трубы. Справились своими силами. Жена и сестра красили детали конструкций теплицы, а мы устанавливали. Кстати, мы можем такие теплицы и на заказ делать. 

Подобных теплиц ни в нашем районе, ни во всём Краснодарском крае нет. Свою технологию молодые люди привезли из Украины, где она отрабатывалась практикой много лет. И семена у них не здешние. Рассаду они себе тоже сами выращивали. Несмотря на сложности, на новом месте молодые люди полны надежд и уверенности, что, если трудиться, то мечты обязательно сбудутся. Первая и самая главная трудность – разница в климате по сравнению с Запорожьем.

– Здесь очень резкие перепады температуры, даже в течение одних суток, – объясняет Нельсон. – Сложно приспособиться, но, думаю, привыкнем. 

Столкнулись и с нечестными продавцами материалов. В результате полиэтиленовую плёнку, которая, как заверял продавец, будет минимум три года служить, разорвал в клочья первый же ветер. А в теплицах урожай наливается, в который столько труда вложено! 

– Побегал я тогда в поисках качественной плёнки, – делится Нестор. – Буду теперь внимательнее.

В перспективе у Хачатрянов строительство ещё одной теплицы. У молодых женщин тоже свои планы. В огромных теплицах дел всегда всем хватает, но для женщин монокультура – это работа, а к столу им нужен весь набор овощей. И Моника показала грядки клубники, похвалилась, что в этом году зелень, перец, баклажаны вырастила. А Мариэтта продемонстрировала баночки с маринованным острым перцем, без которого армянский обед не обходится.

Молодым людям, конечно, помогают родители, живущие на Украине и в Армении. И господдержка для них, как тепличников, будет очень кстати. Но всё это лишь плюс к основному источнику доходов, который они видят в большой работе по 24 часа в сутки.

Любовь КАЛИНИНА. Фото Сергея МАРТЫНОВА.

Оцените автора
Огни Кавказа