Подведены итоги завершившегося первого блока XII краевого конкурса в области качества «Сделано на Кубани». В число 117 товаропроизводителей края – победителей конкурса вошли фермер из хутора Кубанского и четыре предприятия Белореченского района.
Заседание конкурсной комиссии, на котором подвели итоги и утвердили победителей «Сделано на Кубани» в Блоке 1, состоялось в департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.
Своим решением комиссия присвоила знак качества «Сделано на Кубани» 329 товарам (от продуктов питания до сельхозтехники и промышленного оборудования).
Среди победителей белореченские товаропроизводители – индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алексей Астахов, ООО «Южная соковая компания», ООО «Кубань-Ти», ООО «Белтекс» и ООО «ЕвроХим – Белореченские минеральные удобрения».
Ещё недавно на любой ярмарке в Краснодаре и за пределами края продавцу овощей достаточно было сказать, что его товар из хутора Кубанского Белореченского района, и у прилавка мигом выстраивалась очередь.
К сожалению, слава уходит вместе с товаром. Производителей овощей в хуторе всё меньше. Кто-то перешёл на более «модные» культуры, кто-то – на отдых по возрасту.
Из молодёжи сегодня успешно поддерживает марку кубанских овощей Алексей Астахов. А с текущего года , благодаря Алексею, выращенной здесь продукции присвоен официальный бренд «Сделано на Кубани» – современный Знак качества.
В гости к фермеру мы приехали в межсезонье: первые ранние овощи и земляника садовая (клубника) закончились, а следующий урожай огурцов ожидается через две-три недели, томатов – ближе к осени. Сейчас в подготовленной ко второму обороту теплице началась высадка томатов. Рассаду сами вырастили, растеньица в кассетах крепкие, ровненькие, так и просятся на простор, в землю.
На посадку выходит семья – кто может. В день нашего визита в теплице трудились Елена Фёдоровна (мама Алексея), Иван (младший брат), Катя (жена двоюродного брата)… В горячую пору на помощь приходят и другие родственники. Площади-то теплиц немалые, уже к гектару приближаются.
В отличие от хуторян, отказавшихся от хлопотного бизнеса, Алексей планирует увеличивать площади под овощами закрытого грунта за счёт реконструкции старых деревянных теплиц. Новые у него сделаны с применением надёжных металлоконструкций, современных материалов и технологий.
Чтобы быть в тренде на рынке, привлекать покупателя, растениевод постоянно находится в поиске лучших сортов, отвечающих возрастающим требованиям к продукции. Клубника это, огурцы, болгарский перец или помидоры – они должны быть красивыми, вкусными и транспортабельными. Только тогда приедет оптовик, а у прилавка встанут очереди.
Несмотря на занятость привычными культурами, Астаховы пробуют возделывать и новые – популярные в последнее время голубику и смородину.
– Небольшие плантации мы заложили, но я не считаю эти культуры коммерческими, – говорит Алексей. – Наш климат для них не совсем подходит, слишком жарко.
– У вас широкий ассортимент овощей и ягод. Все они были представлены на конкурс? – спрашиваю у Алексея.
– Нет, конечно. Хотя я во всей своей продукции уверен, предоставил на экспертную комиссию только клубнику и помидоры, которые на тот момент созрели. Комиссия оценивала товарный вид и органолептические свойства. А перед этим в лаборатории были проведены исследования по сертификации и стандартизации продукции. Всё прошло успешно.
– Что даёт победа в конкурсе кроме документального подтверждения высокого качества продукции? Как можно использовать бренд «Сделано на Кубани»?, – интересуюсь у собеседника.
– Этот товарный знак помогает продвижению товара, например, его можно размещать на упаковке продукции, что, естественно, повысит доверие к ней покупателя. Наших сельхозтоваропроизводителей часто приглашают в Москву, Санкт-Петербург и другие большие города на выставки-ярмарки (я, правда, не ездил пока). Обладателю знака качества «Сделано на Кубани» обычно место предоставляется с хорошей скидкой или вообще бесплатно.
Ещё Знак содействует наращиванию объёмов производства высококачественных востребованных товаров за счёт снижения процента по кредиту.
– Я собираюсь воспользоваться этой льготой, – поделился Алексей. – Уже сдал первый пакет документов, надеюсь получить кредит под выгодный процент.
Самое интересное, что по образованию Алексей – специалист в сфере туризма. Но турпоходы, которые он очень любит, стали хобби, а овощеводство и выращивание ягод – основным видом деятельности, выгонка цветов к 8 Марта – дополнительным. Теплицы в этом фермерском хозяйстве «работают» практически круглый год, соответственно, трудится и вся семья. Летом – посадки, полив, сбор урожая, реализация продукции, весной и осенью до самых морозов – уходные работы, сбор урожая, обогрев.
Заветная мечта Алексея – подвести к теплицам газ, что позволило бы хоть немного снизить нагрузку на человека. Сейчас мощный котёл работает на твёрдом топливе, а это требует круглосуточной работы кочегара. В холодный период овощеводу не только не до выходных, но даже спать приходится вполглаза.
Нелегко даётся хлеб работающему на земле. И как важно земледельцу знать, видеть, что труды его оценены по достоинству! А краевой конкурс «Сделано на Кубани» вселяет в него гордость за результаты своего труда.
Диплом конкурса действует в течение трёх лет, что гарантирует добросовестному предпринимателю реальную поддержку в развитии.
Фото Сергея МАРТЫНОВА.