Белореченский тренер по вольной борьбе Смбат Макарян: своё дело надо любить и жить им каждую минуту

Спорт

О роли спорта в жизни детей, наставника в судьбе каждого человека, о правильном воспитании подрастающего поколения корреспондентам «Огней Кавказа» рассказал Смбат Макарян, мастер спорта России, почётный учитель Белореченска, заслуженный тренер РФ и наставник олимпийской спортсменки Любови Овчаровой.

– Как вы пришли в вольную борьбу, кто привил любовь к этому виду спорта?

– Мы жили в многоквартирном доме, а окна моего будущего тренера Виктора Фёдоровича Ходжаева выходили во двор. У него была привычка: в окно высунется, смотрит на детвору и предлагает побороться. Во время такого «уличного поединка» он меня и заметил, сказал отцу: «Приводи на тренировку». Мне тогда было 10 лет.
В 1997 году Виктор Фёдорович переехал в Калининград и передал нашу группу Леониду Владимировичу Куфлину. Для себя в девятом классе я решил, что хочу связать свою жизнь со спортом. Всегда думал, что буду чемпионом мира, но в то время (90-е годы) не было возможности ездить на соревнования. Поездки оплачивал мой отец, он как человек, влюблённый в спорт (сам раньше занимался самбо в Армавире, мы переехали в Белореченск в 1983 году), старался поддерживать мои начинания. Я стал победителем Первенства страны среди школьников, был в сборной края. В 17 лет выполнил норматив мастера спорта. Потом поступил в Кубанский институт физической культуры. Важно, чтобы со спортсменами работал человек, который понимает, что такое физиология, анатомия, биохимия, психология.
На соревнованиях случился серьёзный перелом руки, на год выбыл, думал, что уже не вернусь. Восемь месяцев в гипсе. Вернулся, боролся, в 22 года влюбился и женился. Но совмещать выступления и семейную жизнь не получилось. В 2007 году после магистратуры пришёл в свой родной зал, и Алексей Николаевич Романов взял меня тренером. Спустя два года я стал директором ДЮСШ-1. До 2015 года тренировал ребят в Белореченске, а потом стал работать в сборной России.

– Чем занимаетесь сейчас, сколько у вас подопечных? Есть ли универсальный рецепт воспитания перспективного вольника?

– Сейчас я работаю в сборной России по вольной борьбе, тренирую юниорок. Более 40 человек.
Универсального рецепта нет. К каждому воспитаннику нужен индивидуальный подход.
В любом тренировочном цикле нагрузку должен регулировать тренер. Человек – не робот, нужно смотреть по возможностям и самочувствию. В этом и заключается тренерская работа: взвешенно, осознанно развивать спортсмена. Ты должен чувствовать тот момент, когда нужно кнут доставать, а когда пряник. А для восстановления важны сон и сбалансированное питание.

– Ваш первый тренер высматривал будущих чемпионов из окна. А как вы находили спортивные таланты? Легко ли их рассмотреть в мальчишках и девчонках?

– По-разному получалось. По школам ходили, смотрели ребят, договаривались с учителями физкультуры, они, если видели перспективных, отправляли их ко мне в секцию. Многих детей приводили друзья. Кто-то просто с улицы заходил.
Вольная борьба – малобюджетный вид спорта, секция бесплатная. Он позволяет достигать успехов детям из малообеспеченных семей. Были и бедовые ребята (и в детскую комнату милиции попадали), которым борьба пошла на пользу.
В посёлке Первомайском было отделение вольной борьбы. Нам дали помещение в ДК, мы привели его в порядок и занимались. Два парня из Первомайского показывали неплохие результаты: Эдуард Шинкарёв был призёром России, Илья Исаев – чемпионом края.

– Следите за успехами белореченских спортсменов сейчас? Какое главное качество у вольника?

– Слежу, душа болит за родной город. Много перспективных и ребят, и девчонок. Можно отметить Тиграна Кешабяна, Георгия Карагезяна, Марию Силину и Арину Момотову – старательные, перспективные ребята.
Помимо природных данных, спортсмен не должен быть трусом, быть бойцом. Я считаю, что борец прежде всего должен быть достойным человеком, а потом уже можно и за награды бороться.

– Ваши воспитанники для вас – это…? И какие награды дороже: которые завоевали вы или ваши ученики?

– Первое время к воспитанникам относился как к своим детям. Мой первый набор 1991-1993 годов рождения. Среди них уже есть папы, которые приводят своих детей на вольную борьбу. Со многими дружим.
Тренер, который уважает свой труд, самой главной наградой считает результат. Когда на пьедестал почёта поднимаются мои воспитанники – это, безусловно, приятно. Но не в медалях счастье. Благодаря своей работе я завёл друзей, учеников, приобрёл уважение и авторитет. Своё дело надо любить и жить им каждую минуту.

– О чём мечтаете?

– Больше половины мастеров спорта международного класса в крае из Белореченска. В городе есть и традиции, и школа борьбы, но секция никак не выберется из котельной, в которой находится. Здание приспособленное, места мало. Городу нужен центр единоборств. На его базе можно будет проводить соревнования и сборы. Надеюсь, что он появится в скором времени в Белореченске. Центр для меня символ того, что не зря я эту жизнь прожил. Уверен, что он даст толчок к развитию вольной борьбы и очень быстро наши ребята начнут показывать достойные результаты.

– В свободное время что делаете, как отдыхаете? Занимаются ли ваши дети вольной борьбой и станут ли они продолжателями тренерской династии?

– Я люблю поливать приусадебный участок. Привожу в порядок деревья, кустарники подрезаю. Мысли гоняю, думаю.
Предпочитаю семейные выезды, активный отдых: походы в горы, сплав по реке, квадроциклы.
Старший сын занимается вольной борьбой у Амаяка Хостяна, в младшем я спорт-смена не вижу. Но я и не хочу, чтобы мои дети профессионально занимались спортом. Пусть лучше работают головой. Тем более, что у них задатки больше к умственному труду и аналитике.

Татьяна МОЛЧАНОВА.
Фото Сергея МАРТЫНОВА.

Оцените автора
Огни Кавказа