Титулованная белореченская спортсменка Любовь Овчарова участвовала в Олимпийских играх в Токио в состязаниях по вольной борьбе. Она рассказала корреспондентам «Огней Кавказа», что удивило её в Японии, о своём пути на соревнованиях, буднях и планах на будущее.
– Что больше всего запомнилось на Олимпиаде? Вы бывали на многих спортивных соревнованиях, есть с чем сравнить. Токио–2020 чем удивил?
– Олимпийская деревня была построена в центре Токио из переработанного мусора. Очень чисто, даже асфальт мыли три раза в день. Организаторы строго следили за соблюдением антиковидных мер, щепетильно относились к правильному ношению маски. Нас, вольниц, заселили в квартиры по типу блоков в студенческих общежитиях по четыре человека. Перегородки и кровать из картона.
Количество спортсменов со всего мира, собранных в одном месте, зашкаливало. Тысячи: бегуны, пловцы, гребцы… И все приехали побеждать. Ни на одних других соревнованиях не видела столько титулованных людей.
– Как настраивали себя перед выступлением? Ведь знали: зрителей нет, флага тоже.
– Я благодарю всех белореченцев, которые болели за меня. Люди писали мне, поддерживали, выставляли посты в социальных сетях. Несмотря на большую разницу во времени, ставили будильник и смотрели прямую трансляцию. Это действительно ощутимая поддержка.
Для меня скорее плюс, что не было зрителей, меньше отвлекаюсь. Нужно выйти и делать то, что умеешь, а не думать, как бы так красиво бросить соперницу, чтобы всем понравилось.
– Для чего выходите на ковёр? Что для вас значит вольная борьба?
– Мы готовились к Олимпиаде более пяти лет, как только я перестала быть юниором. То есть лет с 19 я осознанно шла к Олимпийским играм. Не знала, в каком именно году попаду, но была уверена, что когда-нибудь буду бороться на Олимпиаде.
До Японии думала, что выхожу на ковёр, чтобы стать олимпийской чемпионкой. Но сейчас мне кажется, что это моя работа. Я умею бороться и люблю это делать.
– Кто главный в связке спортсмен – тренер? Слышите ли во время поединка советы наставника Смбата Макаряна?
– Тренер главный. Он помогает в подготовке, психологическом настрое. Это родной человек, с ним проводишь больше времени, чем с членами семьи. Он рядом 24/7, знает тебя лучше, чем кто–либо. Я всегда слышу, что он говорит, а в момент борьбы, когда не видишь ситуацию со стороны, его совет, подсказка приносят мне очки и победу. Но не на Олимпиаде. Я чётко слышала, что мне говорил мой тренер, но моё тело делало совсем другое.
– Как думаете, что помешало взойти на олимпийский пьедестал? Чему вас научила Олимпиада?
– Не смогла сконцентрироваться, собраться. Спортсмены, которые уже участвовали в Играх, говорили, что терялись, когда приезжали в олимпийскую деревню. Это стресс, который мешает выступать. Когда узнала, что точно поеду в Токио, готовила себя к тому, что Олимпиада ничем не отличается от других соревнований, ехала просто бороться. И ошиблась.
Невозможно описать словами, что происходило со мной на ковре в Токио.
Отчасти на то, что я вернулась без медали, повлиял и тот факт, что соперница Юкако Каваи, с которой я боролась в первом поединке, – сестра спортсменки, с которой я встречалась в 2017 году на Чемпионате мира. Тогда я получила серьёзную травму, после которой не могла выступать 1,5 года.
После проигрыша в первом олимпийском поединке я до конца не осознавала, что произошло. Но японка дошла до финала, и у меня появился шанс вернуться не с пустыми руками. Утешительный поединок был тяжёлым, от него многое зависело. И я победила. В схватке за бронзу допустила ошибку и осталась без награды.
Была разбита, полное опустошение. Долгое время не смотрела соцсети и новости. Спортсмены начали возвращаться в Россию с медалями, а я не могла принять, что у меня награды нет.
– У спортсменов есть традиция пробовать на зуб медали. Есть ли такая традиция у вольников? И какое на вкус золото?
– Олимпийского золота на вкус я не попробовала. Зато подержала в руках две золотые награды Токио-2020 Абдулрашида Садулаева и Заура Угуева. И мне они понравились. Тяжёлые. Их обладатели сказали, что у меня обязательно будет такая же. Время покажет, будут ли их слова вещими. А пока поставила на телефон заставку с золотом Олимпиады Париж-2024.
– Будете бороться за награды следующей летней Олимпиады?
– До сих пор новости про спортсменов пролистываю, чтобы не грустить. Пока не могу смириться. С одной стороны, я готова ещё один цикл пройти, чтобы попасть на Олимпиаду в 2024 году. Но в данный момент не могу приступить к тренировкам. Морально истощена.
Спортивную карьеру точно не завершаю, но когда начну тренировки, пока не могу сказать. Трагедии не произошло, все живы–здоровы, никаких травм. Желание продолжить у меня и сейчас есть, но я не знаю, как смогу выступить, если завтра поеду на соревнования. Дала себе время до конца года, тогда точно начнём подготовку. Возможно, стартую на Чемпионате Европы в следующем году. Пока мне нужно побороть себя.
– Ваша профессия предполагает частые переезды. Легко ли жить «на чемоданах»? Что обязательно берёте с собой?
– Я привыкла к тому, что мой дом там, где я сейчас нахожусь. В прошлом году в разъездах была 11 месяцев. Дома не успевала ничего сделать: сменила зимние вещи на летние и поехала дальше. Сейчас немного скучаю по такому режиму. Как у дальнобойщиков – дорога зовёт.
Памятные вещи или талисманы не беру. Только тренировочную и верхнюю одежду. А вот когда приходилось придерживать вес, возила жёлтый чемоданчик. В нём весы, ручной блендер, соковыжималка, протеиновые батончики, каши, семена-зёрна полезные.
На сборы заказывала алмазную мозаику. Успокаивает. Включу фильм или сериал и клею в свободное время между тренировками. С девчонками по команде, с которыми жили вместе, часто устраивали вечера совместного творчества.
– Есть что-то такое, что вы не делаете на соревнованиях и сборах, но очень хочется? Кроме спорта, где бы ещё хотели себя проявить?
– Очень скучала по борщу. В Токио кухня для спортсменов была разнообразная. Японская и многонациональная, даже с учётом вероисповеданий и других предпочтений. Борщ, кстати, они пытались сварить, но общего с нашим кубанским у него, пожалуй, только цвет.
Вернулась, сварила сама, без спешки. Но этого кулинарного энтузиазма после возвращения домой хватает на неделю. И потом возникает извечный вопрос всех хозяек: что приготовить завтра?
Вообще, мечтаю открыть небольшую кондитерскую, кофейню или кафе. Правда, у нас в городе дефицита в них не наблюдается, так что нужно хорошо подумать над уникальностью заведения.
Выпечка, сдоба – это моя слабость. Люблю, пеку. У меня получаются очень вкусные булочки Синнабон. Недавно приобрела вафельницу, и теперь это моё любимое кухонное приспособление. Хочу пойти на кондитерские курсы по приготовлению и оформлению блюд. Буду развивать свои кулинарные навыки.