Позывной «Стриж». Белореченка Антонина Аушева о своём муже, жизни до СВО и после

СВО

Шесть месяцев назад остановилось сердце многодетного отца, участника СВО, подполковника полиции в отставке Виталия Аушева

Утром 5 июля 2023 года, когда врачи «неотложки», приехавшие по вызову, констатировали смерть и забрали его в морг, в доме Аушевых повисла звенящая тишина. Жена Антонина автоматически сделала несколько звонков и стала ждать. Ждать, что вот-вот из Белореченской ЦРБ ей позвонят и скажут: «Ваш муж очнулся и пришёл в себя. Его перевели в реанимацию».

Но чуда не случилось. Ей позвонили лишь на следующее утро и рассказали, какие вещи нужно привезти для погребения.

Позывной «Стриж». Белореченка Антонина Аушева о своём муже, жизни до СВО и после

Большой и светлый человек

Виталий Аушев родился 27 июля 1971 года в Туркмении. После службы в армии переехал в Апшеронский район Краснодарского края. Работал сначала милиционером ППС Апшеронского РОВД, затем – оперуполномоченным уголовного розыска. Он выпускник Астраханской специальной средней школы милиции и Краснодарской академии МВД. Во время Чеченской кампании не раз ездил в эту республику в служебные командировки. Награждён многочисленными боевыми и отраслевыми наградами, среди которых медали «За отличие в охране общественного порядка» и «За отличие в службе» I степени. Одну из боевых наград Виталию Викторовичу вручал лично Президент России.

Его карьера в органах МВД складывалась успешно. В разные годы Виталий Аушев занимал должности начальника отделения миграционной инспекции Апшеронского района, начальника территориального пункта милиции Нефтегорска, начальника отдела участковых уполномоченных милиции Апшеронского ОВД и помощника начальника дежурной части.

Проработав в органах МВД 26 лет, подполковник полиции начальник дежурной части Виталий Аушев ушёл на пенсию.

Как раз в том 2016 году Виталий и Антонина стали многодетными родителями. В их семье родился третий ребёнок. Мальчика в честь отца назвали Виталием. Виталий Витальевич! Отец был счастлив.

Супруги, наконец, переехали из съёмной квартиры в свой дом и начали его обустраивать. Виталий Викторович старался взять на себя большую часть обязанностей по хозяйству и по уходу за старшими детьми, чем мог помогал жене с маленьким. Ведь на тот момент Антонина продолжала работать экспертом Торгово-промышленной палаты Апшеронска.

– Уйдя на пенсию, муж занимался домом и детьми, – рассказала нам Антонина Александровна. – В 2012 году я родила Виктора, в 2013-м – Викторию, в 2014-м у меня умер сын от первого брака, а в 2016-м родился Виталий. Нам некогда было сидеть сложа руки, философствовать или отдыхать. Хлопот и забот было с лихвой…

И во всей этой обыденной кутерьме Виталий Аушев оставался для жены настоящим мужчиной. Внешне он производил на людей впечатление сурового и сдержанного, но стоило только с ним заговорить, притягивал к себе как магнитом.

8 июля 2023 года у Виталия Аушева заканчивался отпуск. В этот день он должен был уехать в воинскую часть в зону СВО. Гуманитарная помощь собрана, сумки упакованы, билет на руках. 5 июля сердечный приступ перечеркнул его планы и жизнь

– Многие мои знакомые и волонтёры #СвоихНеБросаем группа Д Белореченск поначалу неуютно себя чувствовали рядом с ним, – вспоминает Антонина. – Но затем, пообщавшись больше, признавались, что Виталий – замечательный человек, душа компании. Грамотный, начитанный и внимательный, он умел расположить к себе людей. Муж хорошо знал и любил историю, был Человеком с большой буквы.

В кухне на стене у Аушевых две фотографии Виталия. На первой он со своим верным бультерьером. Высокий, крепкий, грозный мужчина в камуфляжной форме, сосредоточенный на чём-то своём, с закрытым взглядом…

На второй – большой светлый человек со счастливыми глазами, готовый поделиться своей радостью со всем миром.

И по словам Антонины, именно таким он останется в памяти её и детей.

Позывной «Стриж». Белореченка Антонина Аушева о своём муже, жизни до СВО и после

Не могу по-другому

А первая фотография, как выяснилось позже, была сделана накануне командировки Виталия в зону СВО. Верный пёс умер незадолго до полевых сборов, куда собирался ехать его хозяин…

С началом специальной военной операции Виталий Аушев стал ещё более сдержанным, серьёзным и решительным. Тоне сказал:

– Солнышко, я не могу не пойти.

Сказал и пошёл. Через месяц, 22 марта 2022 года, Виталий Викторович добровольцем отправился на СВО, преодолев предварительно все, на его взгляд, несущественные препоны.

Виталий Аушев всегда знал, что делал. Особенно, если это касалось службы. Грамотный стратег и тактик, прошедший Чечню, в первые месяцы СВО он оказался в самом центре событий. Страшных, жестоких, фатальных.

Вместе с добровольческим подразделением «Барс-2» дошёл до Харькова, а затем по приказу командования вернулся на прежние позиции.

Позже служил в составе казачьего корпуса, подразделения «Львы» и отдельной десантно-штурмовой бригады «Ветераны». В течение последних месяцев после окончания спецшколы был военным инструктором (позывной «Стриж»).

Стриж – рекордсмен полёта. Другие птицы могут летать и плавать, ходить и бегать по земле. Стриж может только летать. И в этом у него нет равных

– Некоторые жены участников СВО рассказывают, что с войны их мужья приходят в стрессовом состоянии и с психологическими зажимами. Каким Виталий возвращался домой? – спрашиваем Антонину.

– Обычным, – говорит она, – потому что некогда было всё пережёвывать, обдумывать, вести беседы. Муж приезжал на 3-5 дней и тут же начинал собирать гуманитарную помощь для своих ребят. Собрал – уехал… В следующий раз так же. Не было времени расслабляться и копаться в себе.

Несмотря на то что Виталий Аушев оберегал свою жену от каких-либо подробностей, всё же иногда даже у него, несгибаемого и мужественного человека, из самых глубинных уголков души вырывались воспоминания. И он рассказывал…

Рассказывал о том, как в начале СВО были сбои в снабжении армии, как ВСУшники фосфорными бомбами дотла выжгли всё подразделение, в одночасье превратив наши позиции в огромную братскую могилу, о том, как добровольцем на СВО пришёл юный компьютерный гений, растерявшийся и испугавшийся во время первого же массированного удара настолько, что забился в угол, обхватил руками голову и рыдал… В том бою, 11 декабря 2022 года, погибло много сослуживцев Виталия, настоящих друзей.

– Тогда почему он всё время туда возвращался? – задаём Антонине Аушевой, казалось бы, логичный вопрос.

– Там его ребята, его сослуживцы, объяснял муж. Он не мог по-другому и был уверен, что если бы мы не начали военную операцию первыми, то НАТОвцы были бы уже здесь, – отвечает Тоня. – Виталий считал, что именно это спасло Россию от нападения.

Позывной «Стриж». Белореченка Антонина Аушева о своём муже, жизни до СВО и после

Так Виталик хотел

Больше полугода прошло со дня, как не стало Виталия Аушева, но Антонина Александровна и сейчас продолжает собирать и передавать для его сослуживцев гуманитарную помощь.

– После смерти мужа я всю гуманитарку, которую мы с Виталиком собрали и упаковали в сумки, отдала его ребятам, что приезжали на похороны, – вспоминает женщина. – Сложила все закрутки, продукты, что у меня были. Они забрали и уехали.

Антонина Аушева хорошо знала волонтёров #СвоихНеБросаем группа Д Белореченск, которые на постоянной основе работают по заявкам и собирают гуманитарную помощь для наших военных.

– В классе моего сына родительница входит в эту группу. Она меня туда и пригласила, – объясняет Антонина. – Потом я познакомилась со Светой и Аней из Полевой кухни и с Иваном, одним из руководителей группы.

И когда Антонина Александровна в очередной раз решила собрать и передать гуманитарку сослуживцам мужа, волонтёры группы Д ей помогли.

– До этого же я всё сама делала, – продолжает женщина, – сама тушила, солила, салаты крутила… Ну, насколько меня хватало. А тут волонтёры этой группы подключились. Иван сказал: «Мы поможем». Потом помог и Виталий (к сожалению, не знаю его фамилию). Его ребёнок ходит на фехтование вместе с нашим маленьким. Все вместе мы тогда много собрали! И машину для отправки Виталий волонтёрам дал.

А недавно Тоне позвонил сослуживец мужа и сообщил, что будет из Казани возвращаться в зону СВО и обязательно заедет к ней помочь по хозяйству. И многодетная мать, вместо того чтобы подумать, как хоть чуть-чуть себя разгрузить, какие мужские работы ей в первую очередь нужно сделать, принялась собирать гуманитарную помощь.

В течение трех дней до приезда контрактника (позывной «Апостол») Антонина делала тушенку и закручивала банки с салатами, приготовила для него ведро квашеной капусты, волонтёры из Полевой кухни напекли пирожков. В общем, готовилась.

Денис приехал в Белореченск в час ночи. Посидел с Антониной на кухне, поговорил и обсудил кое-какие вопросы. Разошлись они поздно.

Утром Тоня отвезла одного ребёнка в спортивную секцию, второго – на занятия. Везде всё успела. И лишь в обед, когда многодетная мама повезла младшего сына в школу, Денис проснулся.

– Ну, что? Выспался? – искренне поинтересовалась она у мужчины.

– Выспался. Но тебе ничем не помог, – с сожалением ответил тот.

– Ничего страшного. Мне помогать не надо…

Слукавила, конечно, не поверила я Антонине. Это чтобы военного успокоить. Как женщина с тремя маленькими детьми может сама управляться в доме и по хозяйству? Как?

– Нормально, – улыбается Тоня. – Я привыкла уже за то время, что Виталий был на СВО. К тому же я действительно многое умею. Просто, когда мужчина рядом, ты можешь позволить себе быть девочкой, а когда мужчины нет – становишься человеком.

Антонина Александровна рассказала, как она решала проблему отсутствия в доме воды, как договаривалась с мастерами, которые бурят водяные скважины, как сама к их приезду практически перестроила курятник во дворе дома.

– Ничего, потихонечку, – продолжала она. – Человек ко всему адаптируется… Мне нельзя быть в горе и трауре. У меня дети очень чувствительные. Они сразу реагируют на мои негативные эмоции, слёзы. Тяжело это всё воспринимают.

Кстати, у Виталия Аушева в гараже стояла отличная «Нива». Он очень любил и заботился о своей машине. Поэтому Антонина в декабре минувшего года отдала автомобиль его сослуживцам.

– Прекрасно понимаю, что на «Ниве» я ездить не буду, – рассуждает женщина, – и стоять ей без дела нельзя. Муж хотел забрать свою машину на передовую. Рано или поздно он на ней всё равно бы туда уехал.

Позывной «Стриж». Белореченка Антонина Аушева о своём муже, жизни до СВО и после

Красивая пара

Антонина и Виталий познакомились в Апшеронске, будучи взрослыми людьми. Она из Белореченска ездила туда на работу в Торгово-промышленную палату. Он тогда занимал должность начальника отделения миграционной инспекции Апшеронского района. И их кабинеты были рядом.

На вопрос, что прежде всего привлекло её в будущем супруге, Антонина ответила:

– Глаза, наверное… Виталий постоянно шутит: «Помню, помню ту женщину, которая металась по ступенькам, когда я спускался». А было так: он со своими сотрудниками спускался по лестнице вниз, а я поднималась. Иду, под ноги смотрю, чтобы не оступиться на высоких каблуках. Вижу, ноги туда-сюда, туда-сюда… Поднимаю глаза – Виталий.

Так они познакомились, стали встречаться… И опережая возгласы некоторых наших читательниц, мол, на такого видного успешного мужчину обратила бы внимание любая женщина, сразу оговорюсь: ему любая не нужна была. Виталий Аушев выбрал себе под стать.

На тот момент Антонина уже была востребованным высококлассным специалистом, профессионалом своего дела. Она твёрдо стояла на ногах, сама воспитывала двоих детей. Красивая, яркая, смелая, сильная и целеустремлённая, при этом невероятно чуткая, внимательная, открытая и ранимая. Природа щедро одарила её незаурядной внешностью и такими внутренними качествами, которых хватило бы на несколько хороших людей.

– В первом браке двое детей, во втором – трое. Вы планировали стать матерью-героиней? Как так вышло? – интересуемся у Антонины Аушевой.

– Неожиданно, – смеётся она, – никто на это не рассчитывал. Но зато я точно знала, как только мы с Виталием познакомились, что рожу ему сына. Знала. И родила. Потом появилась дочь и ещё один сын… Когда я была беременна третьим, мы с мужем пошли на УЗИ. И я взяла да пошутила: девочка будет. Вы бы видели его лицо! Оно оплыло. Взгляд стал потерянным. Пришлось признаться: шутка. Уж очень он хотел сыновей, продолжателей своей фамилии.

Но, по словам Антонины, всех детей Виталий любил одинаково. И они в нём души не чаяли. Это может показаться удивительным, но своего старшего сына Виктора (мальчику всего 11 лет) отец научил ездить на мотоцикле. А младшего – не успел. СВО.

Позывной «Стриж». Белореченка Антонина Аушева о своём муже, жизни до СВО и после

Кровь стыла в жилах

Во время нашей беседы с Тоней мне очень сложно было перейти на новую волну. Ведь изначально я настраивалась на встречу с безутешной вдовой, у которой горе застило свет. Вероятно, поэтому несколько раз задавала ей вопросы, которые именно в той запланированной, надуманной ситуации должны были вызвать у собеседницы эмоциональный взрыв. Должны были. Но не вызвали. Антонина Аушева, конечно, волновалась (а как бы вы себя чувствовали, если бы незнакомый человек попытался заглянуть в вашу душу, узнать как можно больше о самом сокровенном), но удивила и восхитила меня не меньше своего героического мужа.

– Я спокойна, что он умер дома, – вдруг сказала она.

Представляю удивление наших читателей!

Антонина продолжила: «Это лучше, чем он погиб бы на передовой в зоне СВО. Потому что в день похорон, когда у гроба Виталия собрались его сослуживцы, одному из них позвонили и сказали: «Ночью был бой и твой сын скорее всего 200». Это было утром 7 июля. Сегодня 27 декабря, и он до сих пор лежит на поле боя.

А мой муж умер здесь, дома. И мы его в последний путь проводили с офицерскими почестями, которых он достоин, по-человечески смогли с ним попрощаться… А сколько сейчас девочек: жен и матерей — ищут своих солдат?! Они не то что попрощаться не могут с любимым человеком, они не могут даже принять эту утрату… Я видела, муж умер на моих руках. А другие? Может, ошибка вышла, и муж, сын жив? Может, в плену? Или неправильно опознали? И они с этим живут!»

Минута. И голос Тони стал таким же бархатным и приятным, как был до этого. Женщина всё же рассказала нам, как тяжело перенесла утрату, как от неимоверного напряжения и стресса у неё налились свинцом и распухли ноги, кровь в буквальном смысле застыла в жилах, а потом сосуды начали лопаться, кровь выходить наружу…

– Врачи сказали: стресс, – вспоминает Антонина Аушева, – но я себя не жалею. Ну как вам объяснить? Просто я нормальный человек и понимаю, если буду стонать: «Мне плохо! Тяжело!», вы что, сядете со мной и будете плакать?

По просьбам сослуживцев имя участника СВО Виталия Аушева увековечено на мемориале в посёлке Знаменском недалеко от Краснодара

Нельзя быть слабой

– Тоня, а хотя бы по ночам вы плачете в подушку? – сам собой вырвался вопрос.

– Нет. Так глубоко уходить в горе я себе позволить не могу. У меня есть мама, есть старшая дочь, внук и трое маленьких детей, за которых я отвечаю.

А еще, по словам Антонины Александровны, есть сослуживцы мужа, которые сегодня воюют в зоне СВО, периодически звонят ей и интересуются, как она здесь с тремя детьми, обязательно приезжают навестить. И Тоня, вопреки всем стереотипам, изо всех сил старается им помочь.

– Знаю, что они, например, приедут в феврале. Кто-то из ребят собирается в это время в отпуск. Возвращаться на службу будет обязательно с заездом к нам. К этому времени я соберу им гуманитарку, нагружу по максимуму и отправлю.

Но есть ещё одно очень весомое обстоятельство, которое не позволяет женщине быть слабой: прошло полгода после смерти мужа, а она до сих пор не смогла получить документы о том, что Виталий Аушев является участником СВО.

Он здесь, с нами

Сегодня день Антонины Аушевой расписан по минутам. Кроме занятий в школе, её старшие дети 11-летний Виктор и 10-летняя Виктория занимаются бальными танцами, а семилетний Виталий посещает секцию фехтования и увлекается кавказскими танцами. Кроме того, Витя учится играть на гитаре, а Вика – на скрипке.

И это не считая того, что Антонина Александровна работает экспертом в Торгово-промышленной палате, управляется по дому и с хозяйством.

– У нас всё как обычно, – говорит женщина. – Утром встал – уже вечер. И в этом весь мой день. Туда одного ребёнка отвезла, сюда – второго, забрала… Недавно был турнир по фехтованию у младшего Виталика. Мы участвовали. Потом новогодние утренники. То да сё… Я днём сегодняшним живу. Не знаю, что будет дальше. Но то, что в моих силах сейчас, я делаю. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы муж был рядом.

Антонина старается с детства приучить своих детей к самостоятельности. Вику научила борщ варить. Правда, под присмотром, но девочка умеет. Старший Витя запросто сварит макароны, приготовит яичницу, омлет, гренки. Виталик пока ограничивается только яичницей.

При этом младший сын никогда не расстаётся с мамой. Ходит буквально по пятам, как хвостик.

– Я мужу говорю, – смеётся Тоня, – милый, ты не переживай. У меня есть постоянная охрана. Только что не лает.

– Вы отпустили ситуацию? Мужа отпустили? Или продолжаете общаться? – странно, но именно такой вопрос спустя полтора часа я задала Антонине Аушевой, женщине очень сильной и необычной. Другая бы на её месте сочла меня сумасшедшей. Но только не Тоня. Читатели тоже, вероятно, обратили внимание на то, что о своём муже она говорит как в прошедшем, так и в настоящем времени.

– Мы общаемся, – ответила она, – потому что он здесь, дома, периодически бывает. Мы все: и я, и дети – это физически ощущаем. Я порой слышу, как он ходит, улавливаю его привычные жесты. Иной раз он даже спит с нами. После смерти мужа я сплю с маленьким Виталиком на нашей большой кровати. И если сын спит на половине отца, значит, мужа дома нет. А если ребенок спит на мне, я просыпаюсь и говорю: «Виталь, подвинься». А он: «Не могу, там папа спит».

– Вас это не пугает? Не страшит ? – завороженно спрашиваю Тоню.

– Нет, – отвечает Тоня, – успокаивает. Наверное, у нас семья такая необычная. Недавно я ложилась спать и думала о муже. Во сне его спрашиваю: «Ты почему не звонишь?» А он: «Солнце, мне так некогда. Мы воюем с ребятами». Так периодически я получаю информацию, где находится мой муж.

Может, это дар какой-то?..

А может, подумала я, просто такое редчайшее в наше время умение слушать и слышать друг друга. А ещё любовь, для которой границ не существует, если любящий человек открыт и честен с другими, но прежде всего с собой. Ведь во время важных исторических событий мирового масштаба границы между миром умерших и миром живых настолько истончаются, что кажется, будто миры эти параллельны.

Все счастливы, живы…

Когда я попросила у Антонины фотографию мужа, она прислала мне не только фото, но и видео. В нём где-то на плацу много рослых сильных мужчин в камуфляжной форме, в касках и балаклавах. В центре в полной амуниции с тяжёлыми рюкзаками за спиной стоят в шеренгу четверо наших бойцов и зажигают под ритмичную Боби-боба из сериала «Спецназ». Взрослые, серьёзные военные дурачатся, как дети. У всех отличное настроение, все громко смеются и аплодируют танцующим.

Виталий Аушев, снимающий ролик, своим хрипловатым голосом подбадривает солирующих, плавно обводит сослуживцев камерой телефона, как будто стараясь запечатлеть каждого. Все счастливы, живы. И Виталий тоже…

Фото из семейного архива Аушевых.

Оцените автора
Огни Кавказа