Глава Белореченского района провёл пресс-конференцию

Власть

Пресс-конференция главы Белореченского района, куда пригласили представителей печатных средств массовой информации и сетевых ресурсов, была посвящена обсуждению сделанного в муниципалитете за три года под руководством Александра Шаповалова. Именно три года назад Александр Николаевич возглавил район и, несмотря на непростые пандемийные времена, продолжает им успешно руководить.

Вячеслав Барашихин, главный редактор газеты «Огни Кавказа»:
– Александр Николаевич, какие достижения из тех, что за эти годы добился наш район, Вы считаете самыми значимыми?

Александр Шаповалов:
– Да, действительно, время пролетело незаметно – в должности главы района я работаю уже три года. Не могу сказать, что все получается хорошо – мы все так устроены, что хотим большего. Иной раз и результат не радует, если на то, чтобы его достичь, ушло слишком много времени.
То, что я заступил на эту должность, было для меня определенным вызовом. Несмотря на то, что я давно работал в муниципалитете и городскую администрацию возглавлял, быть главой района не планировал. Но губернатор предложил, а депутаты поддержали. А вызов состоял в том, чтобы наш район не просел с тех позиций, которые он исторически занимал. Белореченский район, при всем уважении к другим муниципалитетам, всегда был одним из самых уважаемых в Краснодарском крае. К моему удовлетворению, негативного сценария не произошло: мы, как и прежде, входим в десятку лучших муниципалитетов Кубани по уровню социально-экономического развития, по массе других показателей. Плюсом нашего района является то, что мы имеем многопрофильную экономику: это и промышленность, и развитое сельское хозяйство, и потребительская сфера. Это особенно важно в непростой период, связанный с ковидными ограничениями. При том, что некоторые отрасли в силу объективных причин «подсели», за счет других мы продолжаем развиваться. Текущий 2021 год в смысле экономики складывается очень хорошо. По таким объективным показателям, как пополнение бюджетов края и района по доходам, мы все время находимся в лидерах: то на 2-м, то на 3-м месте в крае. Год еще не закончился, а мы уже получили собственных дополнительных доходов более 100 млн рублей. Откровенно говоря, давно не было такого удачного года. При таком благоприятном развитии событий у нас появляется возможность решать те вопросы, которые годами не решались, к которым мы боялись подступиться из-за недостатка финансов. А это значит, что район продолжает развиваться и остается инвестиционно привлекательным.

Александр Кузнецов, редактор газеты «Белореченская правда»:
– А были решения, которые Вы хотели бы изменить, если бы была такая возможность?

Александр Шаповалов:
– Перед тем, как ответить на Ваш вопрос, я отмечу, что сегодня уникальное время в плане возможностей. Я имею в виду национальные проекты. Несмотря на то, что изначально у людей был определенный скепсис, развитие событий последних лет показало, что это не очередные разговоры, а реальные средства, которые помогают решать жизненные вопросы, помогают делать жизнь людей более комфортной.
Что бы я хотел изменить? Возьмем, например, сферу образования. Каждый год из-за притока населения у нас добавляется по 400 школьников. Если в других субъектах из-за убыли населения стоит вопрос о закрытии школ, то у нас хлопоты приятные: мы должны строить новые школы.
Я жалею, что три года назад мы не мобилизовались, не собрались и не сделали проект школы №15 в поселке Верхневеденеевском или школы в микрорайоне Северном. Мы надеялись, что нам помогут, что государство или инвестор выделят средства на проектирование, и в результате неправильной тактики потеряли время. Сегодня благодаря положительным экономическим результатам мы уже подошли к тому, что не будем ждать, когда же нам помогут, а будем проектировать за свои деньги. А если бы мы не потеряли время, уже сделали бы проект, прошли экспертизу и приступили к строительству.
Вернусь к теме национальных проектов. В свое время мы очень радовались, когда в целом на район нам давали 30 млн рублей на капитальный ремонт дорог. Помню, как мы были довольны, что заасфальтировали улицы Мира и Победы. Сегодня же нацпроект «Безопасные качественные дороги» позволяет сделать еще больше. Уже в прошлом году нам выделили более 70 млн рублей, в этом году – более 150 млн рублей. Много дорог делается в городе. Капитально ремонтируются дороги в сельских населенных пунктах.
Еще один важный для нас национальный проект – «Комфортная городская среда». Первым в 2018 году мы построили сквер Казачий. Потом построили большой парк на берегу реки Белой. А ведь когда делали проект, мы сомневались, сможем ли найти 100 млн рублей на строительство. Пытались решить вопрос через программу «Малые города и исторические центры». Там нас признали лауреатами, но победителями мы не стали. Было опасение, что деньги на проект потрачены зря, но позже его все же реализовали. В этом году сделали в городе две большие дворовые территории. Новый красивый парк открыли на прошлой неделе в селе Великовечном. При этом особо отмечу, что отношение селян к таким объектам очень трепетное. Тем, кто живет в городе, трудно это представить, но они даже организовывают дежурство, чтобы в парке ничего не рвали и не ломали. Приятно, что люди, осознав, с каким напряжением они получили этот объект, понимают, что теперь его надо беречь.
Хватает, конечно, и проблем. Но сегодня есть понимание, как их решать, и главное – есть поддержка края и губернатора в выделении средств на решение проблемных вопросов. Если в прошлом году мы по разным программам привлекли около 250 млн рублей, то в этом году – уже под 400 млн рублей. Яркий пример развития сельских территорий – поселок Первомайский, где мы через федеральную программу развития сельских территорий на 176 млн рублей построили детский сад, спортивный комплекс, парк, сделали для многодетных семей участки, обеспечили их газом, водой и электричеством. Серьезные суммы выделены нам на развитие инфраструктуры для многодетных по Рязанскому и Родниковскому сельским поселениям.
Есть программы, надо в них активно участвовать, но честно скажу, что участвовать в программах по нынешней жизни – это очень хлопотно: нервотрепка и конфликты с подрядчиком, контроль со стороны проверяющих органов. Это нацпроекты, и важно, чтобы каждый рубль пошел туда, куда надо.
Вернусь к тому, с чего начал отвечать на Ваш вопрос. Как я уже говорил, в этом году мы имеем дополнительные доходы. На днях определились с начальником финансового управления, что в следующем году начнем проектирование школы в поселке Верхневеденеевском. Там существующая школа перегружена, на все учебное заведение всего пять классных комнат. Подходящий земельный участок есть. Нам надо делать проект и участвовать в краевой программе по строительству школ.

Александр Кузнецов:
– У людей много претензий к пассажирскому транспорту. Остается проблемой работа маршруток в городе, не всегда можно добраться в райцентр из маленьких сельских населенных пунктов, по-прежнему трудно добраться на новое городское кладбище.

Александр Шаповалов:
– Муниципального перевозчика нет на территории района с начала нулевых годов, когда после реорганизации в городе появились три частных перевозчика, которые поделили маршруты. Это частный бизнес, а задача частного бизнеса – зарабатывать деньги. Приходится балансировать, распределяя маршруты. К прибыльному городскому маршруту мы в нагрузку предлагаем взять менее выгодный маршрут в сельское поселение. Какое-то время система достаточно стабильно работала. Но в прошлом году один из перевозчиков перестал обслуживать муниципальные маршруты и вообще ушел из этой сферы.
Произошло это из-за ковидных ограничений. Все помнят, как в прошлом году ввели пропуска и запретили работу общественного транспорта. Потом разрешили перевозить людей в какое-то определенное время. Перестав возить людей, перевозчики перестали получать доход. Это самый яркий пример, как ковид ударил по экономике. После ухода одной из работавших в этой сфере организаций нам пришлось оптимизировать маршруты между двумя оставшимися. Да, согласен, пассажирам стало неудобней. И до остановки зачастую надо дольше идти, и ехать в самой маршрутке дольше. Но есть определенные нормативы: 500 метров в городе до остановки считается нормальным.
Сказалась оптимизация и на сельских маршрутах, которые зачастую убыточны. Например, раньше в хутор Новогурийский Бжедуховского поселения автобус ходил ежедневно, но полупустой. Пришлось перевести его на график два раза в неделю. Конечно же, люди недовольны. Когда к чему-то привык и вдруг становится хуже – это негативно воспринимается. Но проблема в том, что перевозчик уведомил нас, что даже по такому графику он работать не может. Мы нашли другого перевозчика, который имеет несколько пассажирских автомобилей и планирует зайти в наш район. Мы на него очень надеемся. Только появление третьего перевозчика поможет нам решить вопрос с замещением выпавших маршрутов, чтобы граждане имели возможность в любое время приехать в районный центр.
Теперь по поездкам на кладбище. Вопрос этот поднимается уже не первый раз. Наше городское кладбище расположено в Южненском поселении. Прямой маршрут туда крайне убыточный – людей ездит очень мало. Другой вариант – заворачивать на кладбище автобусам, которые едут в станицу Пшехскую. Но это опять же потеря времени, расходы не бензин, а пассажиров почти нет. Еще один вариант – определить какой-то один день в неделю, желательно выходной, объявить через СМИ, чтобы люди знали, что можно спокойно съездить на кладбище и обратно. Мы проработаем этот вопрос еще раз.

Антон Проскуряков, руководитель белореченского портала «Окей город»:
– Неделю назад я спрашивал у людей, какие проблемы их больше всего интересуют. Самый популярный вопрос – про свалку. Когда прекратится завоз мусора на полигон? Когда начнется рекультивация «олимпийской» свалки и рекультивация действующей?

Александр Шаповалов:
– Как вы знаете, к нам недавно приезжали министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александр Козлов и губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. На встрече с ними руководство «Крайжилкомресурс» озвучило, что до конца текущего года полигон будет выведен из эксплуатации и мусор привозить больше не будут. Пока мы исходим из этого заявления регионального оператора.
По рекультивации старой свалки. Разговоры об этом начались давно, но к реальным шагам мы подошли только в прошлом году. Край нам выделил средства на проектирование. На данный момент проект подготовлен, его передали на экологическую экспертизу. Возможно, попросят внести какие-то изменения, в чем-то доработать, но на выходе мы будем иметь готовый проект с экспертизой. Далее схема такова: край берет эти проекты, участвует в федеральной программе и получает средства на проведение самих работ.
По действующему полигону. Комплексную проблему мы получили из-за ряда причин. Во-первых, из-за месторасположения полигона. Жители испытывают дискомфорт из-за того, что он находится очень близко к районному центру и другим населенным пунктам. Во-вторых, к нам вместо аккуратных спрессованных кубиков начали везти несортированный, неупакованный мусор. То есть было нарушено проектное решение. Может, если бы продолжали возить кубики, мы бы и не чувствовали запах. В-третьих, и об этом сказал министр, мусора на полигон привезли больше, чем по проекту. На том же совещании Александр Козлов поручил готовить проект на рекультивацию, пообещав поспособствовать выделению средств на проведение этих работ. Для справки скажу: это сотни миллионов рублей.

Дмитрий Островлянчик, блогер:
– Мой вопрос касается бродячих собак. Мы видим, что в городе появились собаки с бирками на ушах, соответственно, они стерилизованы, от бешенства привиты. Но была информация о неком приюте, приемнике для бездомных животных. Можете прояснить, есть у нас такая программа?

Александр Шаповалов:
– Эта проблема существует на первый год. Раньше, когда я был главой города, вопрос с бродячими собаками решался простым, может не самым гуманным, способом – их усыпляли. Называлось это иммобилизация. Как проводилась работа? Поступала, допустим, жалоба на свору собак. Мы звонили подрядчику – это краснодарская фирма, которая имела лицензию. Они приезжали и работали рано утром, чтобы люди, особенно дети, ничего не видели. Такая вот правда жизни. При этом я люблю собак, у меня дома есть собачка. Но если на чашу весов поместить человека, особенно ребенка, и собаку, то люди, дети, конечно, важней.
Дальше был принят закон. Пока я сам не разобрался, думал, что будут созданы приюты, в которых эти собаки будут жить. Там их стерилизуют, потомство они не будут давать и постепенно сойдут на нет. Но на самом деле все оказалось не так. Животных отлавливают, не усыпляют, не убивают. Привозят в приют, там их стерилизуют и смотрят: если она добрая, то по закону ее обязаны вернуть в естественную среду. Среда обитания собак – это город и другие населенные пункты, в лес их не вывозят. Цена содержания одной собаки в приюте переваливает за 10 тысяч. Но при этом через месяц она возвращается. Бегает с биркой: какие к власти претензии, власть все выполнила. Вот такие перегибы с этим законом.

Татьяна Беззубикова, помощник главы района, пресс-секретарь:
– Поступают вопросы от жителей, куда девать ветки. Жечь нельзя. Что людям делать с таким крупногабаритным мусором?

Александр Шаповалов:
– Это актуальная проблема, особенно осенью. Если действовать по закону, ветки точно так же надо вывозить на полигон. Сжигать их нельзя, складировать возле домов нельзя. Давайте будем с гражданами и с администрацией города кооперироваться и действовать, как положено по закону: листья компостировать, а ветки вывозить.

Татьяна Беззубикова:
– Еще один вопрос от наших жителей. Какова дальнейшая судьба железнодорожного клуба?

Александр Шаповалов:
– Вопрос с бородой. Это было имущество РЖД. Потом администрация города его и стадион «Локомотив» выкупила единым комплексом. Именно выкупила, а не получила в дар. Теперь там необходимо делать ремонт, нужен проект. А проект усложняется тем, что это здание, 1929 года постройки в стиле модерн, внесено в реестры и считается историко-культурным наследием. И проект, соответственно, надо делать не у простого проектировщика, а у тех, кто работает с памятниками. Их мало, а цена на порядок больше. Мы прорабатывали эту тему с химзаводом. Есть вариант строительства в городе нового Дворца культуры. Если этот вариант не пройдет, мы в качестве альтернативы будем обращаться к «ЕвроХиму» с просьбой сделать проект капитального ремонта железнодорожного клуба, а сами будем заниматься поиском средств на проведение работ. Если мы этот клуб восстановим, нам, в принципе, и не нужен тогда будет новый Дворец культуры.

Вячеслав Барашихин:
– Если вернуться к подведению итогов, Вы можете сказать, работа каких отраслей экономики вас за эти три года наиболее удовлетворила, а какие, наоборот, разочаровали?

Александр Шаповалов:
– Спасибо за вопрос. У нас структура экономики района складывается таким образом, что мы считаемся промышленным районом. Основное предприятие – это, конечно же, «ЕвроХим-БМУ». Благодаря удачной конъюнктуре цен на минеральные удобрения в мире, они у нас в этом году уже столько заплатили налога на прибыль, сколько до этого не платили несколько лет! Отрадно, что у нас в районе стабильно работают и такие предприятия как «Кубань Продукт» и чайная фабрика «Кубань–Ти», чулочно-носочная фабрика «Белтекс». Благодарен этим инвесторам, которые даже в трудные времена добиваются серьезных успехов. Первые места по качеству продукции постоянно занимает наш консервный комбинат, а там тоже до 1000 человек работает. На всю Россию знамениты наши предприятия «Южная соковая компания», «Виктория». Далеко за пределами нашего района известно мебельное предприятие «Е1».
Но некоторые отрасли у нас «подсели». Прежде всего это жилищное строительство. У нас в городе объективно нет земли и массовой застройки уже не предвидится. Потому высокая цена на вторичном рынке. Никак за пять лет не раскрутится на полную мощность инвестпроект по строительству коттеджного поселка в Родниках. Работы ведутся, строятся коттеджи, газ тянут, но реализации первоначальных планов по строительству там детского сада, многоэтажной застройки мы пока не видим.
А в целом хотелось бы поблагодарить руководителей предприятий, особенно индивидуальных предпринимателей, которые в различных сферах берут на себя риск и ответственность не только за себя, но и за других.

Оцените автора
Огни Кавказа