От дедушки до правнучки тянется учительства стезя

Земляки

Общий педагогический стаж семьи, в которой родилась Лариса ИВАНОВА, на сегодняшний день составляет более 500 лет!

Бывают династии шахтёров, циркачей, строителей…, а бывают – учителей. Причём, мне кажется, словосочетание «учительская династия» даже звучит как-то по-особенному: строго и возвышенно, словно подчёркивая благородство и мужество, талант и образованность людей, избравших своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения.

Быть учителем, на мой взгляд, – это судьба. Она огнём озаряет сердца, теплом согревает души. Только с таким отношением к профессии можно отдавать этому нелёгкому делу по 30-40 лет. Только настоящую любовь к своей профессии можно передавать своим детям и внукам. 

Меня зовут Лариса Иванова, и я хочу рассказать о своей семье, где профессия учителя стала призванием нескольких поколений. Общий педагогический стаж семьи, в которой я родилась, на сегодняшний день составляет более 500 лет! 

Первыми педагогами в нашей учительской династии были мой дедушка по линии отца Мараховский Алексей Тимофеевич, учитель географии, директор школы №10 города Черкесска, и бабушка, Мараховская Александра Ивановна, учитель начальных классов. Свою педагогическую деятельность они начали в далёкие 20-е годы прошлого столетия.

От дедушки до правнучки тянется учительства стезя

 На снимке: Мараховский Алексей Тимофеевич (в центре второго ряда) со своими выпускниками, теми, что не ушли ещё в военкомат проситься на фронт, и педагогами 22 июня 1941 года

Во время войны дедушка, как и миллионы советских людей, был мобилизован на фронт. После Победы семья переехала в город Азов Ростовской области, где дедушка продолжил работу в качестве заведующего отделом народного образования. По 40 лет отдали педагогическому труду родоначальники нашей педагогической династии. Они воспитали замечательных детей: двух сыновей и двух дочерей. Трое из них тоже стали учителями и создали учительские семьи. Учителями стали и их дети. Это преподаватели высшей математики, технологии, физической культуры в средних и высших учебных заведениях Азова и Ростова-на-Дону, учителя-психологи и учителя начальных классов. В Ростовской области в разное время трудились и продолжают трудиться в сфере образования 14 человек из нашей учительской династии!

Борис, старший сын Алексея Тимофеевича и Александры Ивановны, мой отец, учителем не стал, но оборваться династии учителей-Мараховских не позволил. Шестнадцатилетним юношей он добровольно ушёл на фронт и кооперативный техникум Пятигорска оканчивал уже после войны. Выпускника техникума участника и инвалида Великой Отечественной войны Бориса Мараховского направили на работу в станицу Старопавловскую Ставропольского края. Здесь он встретил свою любовь и вторую половинку, с которой уже не расставался в течение 50 лет, учительницу местной школы, мою маму Анну Григорьевну Мараховскую (в девичестве Пелихову). 

Как рассказывала мне в детстве мама, её предки были глубоко верующими людьми, некоторые из них были священнослужителями, но тогда об этом старались не говорить. Известно, что священники нередко тоже становились преподавателями в своих приходах. Может, и мамины предки преподавали. К сожалению, эта линия семейной династии остаётся в забвении, так как рассказать о ней некому. 

Вернёмся к маме, которая с детства мечтала быть учителем, причём ни голод, ни война не сломили этого её стремления. В тяжёлые военные годы она пешком ходила через горную реку Малку в Нальчик, где находилось педагогическое училище, и осваивала профессию учителя. А потом молоденьким специалистом пришла в местную школу, которую сама и оканчивала. В ней проработала с 1947 по 1983 год. За эти годы она воспитала десятки  школьников, которые писали ей потом письма, наполненные любовью и словами благодарности. Я помню, как она радовалась, когда получала от своих повзрослевших учеников конверты, открытки к празднику из разных уголков страны, как сияли её глаза, когда она возвращалась из школы после вечеров встречи с выпускниками.

От дедушки до правнучки тянется учительства стезя

На снимке: Выпуск Мараховской Анны Григорьевны, 60-е годы

И это неправда, когда говорят, что учительские дети обделены любовью. Мамочкиной любовью были обогреты все. У моих родителей, Бориса и Анны, тоже четверо детей, как и у бабушки с дедушкой. И все они учителя! Анна Григорьевна сумела передать нам, своим детям, любовь к профессии педагога. 

Старшая дочь Лидия стала учителем русского языка и литературы, добавив в педагогическую копилку семьи 20 лет стажа. Педагогом стала и её дочь Наталья. Она работает учителем технологии в одной из школ Ставрополя.

Сын Евгений – учитель истории, отдавший профессии 15 лет. Его супруга Ольга – педагог-психолог, директор детского дома в городе Новопавловске, трудится и сегодня. Её стаж 30 лет. И их сноха Анна – педагог, только не в школе, а в детском саду Пятигорска.   

Ещё один мой брат Виктор после окончания Армавирского педагогического института вот уже 27 лет работает учителем технологии. Сначала его педагогическая деятельность проходила в родной школе нашей мамы, а теперь – в Домодедово Московской области. Его супруга Ирина прекрасный математик с 27-летним стажем. 

Ну и я, Лариса, самая младшая из детей. Как же было мне не стать учителем? Да я ещё не родилась, а уже знала, что буду педагогом, потому что эту профессию и любовь к детям я получила по наследству. 

Моим первым учителем и наставником в этом ремесле был самый дорогой мне человек – моя мама. 

Училась легко, была  отличницей, спортсменкой, параллельно занималась в музыкальной школе. Любовь к музыке, кстати, – это тоже у нас семейное, от папы. Все хорошо поют, многие играют на музыкальных инструментах. Ещё один папин талант – писать стихи, не обошёл стороной Евгения и  Лидию. 

Учителем начальных классов я стала в 1987 году, окончив с отличием Ставропольский педагогический институт. На сегодня мой педагогический стаж 29 лет, 28 из них – в Пшехской школе №26. Сюда привёз меня в 1987 году мой муж, коренной житель станицы Пшехской Валерий Иванов. Кстати, и он не так уж далёк от педагогической профессии, является наставником молодёжи на предприятии, где трудится. А уж со школой, где работаю я, у него и вовсе неразрывная связь. Это благодаря ему в моём кабинете всегда исправна мебель, горят лампы, вовремя сделан ремонт, на шкафчиках есть необходимые крючки и замочки, на стенах аккуратно закреплены стенды и уголки. Да и во всех остальных школьных вопросах я всегда и во всём чувствую его поддержку, понимание, помощь. 

В своей работе я никогда не искала лёгких путей и стараюсь преумножать заложенное в меня моей мамой. Всегда интересовалась новыми приёмами и методами обучения, которые позволяют добиться высоких результатов. Работала по экспериментальным развивающим программам, в коррекционном классе. Неоднократно принимала участие в различных конкурсах, давала открытые уроки, проводила мастер-классы. В 2006 году принимала участие в конкурсе «Лучшие учителя РФ» и стала победителем. За заслуги в области образования  награждена грамотой «Победитель конкурса лучших учителей РФ в Приоритетном национальном проекте «Образование», нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации»; почётной грамотой министерства образования и науки Краснодарского края за высокое профессиональное мастерство при проведении массовых мероприятий в рамках Года русского языка, благодарственными письмами  главы Белореченского района, Пшехского поселения, администрации школы  за активную жизненную позицию, профессионализм, добросовестный труд и высокие достижения в учебно-воспитательном процессе по подготовке учащихся начальных классов. В августе 2016 года получила звание «Ветеран труда».

Ученики всегда радовали и радуют меня своими достижениями. Не передать словами то удовлетворение, которое испытываешь, когда твои воспитанники получают медали при выходе из школы! В 2015 году сразу пять моих учениц, моих звёздочек, заработали медали! Это Валентина Калугина, Елена Колесникова, Диана Салихова, Ольга Хацкевич, Елена Панчук. Радуюсь, что научила их учиться, добывать знания! Горжусь успехами сегодняшних пяти- и девятиклассников! «Тёплые, отзывчивые, внимательные, организованные», – так отзываются о них учителя-предметники.

В 2016-2017 учебном году я повела в чудесную Страну Знаний свой уже восьмой набор ребятишек. Так что опыт работы у меня богатый, и я с радостью передаю его молодым учителям. Кстати, среди них и мои дети, которые продолжили нашу семейную династию. Сын Станислав по первому образованию – учитель начальных классов, дочь  Надежда – старшая вожатая Пшехской школы. Их вклад в общую копилку педагогического стажа семьи уже шесть лет! И ещё десять самых родных мне людей продолжили учительскую династию семьи. Сосчитали, сколько нас? Двадцать пять на сегодня. А может, появится и 26-й педагог. Наша четырёхлетняя внучка Анастасия тоже обещает стать учительницей. 

Лариса ИВАНОВА. Фото из семейного архива.

На снимке: 1 сентября 2016 года. Лариса Иванова ведёт в Страну Знаний свой 8-й набор ребятишек

Оцените автора
Огни Кавказа