Защитники веры, Отечества и казачества

Казачество

Защитники веры, Отечества и казачества

«Христос Воскресе!» – такими словами встретил нас в Пасхальную неделю на крыльце своего дома потомственный казак, подъесаул, член Суда чести Белореченского городского казачьего общества Игорь Викторович Нестеренко, а когда переступили порог, пригласил в святая святых…

Когда вошли в комнату, поняли, почему радушный хозяин так ее именовал. Это сокровенное место, в котором собрано историческое прошлое и настоящее кубанского казачьего рода Нестеренко-Макаусовых. 

Старые выцветшие снимки бравых казаков в аккуратных рамочках, награды времен царской России и Первой мировой войны на имперском флаге (под такими знаменами служили деды И. Нестеренко), шашки и кинжалы, другие казачьи атрибуты, связанные с событиями прежних времен, а также фотографии и знаки отличия представителей этой казачьей династии более позднего периода и современности – все это кропотливо собрано руками хозяина, который очень бережно относится ко всему, что касается его предков.  

Летопись рода

Прародители Игоря Викторовича в числе казаков-основателей заселяли белореченскую землю в 1862 году. Из станицы Новодонецкой (Выселковский район) сюда перебралась семья Макаусова Ивана Яковлевича с сыном Афанасием и внуком Павлом. Из станицы Ильинской (Новопокровский район) приехала семья Нестеренко Якова Васильевича с сыновьями Егором, Павлом и Михаилом. 

Защитники веры, Отечества и казачества

Макаусов Павел Афанасьевич с дочерью

Потомки этих кубанских казаков и по сей день не покидают родных мест, а создают здесь семьи, продолжают казачий род. По Нестеренковской линии Игорь Викторович – шестое поколение в родословной, или, как его еще называют, колено, по Макаусовской линии – седьмое колено.

Служилые люди

Практически весь род Нестеренко-Макаусовых нес военную службу. 

Прапрадед Макаусов Павел Афанасьевич служил во 2-м Кубанском пластунском батальоне, а затем в Собственном Его Императорского Величества Конвое, был писарем атамана станичного казачьего отдела. 

Зажиточная семья Макаусовых имела свою кузницу, которая находилась в районе нынешней мебельной фабрики, владела одной из пяти мельниц, размещавшихся на месте сегодняшней улицы Мельничной.

Прадед Нестеренко Андрей Михайлович служил в 1-м Линейном казачьем генерала Вельяминова полку. Этот полк пришел на смену легендарному 1-му Урупскому полку, который во время революционных беспорядков 1905 года отказался нести полицейские обязанности по усмирению народных демонстрантов, за что и был расформирован. 

Погиб во время Первой мировой войны. По рассказам прабабушки, в станице Белореченской Андрею Михайловичу не было равных по джигитовке. Однажды он привез со скачек 15 маленьких платков, в которые заворачивали призы, и 1 большой – «головной». 

О прадеде Макаусове Алексее Павловиче известно немного. Родился в конце 80-х годов XIX века. Был служилым казаком в Кубанском казачьем войске, хорошим наездником, не раз отличившимся в джигитовке. Ему были  даже подарены серебряные часы с соответствующей гравировкой. 

Деда Нестеренко Петра Андреевича 1915 года рождения с первых дней войны призвали на фронт. Служил в саперном батальоне. Воевал под Вязьмой, Ржевом, Ельней, где шли ожесточенные бои и гибло много наших бойцов. Там попал в окружение, а потом – в плен. Освободили. Награды и многочисленные заслуги спасли Петра Андреевича от репрессий. Служил до 1949 года — занимался разминированием минных полей, дорог, мостов… 

После возвращения домой все время работал столяром и плотником в строительно-монтажном поезде № 359. Нестеренко Петра Андреевича уже много лет нет в живых, а то, что он сделал своими руками, осталось и напоминает о нем до сих пор. На здании железнодорожного вокзала ст. Белореченская, например, стоят вазы для цветов, для которых он делал формы. 

Генная память

Отец Игоря Викторовича, Нестеренко Виктор Петрович 1936 года рождения,  – потомственный казак. Но, как и его отец, не особо афишировал свою принадлежность к казачьему роду. Время тогда было другое, и отношение общества к казакам как к враждебному и чуждому Советской власти элементу, к православной вере вынуждало не распространяться о своих убеждениях. 

Окончил курсы трактористов, поднимал целину в Ростовской области, там женился. После рождения сына вернулся на историческую родину. Выучился на машиниста и стал работать со своим отцом Петром Андреевичем в СМП № 359 на ст. Белореченская машинистом мотовоза. Ушел из жизни рано, в 54 года.

Однако успели отец и сын Нестеренко вложить в сознание маленького Игоря понятие казачьего родства, передать ему состояние казачьего духа, а казачья кровь и генная память и так рвались наружу. 

– Никогда не забуду, – рассказывает Игорь Викторович, – пришла бабушка как-то с рынка и говорит: «Игорь, Игорь, там казаки верхами…». Меня из дома как сдуло, пулей выскочил. Да куда там! Их уж и след простыл, одни лошадиные дымящиеся кучки на дороге остались.

Но зато в 1965 году, когда Игорю было лет 9, посчастливилось ему увидеть парад, который принимал С. М. Буденный.

–  Казаки рейд проводили по местам боевой славы 4-го Гвардейского кубанского казачьего кавалерийского корпуса и заехали в станицу, – вспоминает свое отрочество И. Нестеренко. – На площади, где сегодня Музыкальная школа, три казачьи сотни построились углом. Сам Семен Михайлович стоял на крыльце за перилами (там сегодня швейная мастерская), принимал парад. Белореченской сотней командовал бравый казак Тищенко дядя Миша, друг моего деда. Подъехал он на доклад к Буденному, под козырек берет, а матерый такой жеребец под ним взял да развернулся к военачальнику задом. Смех над площадью прокатился. Но дядя Миша быстро исправил конфуз.    

Казачья тяга к лошадям и страсть к скачкам частенько толкали мальчишек и на «подвиги».

– Бедные колхозные конюшни! – не без улыбки делится воспоминаниями  Игорь Викторович. – Лошадям отдыхать надо, а мы уздечки дома похватаем (у всех были), коней из стойл повыведем и верхом… седел не надо… 

Зов крови

Сегодня Игорь Викторович Нестеренко – самый старший из казачьего рода Нестеренко-Макаусовых, и он же – собиратель и хранитель его родословной. 

Историей семьи интересовался с детства, но неосознанно: что-то запоминал, что-то – нет. Осмысленно стал подходить к этому вопросу позже, уже после армии, отслужив в танковых войсках с 1975 года по 1977 год и проработав какое-то время в Агропромтрансе. Вероятно, и начавшийся в конце 80-х годов XX века процесс возрождения казачества тоже сыграл свою роль.

– Был искренне рад организации движения за возрождение казачества и начавшемуся в 1990 году созданию в Белореченске казачьего общества, – говорит Игорь Викторович. – Зов крови и мои корни не позволили ни дня оставаться в стороне.

В числе первых вступил И. Нестеренко в Белореченское казачье общество. В 1992 году стал командиром полусотни, в 1995-м – начальником штаба Белореченского районного казачьего общества и до 2000 года продолжал дело своего прапрадеда-писаря Павла Афанасьевича, как пошутил Игорь Викторович. Второй год подъесаул И. В. Нестеренко является одним из пяти членов Суда чести Белореченского городского казачьего общества. 

Родовое древо наращивает крону 

Защитники веры, Отечества и казачества

Три поколения семьи Нестеренко: Игорь Викторович, внук Максим и сын Александр.

По поводу того, будет ли Александр, его сын, продолжателем казачьей династии, Игорь Викторович даже не сомневался. Еще подростком младший Нестеренко вошел в Молодежную казачью сотню. В 16 лет он изъявил желание стать настоящим казаком и вести казачий образ жизни, придерживаться казачьего быта и казачьей культуры и, как последователь традиций и обычаев, принял присягу в церкви перед Святым Крестом и Евангелием. 

Теперь уже и внук Игоря Викторовича, сын Александра Игоревича – Максим Александрович 2004 года рождения, ученик 3 класса школы № 8, активно приобщается к казачьим традициям. В 3 года дед посадил его на лошадь, сейчас казачонок с энтузиазмом участвует во всех мероприятиях, проводимых белореченскими казаками.  

Пример для подражания 

Не историями и рассказами научают казаки-наставники юных казачат, а своим примером и отношением к жизни, церкви, семье, труду, Родине… 

– В любых мероприятиях мы все участвуем, – не без гордости произнес И. Нестеренко.

Приобщая молодежь к труду, приучая чтить память о предках, казаки регулярно наводят порядок на кладбище. Любовь к природе и Родине прививают трудовыми десантами, в том числе по посадке деревьев, семейными праздниками на природе. Походы по местам Боевой славы помогают воспитывать в ребятах патриотизм. Казачьи военно-полевые сборы, конноспортивные занятия закаляют их казачий дух и казачью доблесть. Посещение храмов укрепляет веру казачат. 

И в своей семье Игорь Викторович Нестеренко тоже пример для потомков. 36 лет они живут в законном браке с Галиной Григорьевной, не покидают свою малую родину, не ищут, где лучше, а трудятся на своей земле, регулярно ходят в церковь.

– Как же жить без Бога? – искренне удивляется Игорь Викторович. –  Казаки всегда были и остаются защитниками веры православной. 

Память не должна угасать

А еще И. В. Нестеренко серьезно занимается поисковой работой.

– Поехал на фестиваль казачьей культуры в Тульский, – рассказал предысторию И. Нестеренко, – и увидел там торгующую сувенирами девушку, а рядом с ней огромный портрет казака – полного Георгиевского кавалера. Она рассказала, что средства от продажи сувениров планируется направить на памятник этому казаку. Меня осенило, что в Белореченском районе тоже есть полные кавалеры Георгия. Я – с предложением к атаману, тогда Александр Григорьевич Галась был. Он одобрил.

И. Нестеренко начал собирать информацию о Георгиевском кавалере Максиме Сафронове, служившем командиром кавалерийской сотни «Дикой дивизии», а нашел и о другом полном кавалере – Антоне Новосельцеве. Очень помог ему в этой работе писатель, краснодарский историк-краевед Анатолий Дмитриевич Вершигора. Этим Полным Георгиевским кавалерам казаки БРКО уже установили мемориальные доски в станицах Бжедуховской и Рязанской Белореченского района и продублировали их в Свято-Михайловской Афонской пустыни.

А Игорь Нестеренко продолжает заниматься поиском, так как Георгиевских кавалеров в районе не меньше пяти. Нужно только найти подтверждение этой информации и собрать необходимые документы. И вообще, есть у белореченского казачества мысль – сделать общий памятник героям Первой мировой войны.

Память потомков никогда не должна угасать, считает Игорь Викторович Нестеренко.

 Фото Сергея МАРТЫНОВА.

Оцените автора
Огни Кавказа