От железного наконечника копья из Белореченского музея до киммерийцев — повелителей степей

Культура

Во многих музеях Северного Причерноморья и Северного Кавказа, в том числе и в Белореченском, хранятся предметы, принадлежащие народу, сломившему могущество Ассирии. Это и сделанные из камня шлифованные топоры, и топоры-молотки, стремечковидные удила, стержневидные псалии с грибовидным навершием, а также многочисленные бронзовые наконечники копий и стрел.

От железного наконечника копья из Белореченского музея до киммерийцев — повелителей степей

В Белореченском городском музее есть наконечник копья, сделанный из железа. Экспонат уникален. Он из ряда тех, что встречаются нечасто.

…Ранним утром, чуть забрезжил рассвет, раздался гул. Сначала он был тихий, затем, все усиливаясь и усиливаясь, превратился в стон и рев. Наконец стало возможным рассмотреть причину этого шума. Боевые колесницы пронеслись и исчезли, словно их и не было. Но оббитые полосками меди колеса оставили на нетронутой до этого момента земле следы, которые напоминали отпечатки ударов бичей. Создавалось впечатление, что и степь попала в рабство «курчавобородым» (так в древности называли ассирийцев).

Следом за колесницами прошла вся армия. Там, где она проходила, стоял стон. Колонны пленных с деревянными колодками на шеях шли по дорогам в Ниневию, столицу Ассирии. Ассирийские цари были жестоки и беспощадны. Первыми в мире они стали переселять народы с одной части света в другую. В дошедших надписях мы читаем их гордые и циничные высказывания: «Горячие кони моей упряжки погружались в кровь, как в реку».

Так против какого врага теперь выдвинулась эта непобедимая, беспощадная армия? Кто на этот раз дерзнул бросить вызов ассирийцам? Ведь стерта с лица земли непокорная Самария, сдался Тир, твердыня финикийцев. Смирились и заплатили дань цари Иерусалима, пала Вавилония и на какое-то время подчинился Египет. А северный сосед Ассирии Урарту мечтает, чтобы ассирийские цари не обратили на него своего внимания. Кто же эти безумцы, бросившие вызов исполину Передней Азии?

Ассирия представляла собой большое государство, куда входили территории современного Ирака, часть Ирана, Турции, практически вся Сирия и Палестина. Ассирия в VIII в. до н.э. начала формировать регулярную армию, которая находилась на полном царском обеспечении. Армия делилась на несколько родов войск: тяжело и легко вооруженная пехота. Ударную силу ассирийской армии составляли колесницы, в экипаже которых могло быть до 4-х человек. Тяжелая и легкая кавалерия, скорее всего, появилась после описанных ниже событий. Особой гордостью была способность военачальников умело взаимодействовать между разными родами войск.

Армия была хорошо вооружена и оснащена. Оборонительное вооружение изготавливалось из бронзы, наступательное — из железа. Щиты были разных размеров и форм. Смотря для каких целей, они изготавливались из дерева, плетеного тростника, кожи, металла. Шлемы из бронзы или железа. Тело воина защищал панцирь, сделанный или из тростника, или из кожаных ремней, оббитых бронзовыми бляхами. Голени воинов были защищены тростниковыми поножами. Даже лошадям ассирийцы придумали броню из войлока и кожи. Потом, кстати, это переняли другие народы.

Рассматривая барельефы царских дворцов, можно прийти к выводу, что у ассирийцев были осадные башни и тараны. А в состав ассирийского войска входили инженерные и вспомогательные части: саперы, оружейники, погонщики скота, обозники. Проводя наступательные операции, воины строили дороги, мосты. Создавались путеводители. Из огромнейшей библиотеки Ашшурбанипала мы узнаем, что в армии были переводчики, музыканты и другие люди. А важной составляющей воинской силы была разведка, имевшая широкую, разветвленную сеть. На границах с сопредельными государствами орудовал обширный штат осведомителей и шпионов, и основную роль в этом играли торговцы.

Например, идет торговец с грузом товаров. Ткани, ножи, украшения, посуда тихо позвякивают в повозке. Опытным взглядом купец оглядывает окрестности. Когда подъезжает к базару, начинается торговля. Ничто не ускользает от внимательного взгляда и настороженного слуха, много сведений купец слышит от покупателей, собратьев. И вот торг закончился, пора в путь. Вечером при свете костра торговец что-то царапает на глиняной табличке. Проходит иногда чуть-чуть, а иногда много времени, и эта табличка оказывается в руках начальника разведки. Руководил этой деятельностью царевич-престолонаследник. Внимательно он изучал донесения, у него их огромное количество со всех краев огромной державы.

От железного наконечника копья из Белореченского музея до киммерийцев — повелителей степей

Ассирийская армия без основательно собранной и проверенной информации о той или иной стране военные действия не начинала. Кроме этого, в чиновничьем аппарате и в армии полагалось принимать присягу. По данным, полученным из архивов Ниневии (столицы), численность ассирийской армии достигала 120 000 человек. На то время огромная цифра! Об этих данных наши современники узнали из раскопанных археологами монументальных дворцов, библиотек и архивов Ассирийского царства. Такова была мощь Ассирии.

Народ же, который выступил против этого колосса, не оставил после себя ни монументальных дворцов, ни даже письменности. На данный момент археологи не нашли даже поселений, где обитал этот народ. Лишь разбросанные по Северному Кавказу, югу России и Украины захоронения и многочисленные случайные находки рассказывают нам о народе, сломившем могущество Ассирии и других царств на Ближнем Востоке.

Этот народ ассирийцы называли «Гиммирай», а греки киммерийцами. По ассирийским и греческим источникам выходило, что обитал он в степях Северного Причерноморья и Северного Кавказа до начала VII в. до н.э., когда был частично вытеснен, частично ассимилирован скифами, хотя память о них надолго сохранилась в названиях местностей и поселений. Например, Боспор Киммерийский (Керченский пролив), поселение Киммерий.

Что же произошло в степях и повлекло к созданию мощного племенного союза или даже государства?

В конце бронзового века пастушеские и скотоводческо-земледельческие племена освоили лошадь для верховой езды. Это дало толчок к появлению кочевого скотоводства, которое на тот момент являлось довольно прогрессивным, способствовало увеличению дохода и, следовательно, обмена между различными племенами.

…Ранним утром на окраине небольшого поселения шумит торжество. Люди рады: приехали соседи-кочевники. Стоит оживленный гул, идет обмен. Кочевники привезли шкуры, мясо, сыр. Обменивают скот на ремесленные изделия, зерно, некоторые вещи даже отдельно заказывают у кузнецов. Люди знакомятся, общаются, порой устраивают свадьбы между племенами. Это становится залогом создания в будущем прочного союза и могущества.

С переходом к кочевому скотоводству резко меняется облик степей. Исчезают многочисленные поселки эпохи бронзы с их наземными и углубленными в землю жилищами. Появились повозки. В них проходила вся жизнь людей, двигавшихся вместе со стадами от пастбища к пастбищу. Жилища теперь тоже стали мобильные и напоминали современные юрты.

Большая подвижность кочевых племен, постоянные поиски лучших пастбищ приводили к частым военным столкновениям кочевников. В этих стычках и целых войнах складывалась будущая тактика кочевой армии. Появились удобные средства для лучшего управления лошадью, а также специфическое вооружение для верхового воина. Это и легкое защитное вооружение — кожаный панцирь и короткий тугой лук, приспособленный для стрельбы с коня, и специфические топоры на длинной рукояти, сделанные из камня или бронзы. В этих военных столкновениях начали образовываться более или менее крупные союзы племен, способные защитить себя, свои стада и пастбища.

В эти союзы, помимо наиболее сильного и, следовательно, господствующего племени, входили подчиненные, находившиеся в разной степени зависимости от него. Кроме кочевых, в эти союзы племен могли входить как на добровольной основе, так и в качестве зависимых земледельческие племена. Зачастую им весьма выгодно было входить в эти союзы даже на подчиненной основе. Обмениваясь с кочевниками продуктами земледелия и ремесленными изделиями, они получали взамен не только необходимое им мясо, шерсть, молочные изделия, но и защиту от агрессивных соседей.

Одинаковый уровень развития и образ жизни, этническое родство, тесные экономические и культурные связи, порой не только мирные, но и военные, способствовали созданию очень близких культур. А формы вооружения и конской упряжи быстро распространялись в кочевнической среде и даже оседали среди земледельческого населения.

В частых войнах, когда у побежденных захватывалось значительное количество имущества, киммерийцы поняли, что обогащаться гораздо выгоднее, грабя и собирая дань.

Большой союз киммерийских племен, который можно сравнить с государственным образованием, сложился, скорее всего, в ходе продолжительной войны с племенами андроновской культуры, покорившими территорию до Волги. Возможно, в этих боевых действиях полностью сформировалась тактика ведения войны с большими хорошо вооруженными армиями. Зная, как легко можно обогащаться за счет других, имея богатый опыт боевых действий, киммерийцы обратили взоры на богатые государства Ближнего Востока, лежавшие за Кавказским хребтом, о которых они были прекрасно осведомлены.

…Чуть забрезжил рассвет. Темные фигуры верхом на конях неслышно подошли к спящему городу. И вдруг раздался рёв многотысячного войска, идущего на штурм! Стражники и проснувшиеся жители бросились на стены, чтобы защитить город, но не могли укрыться от смертоносных стрел. В течение нескольких часов город был взят. Начался грабеж и избиение жителей. Когда всё закончилось, остались на месте цветущего города только лишь дымившиеся руины. Об этом мы узнали из раскопок городов Урарту.

Пребывание киммерийцев на Ближнем Востоке представляет собой один из наиболее ярких периодов их истории. Один из важных источников о киммерийцах составляют ассиро-вавилонские тексты, к числу которых принадлежат разведывательные донесения царевича Синнахериба и одного из главных ассирийских разведчиков Ашшуррицуа, который рискуя жизнью, находясь в чужой стране, добыл крайне необходимую информацию для царя Саргона II. Эти донесения датируются последней четвертью VIII в. до н.э. В них упоминается страна Гамир (страна киммерийцев), находящаяся к северу от Ванского царства (Урарту). Это расположение подтверждается многочисленным археологическим материалом. На Северном Кавказе выявлены погребения киммерийцев и их союзников из местного населения. В захоронениях найдены предметы, имеющие происхождение с Ближнего Востока: панцири, шлемы, нагрудные конские «пекторали» и т.д. Кстати, некоторые изделия из других находок недавно были показаны по федеральным каналам телевидения во время передачи Краснодарскому музею сотрудниками правоохранительных органов. Эти предметы явно появились здесь после удачных походов в страны Ближнего Востока. По обилию находок можно предположить, что именно Северо-Западный Кавказ являлся центром исторических киммерийцев, память о которых долго жила на берегах Керченского пролива, тесно связанного с Кубанью и географически, и исторически.

Еще Гомер в поэме «Одиссея» говорил о стране киммерийцев, покрытой мраком (эти области древним грекам были малоизвестны), куда должен был отправиться главный герой, чтобы сделать жертвоприношение и получить прорицание.

Нахождение киммерийцев на Северном Кавказе доказывается и другими источниками, в которых говорится о походе Русы I, царя Урарту, в страну Гамир около 714 г. до н.э., где он потерпел сокрушительное поражение. Почувствовав силу, киммерийцы всеразрушающим потоком разгромили соседнее государство Манна. Находясь на территории этого государства, они узнали о легендарном царе Мидасе и его способности превращать все предметы, к которым он прикасался, в золото. Видя, что противостоять им никто не может, они решили: разделившись на две части, смогут покорять народы повсюду. Таким образом, одна часть киммерийцев двинулась на Запад и разрушила Гордион (столицу Фригийского царства), где правил легендарный Мидас (ныне это территория Турции). Одновременно нападениям и разрушениям подвергаются и другие царства Малой Азии.

В истории киммерийце есть очень интересный момент. Возможно, во многих племенах киммерийцев была еще стадия матриархата. Это доказывается тем, что в армии киммерийцев было много женщин. Об этом явлении упоминает Геродот. Это было странно и неестественно для местного населения. Причем женщины были такими же воинственными, как и мужчины, и этот факт породил легенду об амазонках. Греки так смогли объяснить непонятное и странное для них явление — участие женщин в боевых действиях. Впрочем, есть и другая версия: ведя многочисленные войны, мужчины погибают (возможно, в столкновениях со скифами), тогда женщины берут в руки оружие и начинают воевать, пока тоже все не погибают.

Наблюдая происходящие события, цари Манна первые поняли, что с киммерийцами нужно дружить, и поселили их на своих территориях (тех воинов, которые не ушли на Запад). А может быть, просто стали использовать их в качестве наемников в борьбе с Ассирией. Вскоре этим способом стало пользоваться и Урарту. Создалась антиассирийская коалиция, главенствующую роль в которой стали играть киммерийцы.

Столкнувшись с такой серьезной опасностью как киммерийцы и не сумев с ними справиться, опытные ассирийские дипломаты внесли раскол между союзом племен или подкупили значительную часть народа, которую они называли «ишкузами», а греки — скифами, для борьбы с киммерийцами. Только после этого ассирийцам удалось разбить противника и оттеснить его далеко на Запад, где он и был полностью уничтожен. А это сделать было уже легко, потому что побежденные с помощью своих соплеменников киммерийцы не представляли какой-нибудь реальной силы. И местные царьки, до этого слезно молившие о пощаде, как стая гиен, набросились и уничтожили остатки некогда могучей армии. Но слава киммерийцев не померкла. Оставались родственные им племена, на долгое время ставшие гегемоном на Ближнем Востоке — это были скифы.

Во многих музеях Северного Причерноморья и Северного Кавказа, в том числе и в Белореченском историко-краеведческом музее, хранятся найденные материальные остатки, принадлежащие киммерийцам. Это и сделанные из камня шлифованные топоры, и топоры-молотки, стремечковидные удила, стержневидные псалии с грибовидным навершием. А также многочисленные бронзовые предметы вооружения: наконечники копий, стрел. В нашем музее есть уникальный наконечник копья, сделанный из железа. Такие наконечники копий встречаются нечасто и иногда вместе с бронзовыми.

По всей вероятности, киммерийцы никуда не исчезли, а продолжили свое существование под другим названием — скифы, об этом говорят предметы вооружения и украшения, существовавшие в более позднее время у ранних скифов. Тем более, что название «киммерийцы», по мнению некоторых ученых, переводится как «подвижной отряд конницы».

Андрей КОРЕПАНОВ, научный сотрудник Белореченского городского музея.

Оцените автора
Огни Кавказа