Рукодельница из Великовечного старается возродить традиции прикладного искусства

Культура

Яркий цвет, запоминающийся орнамент. Работы великовечненской мастерицы Людмилы Скнариной разъехались по всему миру. На вышитых ею рушниках выносили хлеб-соль высокопоставленным гостям Кубани, а в косоворотках (рубахах), к которым приложила руку умелица, выступали участники хора имени Пятницкого.

Испокон веков люди украшали свои жилища вышитыми вещами. Рукодельница Людмила Скнарина старается возродить традиции прикладного искусства. Она продолжает обычаи, принятые в её семье. Воспроизводит орнаменты, которые вышивали её мама и бабушка.
– Моя мечта – внедрить элементы народного творчества в современность, сберечь традиции, которые ещё живы, – рассказывает о своем занятии Людмила Викторовна, – ремесло должно принадлежать людям. Чувство прекрасного с рождения нужно развивать в детях, чтобы народное самобытное искусство продолжало жить в веках.

Изнанка – лицо мастерицы

Девочек приучали к рукоделию с 7-8 лет, с этого момента каждая представительница прекрасной половины человечества начинала готовить себе приданое. В процессе взросления у нее накапливалась работа. Не то, что родители купили, а то, что она сама сделала: рубахи и передник. В сундуке будущей невесты должно было быть не менее 12 штук вышитых ею рушников. К ним относились с большим уважением.
Да и сегодня на изготовление одного рушника уходит 2,5-3,5 метра белого льна. Материал дефицитный и дорогой. Время работы над каждым полотном зависит от рисунка. В сложном (может быть более двух тысяч крестиков) много геометрических переходов, и здесь задача мастерицы схожа с сапёрской; ошибиться нельзя – орнамент выйдет криво. О том, качественно ли выполнена работа, расскажет оборотная сторона изделия — торчащих ниток, затяжек и узелков быть не должно. Отступы и мережки (ажурные швы) подчинены чётким правилам.

Вышитое совершенство

– Сейчас у меня много заготовок кружевных вставок, а вот на вышивку полноценного изделия времени не хватает. Кстати, кружевные элементы в рушниках появились только в начале XIX века, – рассказывает о тонкостях своего ремесла мастерица. – Занимаюсь с детьми в кружке при СДК «Октябрь». Мои ученицы сейчас делают маленькие, простые работы, чтобы научиться правильно класть крестик на полотно.
Знакомлю их с традициями женского рукотворного ремесла, в том числе и кубанского. Недавно проводила занятие про обрядовую куклу. Раньше их делали из лоскутков. Такие куклы не шили с использованием иглы, части тела просто перевязывали ниткой.
Дети осваивают иглу, спицы и крючок, вышивку простым и болгарским (двойным) крестом, позже можно и гладь опробовать.
Рассказываю, что знаю от мамы и бабушки. Больше 20 девчоночек (раньше был и мальчишка) ходят на занятия. Я хочу передать свои знания подрастающему поколению. Даже если одна или две заинтересуются этой работой и переймут хотя бы половину того, что я знаю, – буду счастлива. Это сложно, кропотливо. Нужны усидчивость и терпение. Сделать надо так, чтобы люди смотрели и восхищались.
Своих старших дочерей Людмила Викторовна также научила вышивать. Сейчас передаёт секреты ремесла младшей Анастасии.
– Мне нравится сидеть над рукоделием, смотреть, как картинка складывается из крестиков,– рассказывает пятнадцатилетняя Настя, – мама стала меня учить с восьми лет. В сумке с собой всегда что-то из вышивки лежит. Чтобы в свободную минутку руки без дела не скучали. Немного поднаберусь мастерства и буду рушник себе вышивать.
На сегодня Людмила Викторовна вышила уже около 600 изделий. В копилке ещё около сотни орнаментов, доставшихся ей от женщин её семьи по наследству. Мастерица надеется, что её ученицы продолжат традиции вышивального искусства своих предков.

 

Рукодельница из Великовечного старается возродить традиции прикладного искусства

Рушник – расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Традиционный элемент украшения кубанского жилища. Талисман, в который верили, созданный как в сказке. Льняной, хлопчатобумажный, конопляный, узорчатый или расшитый. Известен у многих народов. Он сопровождал человека на протяжении всей жизни: от рождения до смерти. Каждый рисунок имеет глубокий смысл. На Кубани часто встречается двухцветная вышивка. Красный цвет – символ солнца и жизни, черный– земли. Были и цветные рушники. Когда рождался мальчик, ему делали геометрический орнамент, а девочкам – растительный.

Виды рушников

Свадебный. По нему судили о художественном вкусе невесты.
Часто на нем изображены голуби, символизирующие счастливую семейную жизнь (на фото).

Рождественский. В этот рушник заворачивали младенца при крещении. Если ребенок заболевал, его мама купала и вытирала этим рушником, и он выздоравливал.

Травник. Входной утиральник для мытья рук или обрядовый – на пахоту. Для них характерен растительный орнамент: присутствовали колос, ромашка и мак.

Праздничный. К каждому православному празднику тоже были специальные принты. На Спасы – фрукты, овощи, чтобы изобилие было плодов и ягод.

Рукодельница из Великовечного старается возродить традиции прикладного искусства

Рукодельница из Великовечного старается возродить традиции прикладного искусства

Оцените автора
Огни Кавказа