10 апреля 1874 года на правом берегу реки Белой был вкопан первый столб, положивший начало новому селению.
Становление села
История села начиналась в то время, когда тысячи крестьян-сезонников из центральных губерний России устремились на Кубанские земли. Только в Майкопском отделе, в состав которого впоследствии вошло и село Филипповское, каждый сезон трудилось по 20–25 тысяч человек. Узнав, что земли адыгейских князей братьев Ахеджаковых подлежат продаже, крестьяне из села Макарово Новопокровского уезда Воронежской губернии через Дворянский банк в Петербурге смогли купить 1100 десятин этой земли.
Селение носило двойное название: «Вечное» и «Филипповское», потому что волостной писарь Филипп Ширинкин решил «войти в историю» и, собрав самых уважаемых стариков, предложил назвать село своим именем. После обильного угощения было принято решение: «Впредь именовать сие селение не Вечным, как оно окрещено вначале, а Филипповским» по имени «основателя». Однако это название не прижилось, больше нравилось «Вечное» в честь того, что оно основано на купленной навечно земле!
Земли, находящиеся рядом с селом Вечным, царь Николай I пообещал подарить гусарам после покорения Кавказа. Вспомнил об этом обещании царь Александр III после визитов к нему делегации солдат – покорителей Кавказа. Но выделено было лишь по 3 десятины вместо обещанных 30. Вскоре появились топографы, землемеры, которые начали планировать землю под новое село.
В Государственном архиве Краснодарского края сохранилась справка: «В 1880 году в селе Филипповском было 100 дворов, 122 дома, 1193 десятины земли. Коренных жителей – 1115 человек. Хозяйство составляли: 208 лошадей, 562 вола, 1144 коровы, 5366 коз и овец, одна мельница, 7 пасек и одна лавка».
Вскоре в селе появилось около 10 тысяч переселенцев из России и Украины. И тут оказалось, что земля передаётся в собственность покорителям Кавказа. Ими в 1892 году здесь было основано большое село с пышным названием «Царский Дар». Более половины жителей Филипповского остались без земли и стали наниматься в батраки, рабочими на поташный завод, корчёвщиками вековых дубов под табачные плантации.
Развитие торговли
Село Филипповское расположилось на стыке предгорных лесных казачьих станиц с «равнинными» населёнными пунктами, богатыми хлебом, и славилось на всю округу базарами. Они привлекали жителей не только окрестных, но и дальних сёл, станиц. Постоянными участниками торгов были жители населённых пунктов, расположенных за реками Лабой и Кубанью. Сюда стали наезжать торговцы и кустари из Майкопа, Армавира, станиц Усть-Лабинской, Пшехской, Апшеронской, Белореченской, Лабинской и других.
Пришлось перенести базар на выгон, где начали строить постоялые дворы, общественные заведения, сооружать торговые лавки, магазины. Открылись пивные, столовая, харчевня, ларьки, будки.
Духовное наследие
В селе Филипповском была небольшая церковь, но местная власть решила построить храм. Несколько лет возводился замечательный памятник архитектуры – Свято-Никольский храм. Строительство было завершено в 1912 году. Церковь стала центром не только религиозного, но и светского воспитания. В церковном хоре пели и Василий Дровянников, будущий солист Большого театра, и Мария Жукова, ставшая заслуженной артисткой России, солисткой Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
В 2012 году столетний храм был вновь освящён после десятилетий запустения и разрухи. В советские годы здание храма превращали то в зернохранилище, то в клуб. А потом просто бросили. В плачевном состоянии: без окон, без дверей, без кровли. На самом верху росло большое дерево, внутри – голуби. Таким 30 октября 1995 года увидел Свято-Никольский храм назначенный сюда настоятелем священник Анатолий Черных. Как рассказал отец Анатолий, с помощью Божией, с молитвами Пресвятой Богородице, Николаю Чудотворцу и всем святым прихожане принялись за восстановление.
Мы живём в одном из самых красивых сёл Белореченского района. Вы только вслушайтесь: «Великое» и «Вечное»! Многие жители села знают, что оно не всегда так называлось, поэтому возник интерес к изучению истории родного села и сохранению данной информации для будущих поколений
Георгий Малёваный
Сельское образование
В 1900 году была открыта церковно-приходская школа в селе Филипповском, а в 1903 году – в Царском Даре. Вначале школа была одноклассной с двухгодичным сроком обучения, а когда в село стали прибывать новые переселенцы, была реорганизована (в 1909 году) в двухклассную с четырехгодичным курсом обучения.
В школах учились с поздней осени. За обучение родители учащихся платили по три рубля в год. Это была большая сумма. Так как обычно в семьях было по семь-десять ребятишек, то учился один, а научившись читать, писать и считать, он обучал остальных братьев и сестёр.
В 1914 году на народном сходе жители села постановили построить настоящую школу. На собранные с населения средства бригада строителей приступила к сооружению типового здания. К 1916 году строительство завершилось. Обучаться в школе имели право только те, у кого был земельный надел. Называлась она высше-начальной. В ней также преподавали церковное пение, Закон Божий, арифметику, чтение гражданских книг.
После Октябрьской революции плату за обучение отменили. Управление школами было передано Народному комиссариату просвещения, а на местах – отделам народного образования Совета рабочих и крестьянских депутатов. Согласно «Положению о единой трудовой школе РСФСР», опубликованному 16 октября 1918 года, в селе Филипповском была создана единая трудовая 9-летняя школа второй ступени. Затем её реорганизовали в заведение рангом ниже – школу первой ступени с пятилетним курсом, а ещё позже – с четырехлетним курсом обучения. До 1930 года школа функционировала как начальная, позже была реорганизована в семилетнюю, а с 1934 года – в среднюю.
В послевоенные годы Великовская средняя школа № 4 (ныне №23) готовила хлеборобов с детства, помня заветы своего любимого учителя, директора Николая Бондаревского, отдавшего школе 18 лет жизни (с 1947 по 1965 год). В память о нём в 2022 году школе присвоено имя Н. Н. Бондаревского.
Нельзя не упомянуть и о другом директоре школы – Людмиле Чеботарёвой, которая проработала в этой должности 35 лет. За плодотворный многолетний труд она награждена правительственными наградами и грамотами. Людмила Павловна имеет звания «Отличник народного просвещения», «Почётный учитель города Белореченска», «Заслуженный учитель Кубани», «Ветеран труда».
Время больших перемен
По состоянию на 1.01.1916 года в селе Царский Дар проживали 7 887 человек. Коренных жителей: мужчин – 2568, женщин – 2568; иногородних, живущих постоянно: мужчин – 973, женщин – 985; временно проживающих: мужчин – 389, женщин – 400. Дворов коренных жителей – 803, иногородних – 260.
В Филипповском и в Царском Даре восприняли Октябрьскую революцию как спасение от эксплуатации местными кулаками и властями. Особенно радовались бедняки, говоря о свободе и земле. Но наступило время разрухи, голода, Гражданской войны. Решением 3-го чрезвычайного съезда Советов трудящиеся были мобилизованы на борьбу с белогвардейцами и интервентами.
Вернувшись с фронта, бойцы взялись за строительство новой жизни в сёлах, которые после революции были переименованы (село Царский Дар – в Великое в 1918 году, а село Филипповское – в Вечное в 1920 году).
Коллективизация и колхозы
Жизнь постепенно налаживалась. В селе были организованы коммунистическая ячейка и союз молодёжи. Организовали работу сапожной мастерской, открыли пекарню, хлеб из которой получали семьи красноармейцев, вдовы, сироты.
Архивные документы свидетельствуют, что к 1925 году сёла Великое и Вечное изменились в экономическом, социальном и культурном отношении: «В 1925 году в с. Великом было 1155 дворов, 6015 человек, партячейка, две школы 1-й ступени, библиотека, детский дом, пять мельниц, маслобойня. В с. Вечном – 650 дворов, две школы 2-й ступени, библиотека, проживало 3252 человека».
На территории села Великого в 1925 году образовалось первое сельскохозяйственное объединение – коммуна «Искра», насчитывавшая 49 беднейших крестьянских хозяйств. «Искра» просуществовала недолго из-за отсутствия опыта ведения общего хозяйства. Два года спустя в селе возникла коммуна «Комсомольский труд». Её председатель Иван Зязев продал подворье и купил две лошади. Труд комсомольцев стал образцом для жителей села, и в 1929 году в организацию вступили середняки, в ней насчитывалось более 110 хозяйств. А к маю 1930 года Великое и Вечное стали сёлами сплошной коллективизации. Коммуна на деле показала преимущества коллективного труда. Она явилась прообразом первых колхозов, созданных в Великом и Вечном. На территории Великого было образовано четыре колхоза – «Семеновод», «Вперёд», «К социализму» и «Ударник», а в Вечном – «Красный партизан».
Лучшие сельские хозяйства перед Великой Отечественной войной были неоднократными участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Колхоз «Красный партизан» в 1940 году был удостоен диплома I степени и премирован грузовым автомобилем.
Постепенно хозяйство обзаводилось новой техникой, благодаря чему намного увеличились урожаи сельхозкультур.
Все планы нарушила война. Главной рабочей силой в колхозах стали женщины, старики и подростки. 12 августа 1942 года Великое и Вечное были оккупированы немцами. А 31 января 1943 года сёла были освобождены от фашистов. И вновь сельчане стали налаживать жизнь. Один колхоз помогал другому. Собирали уцелевшее зерно, чтобы вовремя провести весенний сев. Пахали на коровах (не было ни лошадей, ни тракторов). Как ни тяжело было, колхозники давали стране необходимое сырьё и продовольствие.
Летом 1950 года состоялось общее собрание представителей всех великовечненских колхозов, на котором решался вопрос о реорганизации мелких сельскохозяйственных артелей в крупные колхозы. Итогом собрания стало объединение пяти колхозов в один, названный именем Кагановича. В 1951 году годовой доход хозяйства составлял более миллиона рублей. Таких хозяйств в Краснодарском крае были единицы. В 1957 году хозяйство было переименовано в колхоз «Россия».
В сентябре 1967 года к 50-летию Октябрьской революции сёла Великое и Вечное были объединены в село Великовечное.
Проект девятиклассника школы №23, участника районной научно-практической конференции Георгия Малёваного, получившего приз зрительских симпатий.
Полный текст проекта читайте на сайте городского музея.