Узоры и жизнесплетения  

Культура

Эту рассудительную, спокойную и талантливую женщину знают не только в Белореченском районе, но и за его пределами.

Мастер декоративно-прикладного искусства жительница села Школьного Неонила Федько многие годы представляет наш муниципалитет на краевых и всероссийских выставках. Её уникальные изделия являются украшением любого мероприятия. Активную помощь Неониле Леонтьевне в создании этих шедевров оказывают дочь Ульяна и внучка Меланья. 

Десятки раз наша героиня участвовала в выставках декоративно-прикладного искусства в Атамани. Но гости музея под открытым небом снова и снова задерживаются у её работ.

– Мы часто бываем на выставках, поэтому кажется, что нас уже ничем не удивить, – искренне признаются они школьненской мастерице, – но Вам это удалось. Шкатулки-самовары и утюжки, вышитые крестом на мешковине, лоскутные органайзеры-совушки, петушки, курочки, цыплята… Они как будто излучают домашнее тепло и уют.

От сердца – к сердцу      

Нынешней весной в числе почитателей таланта Неонилы Федько оказались губернатор Кубани Вениамин Кондратьев и его дочь Надя. Они тоже не смогли пройти мимо экспонатов нашей мастерицы. Обратив внимание на очередь, которая выстроилась, чтобы сфотографироваться с работами Неонилы Федько, губернатор подошёл сам и позвал дочь (шустрая девчушка убежала немного вперёд).

– Я тогда в руках держала лоскутного петуха, – вспоминает Неонила Леонтьевна.

– Нравится? – спросил дочку Вениамин Иванович.

– Очень, – ответила девочка, не в силах отвести от сказочной птицы глаз.

– Тогда берём? – поинтересовался папа.

– Берём! – согласилась радостно дочь.

– Вениамин Иванович спросил, сколько стоит, – продолжала рассказ мастерица, – но я же не продавала работы, выставляла, поэтому сказала: берите так. 

– Так не могу, – не согласился он и, достав из кармана деньги, передал Неониле Леонтьевне.

Вернувшись домой, женщина купила на них планшет, чтобы на выставках фотографировать работы других мастеров, черпать вдохновение, новые идеи. Кстати, фотосъемке бабушку обучала восьмилетняя внучка Меланья. 

А что касается выставочных экспонатов мастерицы, то она частенько дарит их знакомым и незнакомым людям. Сейчас, например, решила кое-что преподнести в дар воспитанникам школьненского детского сада.   

Поделись умением своим 

– Как у многих мастеров декоративно-прикладного искусства, у меня есть и вышитые рубахи, и рушники, и лоскутное шитьё. На выставках такое увидишь через одного, – поясняет Неонила Федько. – А вот мои петушки, куры, шкатулки-самовары и утюги для посетителей в диковинку. И что самое главное, мне нравится их делать. Я скучаю по рукоделию. Но ещё больше люблю, когда вместе со мной им занимаются другие.  

В октябре исполнится три года с того дня, как на общественных началах Неонила Леонтьевна организовала кружок декоративно-прикладного искусства для односельчанок старшего возраста. Сегодня их одиннадцать. Занимаются каждую неделю в школьненском  ДК.

А началось всё, когда к Неониле Федько пришла сверстница и попросила научить её вышивать крестиком. Наша героиня, конечно, согласилась. У неё огромное количество журналов по вышивке. Выбрали картинку. Взяли ткань, подобрали нитки. И пошло… Вскоре учениц стало больше.  

С разрешения тогдашней заведующей Елены Новгородцевой женщины перебрались в Дом культуры. 

– Я их учу, они – меня, – рассказывает Неонила Федько. – Я, например, никогда не умела вязать крючком. А теперь умею. На последнем занятии мы из мелкоузорного ситца делали органайзеры в виде совушек. Всем понравилось. А ещё мы приносим на занятия выпечку, консервацию. Пробуем, делимся рецептами. Вместе отмечаем дни рождения…

С одобрения и поддержки 

По словам героини, одобрение и поддержку в своё время ей оказал глава района Иван Имгрунт. Как-то он пригласил на встречу всех белореченских  ремесленников, умельцев, мастеров декоративно-прикладного искусства. И каждому дал возможность рассказать о себе, поделиться проблемами, достижениями. Кто-то из выступавших вскользь заметил, что, мол, на ниве творчества недоразумения творятся: уже мальчики вышивать начали!

А на отделение ДПИ детской школы искусств села Школьного, где трудилась Неонила Леонтьевна, в том году как раз пришли одни мальчики. Все они с удовольствием вышивали, особенно их привлекала кубанская тематика. 

– Мальчишек это занятие так увлекло, что невозможно было оторвать, – вспоминает Неонила Федько. – Мы делали салфетки, кошельки, сумки, настенное панно… Ребята очень гордились своими работами, участвовали в районных выставках. Даже бабушки моих воспитанников поражались. Было здорово!

Поэтому, когда черёд дошёл до Неонилы Федько, она встала и искренне удивилась: мол, что страшного в том, что мальчики вышивают? 

Позже Иван Имгрунт сознался, что в детстве тоже вышивал и до сих пор не видит в этом ничего зазорного.

На той встрече Неонила Леонтьевна впервые рассказала главе района, что хочет организовать кружок для бабушек. Он поддержал её инициативу и пообещал приехать на открытие. Но не смог, был на Всероссийском форуме. 

– А мы открылись и работаем, – продолжает женщина, – и не в обиде на главу района. Важно, что он нас поддержал, мобилизовал и вселил уверенность.

Кулинария тоже искусство

Неонилу Леонтьевну без преувеличения можно назвать примерной хозяйкой. Её дом – полная чаша. И в кулинарии, так же, как в творчестве, она не боится экспериментов. Утверждает: на ошибках учатся. 

– Я всегда любила печь торты, пироги и пирожки, – говорит женщина, – но в последнее время этим занимается дочь Ульяна. Я же чаще всего готовлю свои фирменные пирожки с разной начинкой. В них главное – тесто. Оно особенное: на дрожжах и на кефире с содой. Пирожки получаются очень пышные, вкусные. 

Двадцать лет прожила Неонила Федько со своей семьёй на Колыме, где, как известно, народ отовсюду. И у каждого свои кулинарные традиции. Там-то наша героиня и научилась поварскому искусству. Училась сама и учила других.    

В посёлке Атка она была председателем женсовета и руководителем женского клуба «Хозяюшка», куда входили женщины 40–50 лет.

Раз в месяц хозяюшки собирались и проводили конкурсы. На них демонстрировали свои швейные, декоративно-прикладные и кулинарные способности, умение встречать и потчевать гостей. Традиционно перед женщинами выступали врачи, служащие банка, педагоги. Потом проходила дегустация блюд.

– Я тогда работала в книжном магазине, – рассказывает хозяйка, – имела возможность покупать брошюры, книги по кулинарии и рукоделию. И победителей конкурсов награждали этими книгами. В то время книги были  дефицитом.  

Рецепты блюд женщины записывали в большие амбарные книги. И каждая участница клуба имела право вносить свои предложения по их усовершенствованию.

В посёлке не было телевизоров. В библиотеке записывались в очередь за книгами. Поэтому каждое собрание женского клуба «Хозяюшка» становилось самым обсуждаемым событием.

На работе как дома 

В 1992 году Неонила Леонтьевна с семьёй вернулась в Белореченский район. Поселились в Школьном, где жили родители её мужа Георгия Макаровича.

От дома до работы – детской школы искусств, где 18 лет проработала наша героиня, всего 80 шагов. Под сенью деревьев осталась даже дорожка, вытоптанная ею. По маминым стопам сейчас на работу ходит дочь Ульяна, ведь Неонила Леонтьевна на заслуженном отдыхе. Но школьненцы хорошо помнят, как она приходила в школу за час до начала занятий, а уходила только тогда, когда за последним учеником закрывалась дверь. Бывало, задерживалась на час или два. Для неё это было не важно. Неонила Федько любила свою работу и поддерживала интерес к декоративно-прикладному искусству у своих учеников, среди которых, конечно, была дочь Ульяна. Она с раннего детства прочувствовала и полюбила то дело, которым занималась мама. Неудивительно, что после девятого класса девочка поступила в Майкопский колледж искусств на отделение декоративно-прикладного творчества. Окончила его с красным дипломом. И без проблем стала студенткой того же отделения Краснодарского института культуры.

Уже шесть лет Ульяна Остапенко преподаёт в детской школе искусств села Школьного. У неё три дочери: восьмилетняя Меланья и трёхлетние двойняшки (день рождения отметят на днях) Есения и Алиса.

Кстати, старшая Меланья, как когда-то сама Ульяна, с удовольствием занимается у мамы декоративно-прикладным творчеством. Как бабушка и мама, девочка очень любит рисовать. В своё время Неонила Леонтьевна окончила отделение художников-оформителей краевого Дома народного творчества. Позже три года отучилась в КубГУ на художественно-графическом факультете.

Немного о мужчинах 

Георгий Макарович, муж Неонилы Леонтьевны, по специальности электрик и никакого отношения к творчеству не имеет. Вернее, имеет, но к другому.

– Имя Георгий означает земледелец, – поясняет супруга. – И в самом деле, муж любит заниматься землёй. Выращивает фрукты, виноград. Диковинные растения. Недавно вот пальму банановую посадил. И смотрите, как прижилась! 

Георгий Макарович положительно относится к увлечению жены, дочери и внучки. 

Ещё есть старший сын Дмитрий. Он работает вахтовым методом в Якутии. Живёт отдельно от родителей. Воспитывает сына и дочь. В этом году старший внук Неонилы Федько поступил в Южно-Российский политехнический университет в Новочеркасске. 

Зять Неонилы Леонтьевны Виталий тоже занимается вполне земным делом. Он строитель. Но поддерживает увлечение своей жены и дочери.   

– Главное, чтобы моим девочкам всё нравилось, – говорит он.

Возвращаясь к истокам

Неонила Леонтьевна – кубанская казачка. Родилась в Кропоткине. Её мама Ольга Яковлевна была сиротой. Мать свою она не знала, а единственного родного и близкого человека – отца, расстреляли в 1937 году. Ольга Яковлевна была очень способной: хорошо рисовала, шила и вышивала. Поступила на химический факультет учительского университета в Ставрополе. После окончания вуза её направили в школу Кропоткина. Там она и познакомилась с будущим мужем. Уникальные лоскутные работы Ольги Яковлевны высоко ценили окружающие.

– Помню, в нашем доме на стене висела чёрненькая подушечка, – рассказывает Неонила Леонтьевна, – на ней было три розочки: жёлтая, красная и белая, а вокруг листочки. И всё это отделано шнуром. По три петельки в каждом углу. Ученики постоянно просили маму, чтобы она им сделала такую же.  

Отец Неонилы возглавлял в Кропоткине отделение Всесоюзного общества слепых. Он потерял зрение во время войны – охранял туннели под Туапсе. Иногда отец приносил домой серую мешковину, которую ему выдавали в этом обществе, и мать перекрашивала её в разные цвета, а потом на ней вышивала. 

Именно от матери Неониле и её старшей сестре Людмиле передалась любовь к вышивке. Брат Евгений больше увлекался техникой.

В последнее время всё чаще сёстры Неонила Федько и Людмила Корсунова вместе участвуют в выставках. У них так много дипломов, грамот и благодарностей, что, кажется, развесь их – займут не одну комнату.  

Но для Неонилы Леонтьевны главное, чтобы её дело продолжили внучки.

А как иначе? Ведь год от года интерес к изделиям ручной работы растёт.

Елена ПРИХОДЬКО. Фото Сергей МАРТЫНОВ.

Оцените автора
Огни Кавказа