Испытание для родителей: «зачёт» или «незачёт»?  

Образование

В один из ноябрских дней на Кубани около 400 родителей выпускников 11-х классов сели за парты, чтобы ознакомиться с этапами итогового сочинения на допуск к ЕГЭ, которое в декабре напишут их дети.

В Белореченском районе необычную идею краевого министерства образования поддержали 103 родителя. Что из этого получилось, судите сами. 

Сразу отметим, что сочинение предложили написать родителям не только одиннадцатиклассников, но и учащихся других классов, представителям органов местного самоуправления, общественных организаций и средств массовой информации.

Автора этих строк тоже пригласили поучаствовать в этом проекте, чтобы на себе прочувствовать атмосферу открытости и прозрачности проведения ГИА. Немного поразмыслив, согласилась. И как серьёзный человек, мама двух сыновей, младший из которых окончил 11-й класс 2,5 года назад, в течение недели готовилась к сочинению. Пришлось сесть за словари и справочники, поскольку в перечне требований, предъявляемых к письменной работе, аргументированность с опорой на литературный материал.

Когда я рассказала подругам о решении стать участницей этого проекта, они однозначно заявили: «Мы бы не пошли. Кому охота ударить в грязь лицом и в родном районе прослыть невеждой?». 

Родственники тоже удивились: «Зачем тебе это надо? Родители никогда не почувствуют переживаний детей, которые сдают экзамен. Ведь у первых от его результата ничего не зависит, а у вторых – вся жизнь». 

Знакомые педагоги вообще утверждали, что некорректно оценивать уровень знаний неподготовленных людей по тем же критериям, что и выпускников, которых к ЕГЭ готовят целенаправленно и основательно».

Только младший сын меня поддержал, сказал: «Ну решила, сходи». И посоветовал в очередной раз перечитать роман Льва Толстого «Война и мир», в котором есть ответы на все вопросы…

Сказать, что накануне сочинения я волновалась, это значит, ничего не сказать. Но обстоятельства сложились таким образом, что я не смогла прийти в школу №5, где была зарегистрирована, к назначенному часу. Опоздала, и поэтому сочинение не писала. Поначалу даже расстроилась. Но, как оказалось, напрасно. Вне классов, где 15 родителей писали сочинение, я смогла понять и прочувствовать гораздо больше.

Не всё так просто 

Как рассказала мне один из организаторов мероприятия (экзаменом его не назовешь) учитель информатики школы №5 Маргарита Авдонина, перед тем, как приступить к написанию сочинения, родители прошли весь регламент процедуры: инструктаж, получение и распечатка тем, передача их в классы и заполнение бланков… 

– Вы видели глаза родителей, когда их инструктировали, какой была реакция? – поинтересовалась я. 

– У них были глаза детей, которые пришли писать сочинение, – ответила Маргарита Евгеньевна.

Получается, что даже взрослым людям нелегко было сразу взять себя в руки и справиться с эмоциями, решила я. А что тогда о детях говорить? 

И еще такой момент. При написании сочинения родителям разрешалось пользоваться только словарями. Никаких телефонов. Хотя, если разобраться, вряд ли самые смелые белореченцы, согласившиеся в тот день сесть за парты, рассчитывали на мобильный Интернет или подсказку. Уверена, об этом они не думали.      

Как будто услышав мои мысли о смелости участников, Маргарита Авдонина сказала:     

– Когда я заканчивала школу, хотела, чтобы был ЕГЭ по русскому языку, потому что знала: c полновесным сочинением на 5-7 листов, как писали раньше, я не справлюсь. Гораздо проще в рамках ЕГЭ написать сочинение-рассуждение по определенному тексту на 150 слов…

Пример для подражания

И хотя на письменную работу отводилось 3 часа 55 минут, некоторые родители справились с ней быстрее. Первой вышла из класса многодетная мама Светлана Клявлина.

– Я писала на тему «Величайшая победа – победа над самим собой», – рассказала она. – Выбрала её потому, что на протяжении жизни нам постоянно приходится совершать маленькие и большие победы над собой. Преодолевать какие-то преграды, обстоятельства, болезни…  

По словам Светланы Викторовны, в своём сочинении она сделала ссылку на произведение Александра Пушкина «Станционный смотритель», которое недавно прочитала вместе с сыном-семиклассником. А ещё накануне мероприятия она вместе с сыном повторила правила русского языка.    

– Как отреагировали ваши родные и знакомые на решение принять участие в итоговом сочинении? – задала я вопрос.    

– Они говорили: «Зачем тебе это надо?». Но я считаю: нужно показывать пример своим детям. Надеюсь, что они будут перенимать у нас все хорошее, – ответила она.  

Мудрый ребёнок

А вот мама выпускника Татьяна Демичева писала сочинение на тему «Честь нельзя отнять, её можно потерять».  

– Жаль, на подготовку было мало времени, – переживала позже она, – буквально сутки. Я поначалу взяла «Войну и мир» Льва Толстого. Но четыре тома проштудировать за сутки нереально. Поэтому я вспомнила «Капитанскую дочку» Пушкина и «Песню про купца Калашникова» Лермонтова. 

Татьяна Анатольевна рассказала, что поначалу очень волновалась, потому что окончила школу больше 20 лет назад. А сын-выпускник её успокаивал, говорил, что для родителей написать итоговое сочинение не страшно, потому что если даже они получат «незачёт», в их жизни ничего не изменится. Поэтому надо относиться к происходящему проще. 

Но, видимо, не у всех родителей такие мудрые сыновья. По словам моей собеседницы, многие мамы и папы всё же отказались писать сочинение. Одни потому, что нельзя было отпроситься с работы, другие потому, что не до конца поняли цель этого проекта, чересчур серьёзно к нему отнеслись. 

От себя добавлю: а как иначе? Мы, взрослые, вообще очень серьёзные люди.  

– Боялись опозориться. Ведь после окончания школы прошло уже много лет, – пояснила Татьяна Демичева, – просто не захотели оказаться в глупой ситуации… Я, например, больше переживала не за орфографию, а за то, чтобы соответствовать литературному уровню. Это сложней. На уровне третьего класса все могут сочинение написать… Но это ведь для старшеклассников.  

Прощаясь, Татьяна Анатольевна заметила:  

– Вернусь домой, скажу своему выпускнику, что я, в принципе, справилась. Теперь его черед…

В разных весовых категориях

Но не все родители после письменной работы выходили в приподнятом настроении. Особенно это касалось людей в возрасте. Включая телефоны и спускаясь на первый этаж, они тут же сообщали близким, что сочинение это не для них.      

Последним справился с итоговым сочинением папа шестиклассника Валерий Вакуленко. 

– Я писал на тему «Величайшая победа – победа над самим собой», – сообщил он. – Мне не нужно было что-то придумывать, я участник боевых действий и писал о том, что пережил… А то, что задержался дольше всех, так потому, что вспыхнули воспоминания. Сидел, размышлял…

Разговорились. Валерий Анатольевич рассказал, что перед началом мероприятия участники проекта говорили о том, что родители и выпускники изначально поставлены в неравные условия – в разных весовых категориях. Ведь школьники учатся ежедневно и все эти темы знают. Накануне экзамена они с учителями освежают их в памяти. А родителям пришлось включаться во все с наскока, полагаясь только на свой опыт.    

В результате итоговое сочинение для родителей Валерий Анатольевич назвал разговором с самим собой. И пояснил, что на вопрос, надо или не надо было проводить это мероприятие, однозначного ответа нет.   

Для полноты картины добавлю: все без исключения участники итогового сочинения отметили, что атмосфера на мероприятии была доброжелательной и спокойной. 

– Было очень хорошо. Только одни положительные эмоции, – выразил общее мнение Валерий Вакуленко.   

И, следовательно, цель достигнута. 

Но для того, чтобы 15 родителей спокойно написали сочинение, около 60 второклассников пятой школы (два класса) вынуждены были выйти на занятия не в первую, как обычно, а во вторую смену, ведь в школах пустующих классов нет. И около 100 родителей второклассников, бабушек и дедушек вынуждены были «героически» преодолевать неожиданно обрушившиеся на них трудности.   

Елена ПРИХОДЬКО.

Темы сочинений для родителей: 

1. Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей (Аристотель).

2. Честь нельзя отнять, ее можно потерять (Антон Чехов).

3. Величайшая победа – победа над самим собой (Цицерон).

4. Опыт – лучший учитель: его уроки мы хорошо запоминаем (Джеймс Купер).

5. Какова роль дружбы в жизни человека и можно ли обойтись без неё? 

Оцените автора
Огни Кавказа