В редакции газеты «Огни Кавказа» состоялась прямая линия с начальником районного управления образованием Мухтаром Омаровым, который в течение двух часов отвечал на вопросы наших читателей, касающиеся самых разных тем сферы образования Белореченского района. Наиболее актуальные из них мы публикуем сегодня.
Нина Алексеевна, Белореченск:
– Скажите, пожалуйста, будет ли в этом учебном году продолжаться практика добровольно-принудительных поборов на ремонт классов, приобретение учебников и прочее. Моему внуку, который учится в четвертом классе девятой школы, достался учебник, в котором не хватает двух десятков страниц. Что делать?
– Сразу хочу сказать, что категорически запрещено собирать деньги на учебники. В этом году на приобретение учебников для учеников первых-одиннадцатых классов выделено 18 миллионов рублей. Так что хватит на всех. Что касается нехватки страниц в учебнике, доставшемся вашему внуку, проверим. Если факт подтвердится, его поменяют или приобретем новый. Если говорить о сборе денег, то мы против. Особенно, если это делается в принудительном порядке. Но тем, кто в состоянии это сделать, не возбраняется оказывать школе материальную помощь или что-то сделать, скажем так, своими руками: покрасить, побелить, парты переставить и прочее.
Алёна Владимировна, Белореченск:
– В детском саду №7 (ул. Шалимова) очень плохое асфальтовое покрытие. Будет ли оно отремонтировано?
– Ситуация нам известна. Мы, конечно, можем там и асфальт новый постелить, и все остальное привести в порядок, но целесообразно ли это делать, если в детском саду никак не можем вывести грибок? Поэтому, скорее всего, проведем полную реконструкцию здания, при этом, естественно, и его территория будет приведена в порядок.
Анастасия Сергеевна, Белореченск:
– Мой внук учится в школе. Как только приходит новый учебный год, сразу же начинается сбор средств на охрану образовательного учреждения. Законно ли это?
– В этом году с 1 сентября мы организовали охрану всех школ и детских садов частными охранными предприятиями. Никаких денег родители вносить не должны. Это категорически запрещено. Ежемесячно на эти цели выделяется более миллиона рублей.
– Знаете, дело даже не в деньгах, а в безопасности детей. Вы можете гарантировать безопасность наших детей? Зачастую на входе сидят очень пожилые охранники.
– Да, можем. Организацией охраны образовательных учреждений занимаются две организации – ООО «Феникс» и ООО «Союз-Т», имеющие необходимые лицензии, документы и обученных сотрудников. Причем охрана осуществляется круглосуточно. Поэтому безопасность наших детей гарантирована.
Александр Викторович, Белореченск:
– Как моему ребенку, который в этом году оканчивает школу, попасть на Губернаторский бал?
– Участие в Губернаторском бале – честь и поощрение за особые личные достижения. Ваш ребенок должен чем-то выделяться: быть отличником, победителем или призером предметных олимпиад или творческих конкурсов высокого уровня, быть успешным спортсменом, музыкантом…. Можно набирать необходимые баллы и за активное участие в общественной жизни школы, в КВН, других мероприятиях. Начинайте собирать портфолио. Чем больше в нем будет документов, подтверждающих достижения вашего ребенка, тем вероятней победа в районном конкурсном отборе и возможность участия в Губернаторском бале.
Иван Никифорович, Белореченск:
– Какова сегодня в районе ситуация с переводом обучения в школах в одну смену? Есть ли резерв увеличения полезных площадей в существующих школах, или необходимо строить новые учебные заведения? Занимается ли управление образованием демографическим прогнозированием? Если да, то каков прогноз на ближайшие годы, будет ли расти количество учащихся?
– Управление образованием постоянно работает над решением этой проблемы. За последние четыре года мы подготовили 1200 дополнительных мест, используя для этого помещения, которые не были загружены на 100 процентов: учительские, кабинеты вожатых, лаборатории и прочее. Процент обучающихся в районе во вторую смену существенно снизился – с 32 до 20 процентов, несмотря на то, что общее количество учеников значительно увеличилось – с 12 900 до более 15 тысяч. Только в этом году в районе удалось создать 240 учебных мест, освоив полученные средства до начала нового учебного года. Кроме того, на заполнение новых классов планируется затратить 14 миллионов рублей: начального обучения – три миллиона, с пятого по одиннадцатый классы – по полтора миллиона на каждый класс-комплект.
Второй путь – это строительство пристроек к существующим зданиям. Планируется осуществить такие проекты в четвертой школе, гимназии, в седьмой школе поселка Заречного (по 400 мест). Приняв участие в федеральной программе, надеемся построить до 2025 года новую школу на 550 мест в поселке Верхневеденеевском, малокомплектные сельские школы на 250 мест в хуторе Грушевом, станице Черниговской, поселках Восточном и Садовом. Кроме того, в плане возведение двух школ в Белореченске: на 550 мест в микрорайоне «Северный» (по ул. Полевой, 119) и на 1100 мест в районе улиц Набережной и Шабанова.
Ольга Петровна, пос. Родники:
– Как обстоят дела с ликвидацией очереди в детские дошкольные учреждения?
– На сегодня, к сожалению, в нашем районе еще существует очередь в детские сады: по состоянию на 1 сентября 2018 года очередь детей в возрасте от 0 до 3 лет составляет 2009 человек.
Что касается детей в возрасте от 3 до 7 лет, очередь ликвидирована согласно майским Указам Президента РФ.
Дошкольное образование носит заявительный характер. Поэтому не обеспеченными местами в детских садах являются 159 детей, родители которых не заявили о том, что их детям необходим детский сад. Как правило, категория детей в возрасте от 3 до 7 лет определяется в детские сады круглогодично при наличии заявления родителей (законных представителей).
Несмотря на все сложности, в 2017 году детские сады нашего района приняли в свои стены 1147 малышей, а в 2018 году – уже 1572.
– В каких поселениях этот вопрос можно считать решенным, а где его еще предстоит решать?
– Полностью решен вопрос с ликвидацией очереди в детские сады в следующих сельских поселениях: Бжедуховском, Рязанском, Черниговском, Пшехском, в поселке Степном Родниковского сельского поселения и других населенных пунктах.
Актуальным остается вопрос обеспечения местами в детских садах детей из поселка Родники и Первомайского сельского поселения.
Алексей Эдуардович, ст. Черниговская:
– Прокомментируйте проблему с подвозом детей в сельские школы. В частности, из станицы Черниговской в поселок Молодежный. От знакомых слышал, что подобная проблема существует и у родителей, живущих на химзаводских дачах, чьи дети обучаются в школе поселка Заречного.
– Сегодня в нашем районе самый большой автопарк школьных автобусов. Мы осуществляем подвоз на занятия 1200 детей. В отдельном подвозе нуждаются ученики школы №12 села Новоалексеевского, которых мы доставляем на транспорте школы №11. Не помешало бы задействовать автобус и для находящейся рядом архиповской школы, но нельзя по соображениям безопасности. Есть проблемы с подвозом обучающихся и в поселке Заречном. Увы, пока не можем его организовать, но вопрос этот будем решать. Сложности возникли и с подвозом учеников из Черниговской в поселок Молодежный: водитель уволился перед самым началом учебного года, а нового найти проблематично, так как требования к работе на школьном автобусе жесткие. Чтобы подготовить карту водителя, необходимо затратить около месяца, ведь ему доверяют жизни детей. Такая же проблема была в родниковской школе №31, но ее уже решили.
Что касается доставки детей с химзаводских дач, есть надежда, что к концу года в рамках реализации федеральной программы район получит четыре новых автобуса, и, естественно, сразу же выделим один на решение этой проблемы.
Анна Антоновна, Школьное:
– Использование гаджетов учащимися школ – настолько больной вопрос, что к его обсуждению подключился Президент России. Планируется ли в белореченских школах введение ограничений на использование сотовых телефонов во время занятий?
– Согласен, этот вопрос актуальный и требует решения. Когда я работал директором СОШ № 31, мы по согласию родителей ввели в школе такое правило: во время уроков ученики ставили их на беззвучный режим. Если ребенок, к примеру, использовал телефон с Интернетом для решения контрольной работы, учитель забирал аппарат и отдавал потом родителям. За все время существования этого правила только одна мама возразила, но после обстоятельного разговора согласилась с необходимостью данной меры.
Конечно, сегодня телефоны – это бич, мешающий нормальному учебному процессу. И дело здесь не только в детях. Есть родители, которые звонят ребенку во время урока, хотя прекрасно знают расписание. А если таких звонков несколько?! Кроме того, постоянное «сидение» в гаджетах влияет на здоровье ребенка, особенно на зрение.
Почему бы не сделать, как в Таджикистане: приходя в школу, дети сдают гаджеты классному руководителю, который кладет их в специальный сейф, закрывает. На большой перемене желающие могут взять свой аппарат, позвонить родителям или поиграть в игры и опять – в сейф. После уроков ученики забирают телефоны. Если что-то срочное возникает, родители могут в любой момент позвонить директору, завучу или тому же классному руководителю.
К сожалению, у нас в стране пока нет закона, регулирующего использование телефонов во время учебного процесса. Но каждая образовательная организация имеет возможность договориться с родителями и решить эту проблему. Ведь никакой Интернет не заменит живое слово учителя, помогающее лучше усвоить материал.
Денис Владимирович, Белореченск:
– Работа с детьми предполагает не только регулирование учебного процесса, но и организацию их досуга. На какие направления досуга делает сегодня упор районное управление образованием?
– В этом учебном году во всех школах района внедряются массовые программы дополнительного образования. Дети могут заниматься в спортивных секциях, музыкальных, художественных, театральных кружках, осваивать декоративно-прикладное искусство. Мы это делаем совместно со специалистами управлений по делам молодежи, культуры, физкультуры и спорта.
Геннадий Константинович, Белореченск:
– Оправдало ли себя введение в школах и детских садах классов и групп казачьей направленности?
– Думаю, это полезное нововведение. В той же великовечненской школе дети стали вести себя по-другому: дисциплинированно, с уважением к старшим, к обычаям своих предков. Вскоре школа №23 полностью станет казачьей, что, несомненно, является большим плюсом. С исчезновением пионерии и комсомола образовалась пустота в идеологии воспитания школьников, а, как известно, свято место пусто не бывает. Вот и занял эту нишу Интернет. И как со временем мы все убедились, он не очень способствует общему развитию детей. Поэтому пришла пора внедрять другие формы внешкольной работы. Мы придаем этому важное значение.
На прямой линии дежурил Степан ВИЗНЯК.